Учитель: Киреева Елена Михайловна
Тема урока: « Кто такие птицы?»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных,
тело которых покрыто перьями;
познакомить с особенностями их строения;
с местами их обитания.
Основные этапы урока:
1 . Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Определение темы и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Практическая работа.
6. Обобщение, систематизация и применение знаний.
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
8. Рекомендации для занятий дома.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;
У учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; цветные карандаши.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент. | Слайд 1 Прозвенел звонок весёлый, И вошли вы в светлый класс! Что здесь нужно? Не лениться И старательно учиться. – Проверим готовность к уроку. Ребята! Сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут. | Слушают и дополняют учителя | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться |
2.Актуализация знаний. 3. Определение темы и задач урока. 4. Изучение нового материала. 5.Практическая работа. Физкультминутка 6.Обобщение систематизация, применение знаний. 7.Подведение итогов урока и рефлексия. 8.Рекомендации для занятий дома. | -Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях. (Наша помощница Черепаха и муравей Вопросик) 1) Фронтальная работа. -Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые) -Чем отличаются насекомые? - Как отличить рыб от других животных? 2) Индивидуальная работа на карточках.(приложение 1) -Рассмотрите и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое. Слайд 2 Проверка:( передайте карточку соседу) 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног) -Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей) - Назовите их. - Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми квадратики остались не закрашенными (Птицы) Слайд3 -Подумайте, о ком мы будем говорить на уроке? -Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой? -Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц. -Каких птиц вы знаете? 1) Игра «Кто больше?» -Как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.) 2) Работа по учебнику. - Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга) - Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать) - Можно ли их отнести к одной группе? (Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу) - Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Слайд 4 Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие. -Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья) Обобщение: -Какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями). Практическая работа. -Рассмотрите предложенные перья. -Одинаковые они или разные? -Чем они различаются? Вывод: (перья прочные, легкие.) - Что общего? (Учитель показывает стержень и бороздки перьев). (Упражнения: -Положите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, легкое.) -Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Слайд5 - Рассмотрите рисунок - Какую птицу вы узнали? (Это голубь.) - Рассмотрите тело птицы. 3) Знакомство со строением птицы. -Из каких частей состоит тело голубя? – Что интересного знаете о голубях? Работа в парах. - Найдите указанные части тела у птицы на странице учебника. - У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. Слайд6 Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. -Давайте мы с вами поиграем в игру «Летает – не летает» . -Все ли птицы летают? (Нет, не умеют летать пингвин и страус) - Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.) Слайд7 - Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги! ЗАГАДКИ Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, тёплый юг. - Как называются такие птицы? (перелётные) Другие - те народ иной: В мороз над лесом кружат. Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. - Как называются такие птицы? (зимующие) 1) Работа по учебнику. Беседа о зимующих и перелетных птицах. 2)Работа с плакатом - Назовите птиц, которых видите на плакате . - На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) - Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.) 3) Работа в рабочих тетрадях. с. 25 - Раскрасьте перелётную птицу . -Наше путешествие по царству природы завершается. -Каких животных называют птицами? (Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.) Слайд 8 – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? - Выполнение какого задания вызвало затруднение? - Какое задание было самым интересным на уроке? - Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.) - Послушайте, как красиво звучат голоса птиц!, Нарисовать птичку | Дети отвечают Самостоятельная работа(дети раскрашивают) Проверяют карточку одноклассника опираясь на картинку слайда Дети анализируют и отвечают Читают хорошо читающие дети Называют птиц Рассматривают фото животных и отвечают на вопросы учителя Слушают рассказ и рассматривают разных птиц Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них. Анализируют рассуждают делают вывод Работа в парах. На столах лежат перья . (Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.) Учащиеся находят маховые перья, контурные перья и пуховые перья. Сравнивают. Просматривают презентацию Сообщение ученика;«В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. Один ученик показывает на части тела другой отвечает Дети встают, выполняют движения взмахи крыльев, если учитель называет насекомое или птицу умеющую летать. Просматривают презентацию Отгадывают загадки Рссматривают иллюстрации птиц отвечают на вопросы Сравнивают анализируют делают вывод Выполняют задания в рабочей тетради Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Слушают голоса птиц | Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок Познавательные:общеучебные логические – анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные:принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения. Регулятивные:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные:слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и Познавательые Регулятивные Личностные:проявляют интерес к новому учебному материалу Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество Познавательные: общеучебные –извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Приложение 1:
МБОУ ООШ №15
Конспект урока
«Окружающий мир»
А» класс
по теме: «Кто такие птицы?»
подготовила и провела
учитель 1 категории
Киреева Е. М.
Октябрь 2015 года