Мышление и его основные формы в структуре познавательных способностей человека; взаимосвязь чувственного и рационального уровней познания.
Понятие логики. Логика как наука и её предмет. Место логики среди других наук о мышлении.
Логика (logos-древнегреч.) – понятие, разум, рассуждение.
Логика - наука о законах и формах (поэтому такую логику принято называть формальной) правильного мышления.
Логика - это наука об общезначимых формах и средствахмысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:
1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.
2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
3. Методы получения нового выводного знания -сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.
4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.
В отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Вопрос 2.
Мышление и его основные формы в структуре познавательных способностей человека; взаимосвязь чувственного и рационального уровней познания.
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство 1. чувственного познания и 2. рационального познания (или абстрактного мышления)
Чувственное познание - это познание непосредственное, действительность отражается посредством органов чувств в форме ощущений, восприятий и представлений. С помощью этих форм отражения не удаётся познавать внутренние, существенные стороны вещей и явлений, законы их функционирования и развития. Протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха,
Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах.
Сущность же вещей и явлений познаётся на ступени абстрактного мышления.
Основные особенности мышления:
1 . Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называетсявыводным, а сам процесс его получения —выведением.
3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.
4. Мышление — процесс активного и целенаправленного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. В процессе мышления ставятся определённые цели и формируются задачи. Для достижения поставленных целей и решения задач осуществляются мыслительные действия.
Основные формы мышления:
понятие -форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным, прилагательным или же их сочетанием.
суждение -форма мышления, в которой что - либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях; выражается в форме повествовательного
предложения.
умозаключение -форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам вывода получаем
заключение.
Взаимосвязь чувственного познания и абстрактного мышления.
В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.
Вопрос 3.