Первый. Это так называемые гипотетические объекты
Лекция 1. Предмет и значение логики
Познавать, не размышляя, - бесполезно;
Размышлять, не познавая, - опасно.
Конфуций
Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность».
Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
Понять предмет логики возможно если знать
- что есть мышление,
- что есть форма,
- что есть закон.
Наше познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности и являющихся источником всех наших знаний.
Чувственное познание протекает в трех основных формах:
- ощущение, восприятие, представление.
Обобщенное восприятие и представления возможны лишь при абстрактном мышлении (отвлеченном). Мышление есть особое свойство мозга или высокоорганизованной материи – отражать материальный мир в идеальных образах. Именно абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.
Основные особенности абстрактного мышления:
- Мышление отражает действительность в обобщенных образах.
В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное.
Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности.
Благодаря абстрактному мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредованно. В таком случае знание называется выводным, а сам процесс его получения – выведением.
- Мышление неразрывно связано с языком.
Язык есть непосредственная действительность мысли. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания.
- Мышление процесс активного отражения действительности.
Основные особенности абстрактного мышления:
- обобщенный и опосредованный характер отражения действительности;
- неразрывная связь с языком;
- активный характер отражения.
Основные формы абстрактного мышления - это понятие, суждение, умозаключение.
Логическая форма или форма мышления – это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
Основные разделы формальной логики.
- традиционная логика (IVв. До н. э. – начало XX в.) – традиционная логика изучает правильное мышление, опираясь ву основном на естественный язык. Логика традиционная не использует формализацию и аппарат математики, а занимается изучением логической связи умозаключений, суждений, понятий и операций над ними.
Представители –
- Аристотель (348 – 322 гг. до н. э.)
- Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.)
- Д.С. Милль (1806 - 1873 гг.)
- классическая логика (XIX – XX вв.) – раздел современной (математической, символической) логики, включающий классическую логику высказываний и классическую логику предикатов. Логика классическая опирается на принцип двузначности, в соответствии с которым всякое высказывание является или истинным, или ложным.
Представители –
- Дж. Буль (1815 - 1864)
- А. М. де Морган (1806 - 1871 гг.)
- Готлоб Фреге (1848 - 1925 гг.)
Бертран Рассел (1872 – 1970) и др.
-неклассическая логика(XIX – XX вв.) – совокупность логических теорий, являющихся дополнением и дальнейшим развитием идей, лежащих в основе современной логики (интуционистская логика, многозначные логики, модальные логики и т. д.)
Представители
- Л. Брауэр (1881 – 1861 гг.)
- К. И. Льюис (1883 – 1964 гг.)
- Я. Лукасевич (1878 – 1956 гг.-)
- Э. Пост (1897 – 1954 гг.)
Логическая форма или форма мышления – это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
Современная логика как наука о законах и формах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Мысли и процессы мышления можно подразделить на классы в зависимости от типов их логических форм. Эти классы составят мысли, называемые понятиями, суждениями, вопросами и т.д.
Поскольку логика изучает формы мыслей и способы их выражения в языке, постольку логика является наукой о языке. Одним из таких языков является язык логики предикатов (пер. с лат. логическое сказуемое: то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте.) Достоинство – его выражения однозначны, что позволяет фиксировать ход рассуждений.
При логическом анализе язык выступает как система знаков.
Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.
Принято выделять:
- знаки-индексы - связаны с представлениями или объектами материально (причина и следствие)
- знаки-образы – сами по себе несут информацию о представляемых ими объектах (чертеж).
- знаки-символы – не связаны материально и не сходны с представляемыми ими объектами.
Все знаки имеют предметное или значение и смысловое значение – выраженное в языке характеристика объекта,
Некоторые знаки не имеют значения, т.е. представляют несуществующие объекты, а некоторые не имеют смысла, т.е. обозначают объекты, но не несут о них информации. Американский философ Чарльз Пирс (1839 – 1914) заложил основы особой науки о знаках – семиотики, в которой принято выделять три раздела – синтаксис – исследуются отношения между материальными объектами, выступающими в роли знаков. Семантика и прагматика.
Имена – это один из видов знаков Готлиб Фреге (1848 – 1925) разработал учение – теорию именования. Большой вклад в создание учения внесли и отечественный логик Е.К. Войшвилло (1913).
Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Имя – это знак, а значит, имеется смысл и значение. Значение имени – это предмет, обозначенный этим именем. Другие названия значения имени – денотат, десигнат, номинат (номинатив – именительный падеж). Смысл или концепт (лат – conceptus – мысль, понятие).
Различают имена двух типов. Единичные – обозначающие один предмет (столица России), общие – животное, Значениями общего имени являются предметы некоторого класса, содержащего более одного элемента. Класс, который составляет предметы, являющиеся значениями имени, называют объемом имени. (Объем единичного имени – класс, состоящий из одного предмета). Могут быть имена с разными смыслами и одним и тем же объемом, но не может быть имен с одним и тем смыслом, но разными объемами. Имена могут обозначать предметы, не существующие в универсуме рассуждений. Это мнимые имена. Их объем – пустое множество. Имена, значениями которых являются предметы, входящие в универсум рассуждения, называются действительными. Относительно смысла имен среди ученых нет однозначной позиции. Имена, имеющие собственный смысл – это описательные имена самая высокая гора в мире, Неописательные имена – Волга не имеет смысла – смысл приданный.
В науке действуют три нормативных принципа:
- принцип предметности – (материя первична, а сознание вторично). Автонимное употребление имен – «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В употреблении имени «материя» имеет место автонимное употребление – что Ленин назвал материей, объективную реальность или категорию, т.е. мысль, понятие о реальности. ;
- принцип однозначности - выражение, используемое в качестве имени, должно быть именем только одного предмета, если это единичное имя, а если это общее имя, то данное выражение должно быть именем, общим для предметов одного класса. В естественном языке этот принцип не всегда соблюдается.
- принцип взаимозаменяемости: если в сложном имени заменить част, в свою очередь являющуюся именем, другим именем с тем же значением, то значение полученного в результате такой замены сложного имени должно быть тем же, что и значение исходного сложного имени. Земля вращается вокруг Солнца (Центрального тела Солнечной системы).
В науках, в том числе в логике, выделяют два уровня познания — эмпирический и теоретический.
На первом уровне производится сбор фактов (накопление информации об исследуемых объектах) и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т.д. На эмпирическом уровне могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т.е. требуют объяснения и логического обоснования.
На втором уровне действительность отражается в форме теорий.
Есть много определений теории. Например, теорию определяют как множество предложений, связанных отношением выводимости. Это определение и неточно, и неполно. Почему неточно? Не все предположения теории связаны этим отношением. Почему неполно? Здесь выделяется лишь один аспект теории — формально-логический. Другое определение: теория — это множество предложений, замкнутых относительно выводимости. Это определение не выделяет многих существенных свойств теории. Иногда прибегают к остенсивному определению теории (теория — это, например, теория относительности, учение о происхождении видов Дарвина и т.д.). В остенсивных определениях не раскрываются отличительные признаки теории.
В некоторых случаях при определении теории исходят из фактического положения дел, то есть из того, что те или иные авторы мыслительных конструкций называют теориями, и пытаются обобщить эти понимания теории. В конечном счёте получается, что общим для всех авторов является признак теории «быть множеством предложений».
Теория — это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, являющееся моделью этой действительности и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.
Какие же признаки теории мы включаем в определение?
Теория — достоверное знание (в диалектическом смысле). Хотя теория и не является полной и окончательной истиной о какой-то области действительности, она все же в своей основной части обоснована. В ней есть содержание, которое в дальнейшем не будет опровергнуто.
Принимая достоверность (обоснованность) за отличительную черту теории, мы стремимся отграничить этот вид знания от гипотезы, а также от философско-умозрительного объяснения тех или иных явлений. Теория — достоверное знание (в диалектическом смысле). Хотя теория и не является полной и окончательной истиной о какой-то области действительности, она все же в своей основной части обоснована, доказана. В ней есть содержание, которое в дальнейшем не будет опровергнуто. То есть теория – это единство абсолютной и относительной истины.
Теория является особой моделью реальности (объективной или субъективной). Как и любая модель, теория в каком–то отношении сходна с моделируемой реальностью, является её упрощением и служит целям познания этой реальности. Моделями здесь служат системы так называемых теоретических объектов. Эти объекты противопоставляются объектам наблюдения, поскольку вводятся в науку посредством определенной мыслительной деятельности. Объекты наблюдения, называемые также эмпирическими объектами, существуют в действительности. Если вести речь о естественнонаучных теориях, то эмпирические объекты этих теорий существуют реально в качестве физических объектов.
Можно выделить следующие виды теоретических объектов на основе способов их введения в науку.
Первый. Это так называемые гипотетические объекты