Перечень контрольных вопросов к зачету

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" в г. Набережные Челны

Рабочая программа дисциплины

ЛОГИКА

Направление подготовки

«Государственное и муниципальное управление»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Набережные Челны, 2011

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

- формирование первичных представлений о логике, ее законах, необходимых при подготовке бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Задачи дисциплины:

- освоение студентами некоторых элементов следующих основных разделов логики: теории логических форм, теории аргументации и законов логики;

- получение студентами начального представления о применении основ логики к деятельности профессионала.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Логика» вариативной дисциплиной математического и естественнонаучного цикладисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат).

Дисциплина «Логика» рассчитана на студентов младших курсов и не предполагает знаний, выходящих за рамки школьной программы.

Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части гуманитарного, социального и экономического циклаФГОС ВПО дисциплина «Логика» обеспечивает инструментарий формирования следующих компетенций бакалавра управления:

- знает законы развития природы, общества и мышления, умеет применять эти знания в профессиональной деятельности, умеет анализировать и оценивать социально значимые явления, события и процессы, владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам (ОК–9);

- умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации, способен к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

В результате освоения содержания дисциплины «Логика» студент должен:

Знать

- элементы базовых разделов логики – основы формальной логики, теории аргументации и законов логики. Иметь представление о подходах к решению проблем, возникающих в профессиональной сфере;

Уметь

- формулировать достаточно простые логические структуры; использовать логические законы в практической деятельности будущего специалиста;

Владеть

- навыками формирования логических форм – понятия, суждения, умозаключения, логических рассуждений, умением следить за логическим выводом и доказательствами;

- основами построения умозаключений, доказательства и опровержения для решения задач управления.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – экзамен/ зачет.

  Виды учебных занятий Количество часов
1. Всего аудиторных занятий
2. Лекции
3. Практические занятия
4. Самостоятельная работа
5. Всего часов по дисциплине

Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет логики.

Формирование формальной логики (из истории логики). Логика и дру­гие науки. Мышление как логический процесс. Логические формы, логические связи. Логический закон. Черты правильного логического мышления. Социальное назначение и функции логики. Роль логики в развитии логической культуры личности. История развития логики.Возникновение и этапы развития формальной логики. Логика и язык. Предмет и значение логики. Мышление как логический процесс. Содержание и формы мышления. Структуры мыслительной деятельности.

Тема 2. Понятие.

Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Термины. Основные логические приемы формирования понятий. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятий. Определение, виды определений, виды их построения.

Тема 3. Суждение.

Определение суждений, структура суждений. Суждение и предложение. Классификация суждений. Простые суждения, их виды и структура. Отношение между суждениями. Суждение и вопрос. Логические требования к правильной постановке вопросов. Сложные суждения. Логические операции с суждениями.

Тема 4. Умозаключение.

Умозаключение как форма мышления. Общая характеристика умозаключений. Дедукция. Индукция. Аналогия. Моделирование как метод познания; виды моделей и их гно­сеологическая роль. Единство индуктивных и дедуктивных методов исследования. Логические правила умозаключений по аналогии.

Тема 5. Основные законы мышления.

Законы последовательного и доказательного мышления. Система логических законов традиционной логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Тема 6. Доказательство. Основы теории аргументации.

Логическое доказательство, его связь с процессами получения выводного знания. Логическая структура доказательства. Требования, предъявляемые к элементам доказательства. Виды доказательств.

Сущность опровержения. Связь опровержения и доказательства. Опровержение тезиса, аргументов и демонстраций.

Логические правила и основные ошибки доказательства и опровержения в познавательном процессе.

Часть 2 – Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Философия *       * *
Информатика *   *      

Часть 3 – Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Трудоемкость в часах
Всего часов Аудиторная работа Внеаудиторная (самостоятельная) работа
Общая Лекции Практические занятия Общая
Предмет логики
Понятие  
Суждение  
Умозаключение  
Основные законы мышления  
Основы теории аргументации  
  Итого

Практические занятия

№ п/п № раздела (темы) дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Технологии проведения Трудоёмкость в часах
Предмет логики. Формирование формальной логики (из истории логики). Логика и дру­гие науки. Мышление как логический процесс. Логические формы, Логические связи. Логический закон. Черты правильного логического мышления. Социальное назначение и функции логики. Роль логики в развитии логической культуры личности специалиста. История развития логики.Возникновение и этапы развития формальной логики. Создание символической логики. Становление диалектической логики. Логика и язык. Соотношение формальной и диа­лектической логики. Современная формальная логика. Предмет и значение логики. Мышление как логический процесс. Содержание и формы мышления. Структуры мыслительной деятельности
Понятие. Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Термины. Основные логические приемы формирования понятий. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятий. Определение, виды определений, виды их построения.  
Суждение как форма мышления. Определение суждений, структура суждений. Суждение и предложение. Классификация суждений. Простые суждения, их виды и структура. Отношение между суждениями. Логические операции с суждениями. Суждение и вопрос. Логические требования к правильной постановке вопросов.  
Умозаключение. Умозаключение как форма мышления. Общая характеристика умозаключений. Дедукция. Индукция. Аналогия. Моделирование как метод познания; виды моделей и их гно­сеологическая роль. Единство индуктивных и дедуктивных методов исследования. Логические правила умозаключений по аналогии.  
Основные законы мышления. Законы последовательного и доказательного мышления. Система логических законов традиционной логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.  
Теория аргументации. Логическое доказательство, его связь с процессами получения выводного знания. Логическая структура доказательства. Требования, предъявляемые к элементам доказательства. Виды доказательств. Сущность опровержения. Связь опровержения и доказательства. Опровержение тезиса, аргументов и демонстраций. Логические правила и основные ошибки доказательства и опровержения в познавательном процессе. Логические основы теории аргументации.  
ИТОГО:

Самостоятельная работа

Обязательными при изучении дисциплины «Логика» являются следующие виды самостоятельной работы:

— разбор теоретического материала по пособиям и конспектам лекций;

— самостоятельное изучение указанных теоретических вопросов;

— решение логических задач по темам практических занятий;

— выполнение двух творческих контрольных работ.

№ п/п № раздела (темы) дисциплины Форма самостоятельной работы Трудоёмкость в часах
Работа с учебной литературой, решение задач, выполнение домашних заданий
Работа с учебной литературой, решение задач, выполнение домашних заданий  
Работа с учебной литературой, решение задач, выполнение домашних заданий Выполнение заданий контрольной работы №1    
Работа с учебной литературой, решение задач, выполнение домашних заданий  
Работа с учебной литературой, решение задач, выполнение домашних заданий Выполнение заданий контрольной работы №2    
Работа с учебной литературой, решение задач, выполнение домашних заданий
ИТОГО:

Контрольные вопросы и система оценивания

Перечень контрольных вопросов к зачету

1. Предмет традиционной логики, ее значение.

2. Возникновение традиционной логики, основные этапы её развития.

3. Логика и язык.

4. Логика и культура мышления.

5. Признаки логичного мышления. Виды алогичного мышления.

6. Закон тождества, его значение.

7. Закон непротиворечия, его значение.

8. Закон исключённого третьего, его значение.

9. Закон достаточного основания, его значение.

10. Сущность понятия, его логическая структура.

11. Содержание и объём понятия, их связь.

12. Виды понятий.

13. Виды отношений между понятиями. Круги Эйлера.

14. Обобщение и ограничение понятий. Категории науки.

15. Сущность определения понятия. Виды определений.

16. Правила и ошибки в актуальных определениях.

17. Сущность деления понятия. Виды делений.

18. Правила и ошибки в делении понятий.

19. Сущность суждения. Алгоритм логического анализа суждений.

20. Простые суждения, их состав и виды.

21. Распределённость терминов в суждении, её роль в установлении

логической корректности суждения.

22. Виды отношений между простыми категорическими суждениями. Логический квадрат.

23. Понятие о модальности суждения.

24. Сложные суждения, их состав и виды.

25. Табличный способ определения истинности сложных суждений.

26. Выяснение смысла простых суждений: превращение, обращение, противопоставление, выводы по логическому квадрату.

27. Сущность умозаключения, его структура.

28. Алгоритм логического анализа умозаключения.

29. Классификация умозаключений, её значение.

30. Простой категорический силлогизм, его состав, фигуры и модусы.

31. Общие правила построения простого категорического силлогизма. Типичные ошибки.

32. Условные силлогизмы, их виды, модусы и правила построения.

33. Разделительные силлогизмы, их виды, модусы, правила построения.

34. Условно-разделительные (лемматические) силлогизмы, их виды и модусы.

35. Сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, энтимемы, сориты и эпихейремы).

36. Дедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.

37. Индуктивные умозаключения, их виды и роль в познании. Ошибки в индуктивных умозаключениях.

38. Методы научной индукции, их роль познании.

39. Традуктивные умозаключения, их виды. Умозаключения по аналогии, их виды и роль в правовом исследовании. Ошибки в умозаключениях по аналогии.

40. Спор как логическое действие, его структура и виды.

41. Участники спора, их виды.

42. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

43. Доказательство, его строение, виды и правила. Ошибки и уловки в доказательствах.

44. Опровержение. Способы и правила опровержения.

45. Вопрос и ответ, их виды. Условия постановки правильных вопросов.

46. Ответ, их виды. Логические требования к ответу.

47. Гипотеза, её строение, виды и роль в познании.

48. Теория как форма мышления, её строение, виды и роль в познании.

Наши рекомендации