Античная мифология и фольклор

Античная литература опиралась на развивавшееся на протяжении веков устное народное творчество и переняла от него как некоторые внешние черты (например, формульность фольклора), так и определявшую его содержание мифологичность. Древние римляне, имевшие собственные верования (от них остались лишь отдельныe следы), не позже VI — начала V в. до н. э. начали заимствовать греческую мифологию, присваивая греческим богам имена римских божеств. Параллельно разрабатывался «римский миф» — легенды о создании Рима Ромулом, об Энее, о битве Горациев и Куриациев, о самоубийстве Лукреции, о сожжении руки Муцием Сцеволой, о гусях, спасших Рим, и т.д. «Римский миф» в наиболее общей форме предстает у Вергилия как идея о предназначении Рима справедливо править миром, усмиряя дерзких и щадя покорных (сюда же можно отнести обожествление римских императоров).

Основа греческой мифологии. Античную теогонию (происхождение богов) можно свести к следующей схеме: из хаоса (гр. зев, бездна, позже — беспорядок, неразбериха) возник упорядоченный мир — космос (гр. — порядок, мир, наряд, украшение, красота), первые боги: Гея (Земля), Никта(Нюкта) (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна), Эрос (Любовь). От Геи родились Уран (Небо) и Понт (Море). Эти боги не имели внешней персонифицированной формы, ассоциировались со стихиями. Хотя здесь представлены три этапа рождения богов (Хаос — Гея — Уран и Понт), их аморфность настолько велика, что весь начальный период теогонии можно рассматривать как одно, поколение. II поколение произошло от браков этих богов: Эреб и Никта породили трех мойр — богинь судьбы (Лахесис отмеряет жизнь, Клото прядет нить, Антропос обрезает нить судьбы), трех- эриний — богинь мщения (Алекто, Мегеру и Тизифону), Гипноса — бога сна, Мома — бога злой насмешки, Немезиду — богиню справедливого возмездия, Танатоса — бога смерти, Харона — перевозчика душ через Стикс в царстве мертвых, Эриду — богиню раздора, Эфира — олицетворение воздуха и др.; Гея и Хаос породили Пифона — ужасного змея; Гея и Тартар породили Тифона — огнедышащего великана и Ехидну — полуженщину-полузмею; Гея и Понт породили пять существ, в том числе Нерея — доброго морского старца, Форкия и его жену Кето — владык морских чудовищ; Гея и Уран породили трех гекатонхейров — сторуких пятидесятиголовых великанов, трех киклопов (циклопов) — одноглазых великанов, 13 гигантов, 12 титанов (среди них Океан, его жена Тефида; Гиперион, его жена Тейя; Фемида — Правосудие; Крон — Время, его жена Рея) и т.д.

От Крона и Реи рождается III поколение богов: Гестия — богиня домашнего очага, Деметра — богиня плодородия, Гера — богиня брака, покровительница моногамной семьи, Аид — бог подземного царства, Посейдон — бог морей, Зевс — младший сын, верховный бог греческого пантеона. К этому же поколению относятся порождения Океана и Тефиды — 3 000 богов рек, 3 000 океанид (в том числе Азия, Калипсо, Плуто, Стикс, Электра); порождения Нерея и Дориды — 50 нереид (в том числе Фетида, Галатея); дети Гипериона и Тейи — Гелиос (бог солнца), Селена (богиня луны), Эос (богиня зари); дети Тавманта и Электры — Ирида (богиня радуги), гарпии (отвратительные полуженщины-полуптицы); порождения Форкия и Кето — Ладон (дракон, охранявший сад с золотыми яблоками на горе Атлас), граи (старухи, седые от рождения, с одним глазом и одним зубом на троих), горгоны (Медуза, Сфено, Эвриала) и др.; порождения Тифона и Ехидны — Кербер, Лернейская гидра, Нёмейский лев, орел Зевса, Орф, Сфинкс, Химера; дети Иапета и Климены — Атлант, Прометей и др.

К IV поколению относятся дети Зевса от женских божеств второго поколения: от Фемиды, второй жены (оры — богини порядка и справедливости); от Мнемозины (музы — богини искусств: Каллиопа — эпической поэзии, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — торжественных гимнов, Талия — комедии, Терпсихора — танца, Урания — астрономии, Эвтерпа — лирической поэзии, Эрато — любовной поэзии); от женских божеств третьего поколения: от Метиды, первой жены (Афина — богиня мудрости; Афина родилась из головы Зевса), от Эвриномы (хариты — богини красоты и радости жизни), от Дионы (Афродита — богиня любви и красоты), от Плуто (Тантал), от Лето (Аполлон — в классический период бог искусства и художественного вдохновения, Артемида — богиня охоты), от Деметры (Персефона), от Геры, третьей жены (Арес — бог войны, Геба — богиня юности, Гефест — бог огня и кузнечного дела и др.); от женских божеств четвертого поколения: от Эгины (Эак — судья в царстве мертвых), от Майи (Гермес — бог торговли, вестник богов) и др., а также дети Зевса — боги и герои (смертные люди) от женских божеств и смертных женщин V—XII поколений: от Семелы (Дионис — бог виноделия, умирающей и воскресающей природы, родился из бедра Зевса, фигура переходная от богов к героям), от Леды (Елена Прекрасная, Полидевк), от Данаи (Персей), Алкмены (Геракл) и др. К четвертому поколению относятся также дети Посейдона (Антей, Тритон, Пегас, Протей, Полифем, Тезей и др.), Деметры (Плутос), Атланта (плеяды и др.), Гелиоса (Фаэтон и др.) и ряд других. Можно рассматривать поколения богов и героев не по отцу, а по материнской линии, тогда отнесение к поколениям будет иным. От поколения к поколению прослеживается ясно выраженная тенденция: бесформенное, бесполое начало — темные стихии — «чудовища — антропоморфные боги — герои (смертные люди). От хаоса (беспорядка) — к космосу (порядку, гармонии), от уродливых форм — к прекрасным, гармоничным, идеальным формам. Чудовища третьего поколения божеств немногочисленны и теряют способность к продолжению рода, уничтожаются героями. Боги четвертого поколения властвуют не столько над стихиями, скользко над сферами человеческой деятельности, сходятся со смертными, все меньше от них отличаясь.

Олимпийские боги. Греко-римские соответствия богов. Боги третьего и четвертого поколений составили группу главных античных богов, так называемых двенадцати олимпийских богов: Зевс (у римлян ему соответствует Юпитер), его жена и сестра Гера (лат. Юнона), его братья Аид (лат. Плутон) и Посейдон (лат. Нептун),его сестры Гестия (лат. Веста) и Деметра (лат. Церера), его сыновья Аполлон (лат. Аполлон), Арес (лат. Марс), Гермес (лат. Меркурий), Гефест (лат. Вулкан), его дочери Афина (лат. Минерва) и, Артемида (лат. Диана). Чтобы ввести в дюжину богов еще двух дестей Зевса — Диониса (лат. Бахус, Вакх) и Афродиту (лат. Венера), был сложен миф о том, что Гестия, которой наскучили ссоры богов, покинула Олимп, уступив место Дионису, а Афродита занимает место обычно пребывающего в подземном царстве Аида. Олимпийские боги воплощают упорядоченный космос в противоположность хаосу. Однако они сохранили и некоторые черты хтонических божеств (произошедших от земли), подобно чудовищам и звероподобным существам первых поколений. Перечислим также некоторые другие соответствия греческих и римских богов: Эрос — Амур, Крон — Сатурн, Ника — Виктория, Пан — Фавн, Тихе — Фортуна, Эос — Аврора, мойры — парки, музы — камены, хариты — грации; героев: Геракл — Геркулес, Одиссей — Улисс.

«Дионисийское» и «аполлоновское» начала. Немецкий философ Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), использовав имена двух древнегреческих богов, противопоставил два начала культуры: «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное, трагическое, темное) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное, светлое), видя идеал в их слиянии. На самом деле темное начало есть и в светоносном Аполлоне, а светлое — ив Дионисе, однако предложенное Ницше противопоставление закрепилось и широко используется в науке.

Процесс формирования античной мифологии как системы. Стройная система античных мифов — в действительности иллюзия. В разные периоды и в разных областях античного мира существовали различные мифологические представления. Древнегреческая мифология, складывалась на протяжении многих веков из культов местных божеств, а приобрела известное единство и превратилась в стройную систему к VIII—V вв. до н.э. Упорядочение мифов, нашло отражение в поэме Гесиода «Теогония» (мифы о возникновении космоса из хаоса, поколениях богов, олимпийских богах, союзах богов и смертных), в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея» (мифы о богах и героях, миф о Троянской войне), в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида (циклы мифов о героях). Систематизация мифов, составление генеалогических таблиц богов и героев были проделаны писателями, философами, мифографами — появившимися не позднее V в. до н. э. собирателями и излагателями мифов (Гиппий, Анаксимен, Асклепиад и др). В III в. до н.э. Эвгемер предложил рассматривать всех мифологических персонажей как реально живших людей, а мифологические события — как реальные события истории (по его имени историзация мифов получила название эвгемеризм). Завершение систематизации всей античной мифологии относится к VII в. н. э. и связывается, с трудами трех т. н.; ватиканских мифографов.

Изучение античной мифологии позволяет понять эволюцию тезауруса древних греков и римлян на протяжении многих столетий. Мифология составляет основу античной культуры, в том числе литературы, на всем протяжении ее развития даже с учетом изменения отношения к мифу как к предмету безусловной веры, появления на определенном этапе скептического к нему отношения. Античные мифы о богах и героях — неиссякаемый источник «вечных образов» и «вечных сюжетов» мировой литературы.

Наши рекомендации