Самостоятельная работа студентов. I. Окончание бактериологического исследования по выделе­нию аэробов из смеси бактерий

I. Окончание бактериологического исследования по выделе­нию аэробов из смеси бактерий. Проводится идентификация бактерий – определение их видовой принадлежности на основании изучения наиболее важных фенотипических свойств данного микроорганизма. К основным видовым признакам бактерий относятся:

· морфологические и тинкториальные свойства;

· культуральные свойства – особенности роста микроорганизмов на питательных средах;

· биохимические свойства – наличие у бактерий характерных для данного вида ферментов;

· наличие видовых антигенов;

· чувствительность к видовым бактериофагам;

· продукция определенных факторов патогенности;

· видовая резистентность к химиопрепаратам и антибиотикам.

В последние годы для видовой идентификации бактерий используются биохимические методы (газожидкостная хроматография с целью идентификации бактерий по составу жирных кислот, а также молекулярно-генетические методы, в том числе рестрикционный анализ, гибридизация ДНК, и наиболее часто -полимеразная цепная реакция).

Самостоятельная работа студентов заключается в учете ферментативной активности выделенной культуры. Почернение одной из индикаторных бумажек свидетельствует о выделении сероводорода, покраснение другой - о выделении индола. Применяемый в сре­дах Гисса индикатор ВР (смесь водно-голубого красителя и розоловой кислоты) в кислой среде имеет синюю окраску, в щелочной среде - красную. В средах пестрого ряда отмечают образование кислоты или щелочи, выделение газа, подвижность. С уче­том всех изученных свойств чистой культуры (морфологических, тинкториальных, культуральных, биохимических) формулируется заключение о виде выделенного микроорганизма.

2. Ознакомиться с индикаторными бумажными системами (ИБС) для определения ферментативной активности бактерий.

3. Окончание работы по выделению чистой культуры анаэробов из почвы (учет биохимических свойств). Сделать заключение о виде возбудителя.

4. Контроль теоретических знаний (тестовый контроль, опрос) и практических навыков (микроскопия контрольных микропрепаратов с использованием иммерсионной системы и описанием морфологии микроорганизмов) по разделу: «Морфология и физиология микроорганизмов».

Тема 8. ВИРУСЫ БАКТЕРИЙ (БАКТЕРИОФАГИ)

Перечень конкретных учебно-целевых вопросов

1. Понятие о бактериофаге, его морфология, химический состав. Классификация фагов.

2. Вирулентные и умеренные фаги, их характеристика.

3. Основные стадии взаимодействия фага с бактериальной клеткой.

4. Трансдукция, фаговая конверсия и их механизмы.

5. Лизогения и методы ее изучения.

6. Распространение фагов в природе. Методы обнаружения, выделения и титрования фагов.

7. Использование фагов в диагностике, профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

ИНФОРМАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ

Бактериофаги (вирусы бактерий), внедряясь в бактерии, вызывают растворение (лизис) бактерий, что проявляется просветлением засеянной бактериями жидкой среды или образованием зон лизиса («стерильных пятен») на плотных питательных средах. Бактериофаги отличаются специфичностью, поражая определенный вид или вариант (фаговар) бактерий. В естественных условиях фаги в большом количестве встречаются там, где много бактерий (испражнения, почва, сточные воды). Вирулентные (вегетативные) фаги вызывают лизис бактерий, тогда как умеренные (или лизогенные) фаги объединяются с нуклеоидом бактерий и существуют в бактерии в виде профага. Это явление называется лизогенией. Для выделения вирулентного фага из объектов окружающей среды исследуемый материал (суспензия почвы, фекалии) пропускают через бактериальные фильтры, задерживающие микробные клетки. Активность фага определяется его титром (максимальное разведение, вызывающее лизис соответствующих микробных клеток в опытах на плотных или жидких питательных средах).

Бактериофаги применяются для лабораторной диагностики (фаголизабельность и фаготипирование культур бактерий), профилактики и лечения бактериальных инфекций.

Наши рекомендации