Дорога к независимости» для детей с ДЦП
«Если ему столько нужно освоить, как он когда‑нибудь сможет стать самостоятельным?» Наверняка вы не раз задавали себе этот вопрос. Да, ребенку с ДЦП и подобными заболеваниями приходится специально овладевать очень многими навыками. Но вместо того, чтобы волноваться о завтрашнем дне, лучше посмотреть на сегодняшний. Оценивайте каждый день сам по себе, цените каждое небольшое продвижение и радуйтесь большим достижениям вашего ребенка.
«Дорога к независимости» включает в себя глобальные достижения, к которым вам с ребенком нужно стремиться. Каждое поможет ребенку делать что‑то самостоятельное – и заложит фундамент для овладения другими навыками. Начальные навыки, приведенные ниже, перечислены в той последовательности, в которой дети обычно ими овладевают. Первый навык иногда бывает пропущен детьми, которые могут играть со своими руками в положении лежа на спине или в детском креслице. Вы можете увидеть, что два из перечисленных начальных навыков выделены курсивом. Это сделано не случайно: на них основываются многие последующие навыки.
Удерживать голову и смотреть по сторонам, опираясь на руки в положении лежа на животе , очень важно: овладение этим навыком означает, что ребенок контролирует движения головой, что он обрел некоторую силу и равновесие в плечах и ему нравится лежать на животе. Возможно, ваш ребенок овладел этим навыком легко. Если же нет, вам стоит предоставить ему всю необходимую помощь. Уделите этому особое внимание и потратьте на тренировки необходимое время – и вы добьетесь успеха. Подробнее об этом вы сможете прочитать в главах 6 и 8.
«Зайчик» из положения лежа на животе, когда ребенок подтягивает обе ноги и опирается на обе руки, еще один навык, выделенный в предлагаемой ниже схеме курсивом. Принятие положения «зайчика» – самый легкий способ для детей с ДЦП и подобными заболеваниями поднять свое тело с поверхности. Чем быстрее ваш ребенок овладеет этим навыком, тем лучше. Когда он будет самостоятельно принимать это положение по многу раз на день, сила и координация мышц корпуса, плеч и рук у него улучшится. В процессе тренировки этого навыка ребенок сможет переносить вес и удерживать равновесие, что было бы невозможно, если бы он просто играл, лежа на животе.
Навыки среднего уровня перечислены группой. Последовательность, в которой ими овладевают, значительно варьируется от ребенка к ребенку. Первыми приводятся навыки сидеть и стоять, держась за перекладину , так как их нужно тренировать раньше всего. В главе 12 объясняется, зачем это нужно. Навыки сидеть и стоять на коленях перечислены следом. Над этими навыками лучше работать одновременно. Дети с гипотонусом могут демонстрировать устойчивый прогресс в сидении на полу, в то время как у детей с гипертонусом это может вызывать большие сложности (подробнее см. в главе 10). Зато у детей с гипертонусом может лучше получаться стоять на коленях. Одновременная отработка навыка сидеть и способов стоять на коленях обеспечит максимальный прогресс ребенка, в то время как отработка навыка стоять на коленях уже после того, как ребенок научится сидеть, может его замедлить.
Обучение таким навыкам, как отталкиваться для того, чтобы встать, переступать вдоль мебели и подниматься по лестнице с посторонней помощью, перечислены во второй группе навыков среднего уровня, куда также помещены навыки хождения со вспомогательными предметами или с помощью другого человека. Эти навыки также необходимо тренировать одновременно. Они улучшают силу и координацию мышц ног (подробнее см. в главе 12).
Высшие навыки начинаются с навыка стоять без поддержки . Самостоятельное удержание равновесия в положении стоя – ключ ко всем высшим навыкам. Как только ваш ребенок научится стоять, ни за что не держась, можно будет начинать отрабатывать навык ходьбы без помощи рук.
«Дорога к независимости» поможет вам получить общее представление о том, как дети с ДЦП и подобными заболеваниями могут овладеть навыками крупной моторики. Она не сообщает и не предсказывает последовательность, в которой именно ваш ребенок может ими овладеть: развитие его крупной моторики будет зависеть от его индивидуальных возможностей и особенностей развития.
Схема обретения навыков «Дорога к независимости»
Начальные навыки:
• Соединяет ладони и играет в положении лежа на боку (рис. 4.1 ).
• Удерживает голову посередине, соединяет ладони и играет в детском креслице (рис. 4.2 ).
• Удерживает голову и смотрит по сторонам в положении лежа на животе с опорой на руки (рис. 4.3 ).
• Поднимает ноги от пола и переворачивается из положения лежа на спине (рис. 4.4 ).
• Играет и двигается на животе (рис. 4.5 ).
• Сидит, опираясь на обе руки (рис. 4.6 ).
• «Зайчик» из положения лежа на животе: ребенок подтягивает к животу обе ноги и опирается на обе ладони (рис. 4.7 ).
Рис. 4.1
Рис. 4.2
Рис. 4.3
Рис. 4.4
Рис. 4.5
Рис. 4.6
Рис. 4.7
Навыки среднего уровня I:
• Сидит и стоит, держась за перекладину (рис. 4.8, а и б ).
• Подтягивается из положения «зайчик», встает на колени у коробки и играет (рис. 4.9 ).
• Сидит с небольшой опорой на руки и играет (рис. 4.10 ).
• Играет в положении «зайчик» (рис. 4.11 ).
• Играет, сидя на пятках, самостоятельно принимает это положение и выходит из него (рис. 4.12 ).
• Сидит без опоры на руки, самостоятельно принимает данное положение и выходит из него (рис. 4.13 ).
Рис. 4.8
Рис. 4.9
Рис. 4.10
Рис. 4.11
Рис. 4.12
Рис. 4.13
Навыки среднего уровня II:
• Ползает, опираясь на ладони и колени (рис. 4.14 ).
• Хорошо сидит на скамейке или стуле (рис. 4.15 ).
• Подтягивается с помощью мебели и встает, играет и переступает (рис. 4.16 ).
• Ходит с ходунками (рис. 4.17 ).
• Ходит с костылями (рис. 4.18 ).
• Ходит по лестнице с помощью другого человека.
Рис. 4.14
Рис. 4.15
Рис. 4.16
Рис. 4.17
Рис. 4.18
Высшие навыки:
• Стоит без поддержки (рис. 4.19 ).
• Ходит без поддержки (рис. 4.20 ).
• Ходит вверх и вниз по лестнице, поднимается и опускается с бордюра, может бегать.
Рис. 4.19
Рис. 4.20
Часто задаваемые вопросы
Какое время займет у нашего сына обучение каждому навыку? Следует ли нам с ним отрабатывать зараз только один навык?
Все зависит от конкретного ребенка и конкретных осваиваемых навыков. Ваш сын может овладеть несколькими новыми навыками довольно быстро, однако овладение другими может занять недели и даже месяцы.
Лучше работать одновременно сразу над несколькими навыками. Как уже упоминалось, возможно, вам стоит поработать одновременно над навыками сидения и стояния на коленях – и в тот же день попрактиковаться в навыке стоять с помощью рук. Однако иногда лучше сконцентрироваться на чем‑то одном – и тренировать этот навык снова и снова (речь о концентрированных тренировках пойдет далее). Все зависит от обстоятельств. Физиотерапевт вашего ребенка даст вам совет исходя из вашей текущей ситуации и объяснит, какие навыки в настоящий момент нужно отрабатывать более тщательно.
Нужно ли дочери ползать, чтобы научиться ходить? Нужно ли ей ходить с ходунками, прежде чем она сможет ходить без них?
Дети с задержкой развития или ДЦП могут научиться ходить с ходунками без освоения навыка ползания. И в то же время ползание поможет девочке: научит ее координировать движения рук и ног при передвижении; укрепит мышцы бедер, плеч и рук. Немногие дети могут самостоятельно ходить, не научившись сначала ползать. Исключение – это дети с гемиплегией, чьи руки серьезно повреждены из‑за ДЦП. Такие дети не могут ползать, но смогут научиться самостоятельно ходить.
Что касается второго вопроса, то не все дети с ДЦП начинают ходить с ходунками – однако многие.
У нашего сына гемиплегия. Только одна сторона его тела поражена из‑за ДЦП. Как у него будут развиваться навыки крупной моторики?
Ваш сын будет рассчитывать прежде всего на здоровые руку и ногу. В результате он сможет овладеть большинством навыков почти так же быстро, как дети без ДЦП, пока не придет время осваивать навык ходьбы. Теперь патологический мышечный тонус, нехватка координации, слабость пораженной ноги могут отсрочить начало его хождения. Однако со временем он овладеет навыком самостоятельной ходьбы.
Лучше всего для мальчика начать заниматься физической терапией как можно раньше. С ее помощью он станет максимально использовать свои слабые руку и ногу, не будет ими пренебрегать. Хотя детям с гемиплегией ползать не обязательно, тренировка этого навыка многое им дает. Чем больше ваш сын будет ползать, тем более сильными и скоординированными станут его пораженные рука и нога. Преимущества, полученные от ползания, он сможет использовать всю жизнь.