Структура дисциплины (распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий)
Очная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Введение | |||||||
Объект и предмет логики | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | ||||||
Раздел I. Основные формы мышления | |||||||
Понятие | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | ||||||
Суждение | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | ||||||
Дедуктивное умозаключение | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | ||||||
Индуктивное умозаключение | 2* | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||
Умозаключение по аналогии | 2* | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||
Раздел II. Законы мышления и логические формы развития знаний | |||||||
Основные формально-логические законы | 2* | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||
Гипотеза | 2* | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||
Доказательство | 2* | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||
Зачет | |||||||
Итого | 18/10* |
Заочная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | ||
лекции | практические занятия | |||||||
Введение | ||||||||
Объект и предмет логики | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Раздел I. Основные формы мышления | ||||||||
Понятие | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Суждение | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Дедуктивное умозаключение | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Индуктивное умозаключение | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Умозаключение по аналогии | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Раздел II. Законы мышления и логические формы развития знаний | ||||||||
Основные формально-логические законы | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Гипотеза | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Доказательство | ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8 | |||||||
Зачет | ||||||||
Итого | ||||||||
Содержание дисциплины
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Объект и предмет логики
Возникновение логики как науки. Причины, условия возникновения и основные этапы развития логики. Изменение методов логики в процессе ее исторического развития*. Вклад российских ученых в развитие формальной логики (М. Ломоносов, А. Радищев, М. Каринский, Л. Рутковский, С. Поварнин). Логика классическая и неклассическая. Особенности современного этапа развития формальной логики. Становление диалектической логики. Соотношение формальной логики и логики диалектической.
Использование логических средств в современной профессиональной практике бакалавра. Социальное назначение и функции логики.
Логический процесс мышления как познавательный процесс отражения объективной реальности. Виды мышления. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление как объект формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Объективная обусловленность мышления в его содержании и формах*.
Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Взаимосвязь и взаимодействие форм мышления в реальной практике мыслительной деятельности. Связь мыслей. Закон мышления. Понятие логического закона. Объективный характер законов мышления. Взаимосвязь и единство законов мышления*. Основные средства мышления: принципы мышления, правила мышления, формально-логические законы. Предмет формальной логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Логика формальная и диалектическая, ограниченность функций формальной логики. Логика и язык.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Тема 2. Понятие
Понятие как центральная категория логики. Языковые формы выражения понятий. Приемы образования понятий. Логическая структура понятия: содержание понятия и его объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий по объему: общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Логическая характеристика профессиональных понятий*.
Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение. Логические отношения между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие.
Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Виды, правила определения и деления понятий. Значение операций определения и деления в профессиональной практике*.
Тема 3. Суждения
Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Предложение как языковая форма выражения суждения. Простые и сложные суждения. Логическая структура простого суждения: субъект, предикат, связка, квантор. Виды простых суждений по объему субъекта (общие, частные, единичные), по качеству связки (утвердительные, отрицательные), по содержанию предиката (свойства, отношения, существования). Объединенная классификация простых суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.
Распределенность терминов в суждении. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений: А, Е, I, О.
Виды сложных суждений в соответствии с функциями логических связок: соединительные, разделительные, условные. Виды сложных суждений по количеству терминов.
Сравнимые и несравнимые суждения. Виды сравнимых суждений: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми простыми суждениями: эквивалентность, частичная совместимость, подчинение. Логические отношения между несовместимыми простыми суждениями: противоположность, противоречие. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями. Правила их соотнесения по истинности. Отношения совместимости и несовместимости между сложными суждениями*. Таблица соотнесения их по истинности. Модальность суждений и ее виды: алетическая, эпистемическая, деонтическая.
Логика вопросов и ответов. Роль вопроса в познании профессиональных явлений. Языковые формы выражения вопроса. Логическая сущность вопроса. Виды вопросов: явные и скрытые; простые и сложные; уточняющие и восполняющие; открытые и закрытые; узловые и наводящие; корректные и некорректные. Правила постановки вопросов. Логическая сущность ответа. Виды ответов: прямые и косвенные; полные и частичные. Логические основы управления вопросно-ответными ситуациями в профессиональной сфере*.
Тема 4. Дедуктивное умозаключение
Общая характеристика умозаключения. Логическая структура умозаключения. Условия получения истинного выводного знания. Классификация умозаключений.
Логическая сущность дедукции. Виды, особенности и состав дедуктивных умозаключений. Непосредственные дедуктивные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.
Опосредованные дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура. Общие правила силлогизма. Правила терминов. Особенности применения терминов в профессиональной теории и практике. Правила посылок и их влияние на истинность выводов в дедуктивных умозаключениях. Фигуры силлогизма и их правила. Специфика применения различных фигур силлогизма в мыслительной деятельности специалистов*. Модусы простого категорического силлогизма. Энтимема как сокращенная форма простого категорического силлогизма. Сложный категорический силлогизм: сущность и основные виды. Сокращенные формы сложного силлогизма: сорит, эпихейрема.
Разделительное умозаключение и его разновидности. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы. Условно-разделительное умозаключение. Дилемма.
Условное умозаключение и его разновидности. Чисто условное умозаключение. Условно-категорическое умозаключение и его формы. Значение различных видов дедуктивных умозаключений в практической деятельности современных специалистов*.
Тема 5. Индуктивное умозаключение
Понятие об индукции. Индуктивное умозаключение как рассуждение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности. Общая характеристика индуктивных умозаключений*. Виды индукции. Особенности полной индукции. Условия применения полной индукции. Неполная индукция: сущность и основные виды. Популярная, научная и статистическая индукция. Условия повышения достоверности выводов в популярной индукции. Логические ошибки, возможные при использовании популярной индукции. Научная индукция, требования, предъявляемые к ней.
Значение выявления причинно-следственной связи в научном познании*. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Специфика использования методов научной индукции в профессиональной практике*
Тема 6. Умозаключение по аналогии
Общая характеристика аналогии. Особенности аналогии как формы умозаключения, отличающие ее от других рассуждений*. Правило, регулирующее логический переход в выводах по аналогии. Объективные основы получения только вероятностного заключения в аналогии. Условия повышения достоверности и степени вероятности выводов по аналогии.
Виды умозаключения по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений; строгая, нестрогая и ложная аналогия. Особенности применения умозаключения по аналогии в различных видах профессиональной деятельности.