Правила постановки вопросов

Сущность и логическая структура вопроса. Виды вопросов и правила их постановки

Сущность и логическая структура вопроса.

Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступают направляющим началом в развитии познания. В результате чего закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому.

Вопрос – логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на её недостаточность в целях получения новой информации в виде ответа. В языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Не являются вопросом риторические предложения, побуждения, просьбы, запрещения, призыв. Вопрос может выражаться и повествовательным предложением (вопросы к экзамену).

Термин «вопрос» связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема – вопрос или комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Проблема – вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации, т.е. это знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос – форма выражения проблемы. Проблемная ситуация – всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

Логическая структура вопроса:

1) Искомое знание

2) Исходное знание (базис или предпосылка вопроса)

3) Требование перехода от незнания к знанию, от исходного знания к искомому.

При постанове вопроса искомое не является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде незавершённого, неопределённого знания, имеющего нередко обобщённый характер.

Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него – позитивная предпосылка вопроса. Выдвигая вопрос, исходят из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос – негативная предпосылка вопроса.

Вопросы могут обладать сильным внушающим воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос, наряду с затребованием информации, в своих предпосылках заключает определённые сведения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Если эти сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опасным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину. Поэтому в ходе судебных заседаний записываются как ответы сторон, так и вопросы, которые им задавались, т.к. вопрос образует с ответом единое целое.

Виды вопросов.

1) По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок. «всё больше граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно появляется желание их продать» -> что такое акция? Почему их надо продавать? Как правильно продавать акции? И т.д.

2) По структуре различают простые и сложные вопросы. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Не может быть расчленён на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если…,то». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые.

3) О способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие (ли-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждениях. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включённая в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли». Восполняющие вопросы (к-вопросы) направлены на выявление новых свойств у исследуемого объекта, на получение новый информации. «кто?», «что?», «почему?», «когда?», «где?».

4) По количеству возможных ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый – вопрос, на который существует неопределённое множество ответов. Закрытый вопрос – вопрос, на который имеется конечное, ограниченное количество ответов.

5) По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Узловой – вопрос, верный ответ на который служит непосредственному достижению цели. Наводящий – вопрос, ответ на который подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса.

6) По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный – вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного суждения, противоречащего суждения, смысл которого не определён. Виды некорректных вопросов: 1) тривиально некорректные (выражен предложением, содержащим неясные или неопределенные слова/словосочетания) 2)нетривиально некорректный – вопрос, предпосылкой которого является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Если в основе вопросе лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если спрашивающий знает о ложности базиса и задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называют провокационным, а его поставка есть софистический приём.

Правила постановки вопросов

1) вопросы необходимо ставит корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределённый вопросы недопустимы.

2) В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы.

3) Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них

4) Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный, его лучше разбить на несколько простых.

5) В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы.

6) При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы являются суждениями, т.к. в них содержится утверждение или отрицание. Обычные вопросы суждениями не являются.

Требования к формулировке вопросов:

▪ Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции

▪ Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе

▪ В вопросе не следует употреблять многозначные слова

▪ Контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными

▪ Вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов

▪ При необходимости конкретизации ответа в вопрос следует ввести краткое предисловие

▪ Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос

▪ Нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы.

продолжение

Наши рекомендации