Й графический закон (1-й блок НОС). Характер деятельности пишущего

СИНТАГМАТИКА ГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В РЕЖИМЕ ПИСЬМА

Характер деятельности пишущего

Цель деятельности пишущего – закодировать цепочку фонем цепочкой графем, т. е перейти от фонологической синтагматики к графической. Содержание деятельности: исходная цепочка разбивается на обозначаемые объекты (фонемы и силлабемы), каждый из которых обозначается одной или двумя графемами. Средства обозначения, необходимые для осуществления деятельности, предоставляет графическая парадигматика, т. е. система соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Конкретный характер деятельности зависит от типа соответствия (однозначного/неоднозначного), графической ситуации ГС, в которой находится фонема или силлабема, и наличия/отсутствия графических нарушений.

Однозначные соответствия

При однозначном соответствии осуществляется прямой переход от фонемы к букве. Во-первых, не требуется выбора между различными средствами обозначения. Во-вторых, фонема полностью обозначается основной буквой и не нуждается в дополнительной графеме. В зависимости от круга позиций, в которых действует данное соответствие, выделяются 2 графических ситуации.

ГС-1. áС1ˉñ, áС1’ñ ® БС1: НОЖ, ЦИРК, ЧАС, ТУШЬ, МОЩНЫЙ.

Ситуация охватывает 5 согласных фонем 1-го класса в любой позиции. Это áцñ и все шипящие фонемы, кроме áж’ñ. Находясь за пределами графической парадигматики, она может обозначаться только контекстуальными диграммами на базе буквы Ж, причём различными: по убывающей частотности ЗЖ (ЕЗЖУ), ЖЖ (ЖЖЁТ), ЖД (ДОЖДИ). Но при своём разрушении (см. 3.2) áж’ñ трансформируется в сочетания áжñ с другими фонемами, полностью включёнными в графическую систему: ájׁэ́зжуñ, áв’из/сжýñ, áжжот/дñ, áдож/шд’и́ñ.

ГС-2. ájñ (+ #, áСñ) ® Й: МАЙ, МАЙКА.

Фонема ájñ не может быть охвачена 1-й графической ситуацией, поскольку, находясь перед гласными фонемами, входит в состав силлабем. Таким образом, для неё однозначное соответствие действует только перед паузой и согласными фонемами. Именно эти позиции образуют базу для ГС-2.

Ситуация имеет место и перед теми паузами, которые в речевом потоке являются виртуальными, а на письме отражаются посредством дефиса, заменяющего пробел, либо не отражаются вообще (слитное написание сложных слов):

[пàj(#)мáл’ч’ик] áпáj#мáл’ч’окñ ® ПАЙ-МАЛЬЧИК;

[дáj(#)ка] áдáj#ка/оñ ® ДАЙ-КА;

[рàj(#)ׁад#’ׁэ́л] áрáj#отд’э́лñ ® РАЙОТДЕЛ;

[крàj(#)jׁус’т’и́цъjъ] áкрáj#jус/зт’и́циjаñ ® КРАЙЮСТИЦИЯ.

Неоднозначные соответствия

Неоднозначное соответствие при обозначении фонем/силлабем обязательно требует учёта позиции обозначаемого объекта и часто – использования дополнительных графем, выполняющих диакритические функции. Все эти особенности обычно объединяются под названием «позиционный (он же слоговой, силлабический, буквосочетательный) принцип графики» [см. Касаткин 2005, с. 429–430; Иванова 1991, с. 40; Моисеев 1987, с. 105; Богомазов 2001, с. 182–183].

Однако в каждом из 3 блоков неоднозначных соответствий (см. 3.2.1) перед пишущим возникает своя специфическая проблема, решаемая своим специфическим образом. Поэтому следует говорить не о едином принципе, а об особых графических законах: первом ГЗ-1, втором ГЗ-2, третьем ГЗ-3.

й графический закон (1-й блок НОС)

Проблема: Как обозначить на письме мягкость/твёрдость согласных фонем 2-го класса?

Решение: Мягкость/твёрдость согласных фонем 2-го класса обозначается последующими дополнительными графемами, образующими оппозиции Б2Г : Б1Г, Ь : Ь.

В зависимости от позиции обозначаемой фонемы выделяются 2 графических ситуации.

ГС-3. Согласная фонема 2-го класса перед гласной фонемой

áС2’ñ (+áГñ) ® БС2 + Я (: А) Ю (: У) И (: Ы) Ё||Е (: О) Е (: Э)
áС2ˉñ А (: Я) У (: Ю) Ы (: И) О (: Ё||Е) Э (: Е)

МЯЛ – МАЛ, ЛЮК – ЛУГ, БИЛ – БЫЛ, НЁС || НЕСУ́ – НОС, СЕР – СЭР.

Дефицит БС компенсируется здесь избытком БГ. Поскольку для каждой гласной фонемы алфавит содержит 2 буквы, они получают возможность заменять друг друга в зависимости от качества предшествующей согласной фонемы. Противопоставляясь после одной и той же БС2, т. е. образуя оппозицию, Б2Г и Б1Г по совместительству становятся диакритиками: передают информацию о мягкости или твёрдости обозначаемой ею согласной фонемы.

Чередование Ё||Е, как уже говорилось в 2.3 и 3.2, определяется местом ударения в слове (см. подробнее 4.3.2, комментарий к ГС-5).

ГС-4. Согласная фонема 2-го класса перед паузой, согласной фонемой

áС2’ñ (+ #, áСñ) ® БС2 + Ь (: Ь)
áС2ˉñ Ь (: Ь)

МЕЛЬØ, МЕЛЬЧУ –

МЕЛЬØ, МОЛЬЧУ.

В данном случае диакритическая функция выполняется оппозицией специальной вспомогательной буквы Ь и её значимого отсутствия: если фонема мягкая, после БС2 (перед последующим пробелом или буквой согласной фонемы) пишется Ь, если твёрдая – то не пишется (Ь).

Так же, как и в ГС-2, пауза, перед которой находится обозначаемая фонема, в речевом потоке может быть виртуальной. При этом последующий пробел часто заменяется дефисом:

[цàр’(#)пýшкъ] áцáр’#пýшкаñ ® ЦАРЬ-ПУШКА –

[кòнтр(#)адм’ирáл] áкóнтр#адм’а/о/э/и рáлñ ® КОНТРЬ-АДМИРАЛ.

Однако в словах, которые согласно орфографическим нормам пишутся слитно, прямое графическое отражение такой паузы отсутствует.

При обозначении мягкой фонемы косвенным сигналом границы фонологических слов может считаться нестандартная последовательность букв ЬБ1Г:

[дàл’(#)ׁýгъл’] áдáл’#ýго/а л’ñ ® ДАЛЬУГОЛЬ.

Если же фонема твёрдая, буквенное отражение ГС-4 неотличимо от ГС-3:

[пагрàн(#)атр’ׁáт] áпогрáн#отр’áдñ ® ПОГРАН(Ь)ОТРЯД.

Надо подчеркнуть, что среди графических ситуаций ГЗ-1 отсутствует позиция перед силлабемой ájГñ. Таким образом, в этом положении закон не действует, т. е. система в принципе не способна обозначить мягкость/твёрдость áС2ñ. Это объясняется тем, что последующие графемы Ь и Ъ (разделительные знаки) не могут заменять друг друга в зависимости от качества предшествующих фонем, а значит, не образуют оппозицию. Ср.:

1) разные фонемы ® одинаковые буквы: ВОРÓНЬЕ (ПР-1 [варóн’ иj]) áн’ñ – ВОРОНЬЁ (ПР-2 [варóн ъ]) áнñ;

2) одинаковые фонемы ® разные буквы: ОБЪЁМ (ПР-4 [абó рвън]) áбñ – ДУБЬЁ (ПР-2 [дуб ы́]) áбñ.

Как известно, выбор между Ь и Ъ регулируется не графическим законом, а орфографическим правилом (см. подробнее 4.3.3, комментарий к ГС-9).

Наши рекомендации