Тема 6. Правдоподобные умозаключения.
Понятие логической вероятности. Особенности вывода, получаемого в вероятностных умозаключениях (не достоверность, а лишь правдоподобие). Индукция, ее основания и правила. Виды индукции: полная и неполная. Виды неполной индукции: индукция через простое перечисление, статистическая неполная индукция, научная индукция. Условия применения неполной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: строгая и нестрогая аналогия. Требования, предъявляемые к умозаключению по нестрогой аналогии для повышения степени вероятности заключений. Ложная аналогия как вид недостоверного знания.
Студент должен знать:
- Особенности и случаи применения индукции
- Виды индукции
- Методы установления причинно следственных связей
- Аналогию и требования, предъявляемые к ней
Студент должен уметь:
- Делать обобщения на основе единичных фактов, соблюдая правила определенного вида индуктивного умозаключения
- Применять индуктивные методы в профессиональной сфере
- Делать умозаключения по аналогии, учитывая степень вероятности
Самостоятельная работа
1. Для овладения знаниями:
- Конспектирование учебника. Темы: а) Понятие логической вероятности. б) Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: строгая и нестрогая аналогия. Требования, предъявляемые к умозаключению по нестрогой аналогии для повышения степени вероятности заключений. Ложная аналогия как вид недостоверного знания
2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом, подготовка к практическому занятию.
Контрольные вопросы
- Что такое индукция, в чем ее суть?
- Чем полная индукция отличается от неполной?
- Какие существуют виды индукции?
- В сущность методов научной индукции, их правила?
- Что такое аналогия?
3. Для формирования умений:
· решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.5. С.94-108.
Базовая литература
1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
Основная литература
1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Дополнительная литература
1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
4.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Тема 7. Доказательство и опровержение.
Логическая природа доказательства. Доказательство как вид аргументации (полное обоснование какого-либо утверждения). Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное. Правила доказательства. Требования, выдвигаемые к тезису, к аргументам, к форме доказательства и ошибки, связанные с их нарушением. Опровержение. Виды опровержения. Правила и ошибки в опровержении. Использование приемов и уловок в доказательстве и опровержении.
Студент должен знать:
- Сущность, структуру и виды доказательства
- Правила и возможные ошибки доказательства
- Опровержение и его виды
Студент должен уметь:
· Грамотно обосновывать свои суждения
· Формировать сознательные убеждения
· Доказательно рассуждать
· Выявлять ошибки в доказательстве или опровержение оппонента
Самостоятельная работа
1. Для овладения знаниями:
- Конспектирование учебника. Темы: а) Правила и ошибки в аргументации с приведением примеров. б) Использование приемов и уловок в доказательстве и опровержении.
2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом, подготовка к практическому занятию.
Контрольные вопросы
- Что такое доказательство?
- В чем отличие прямого доказательства от косвенного?
- В какой форме строится демонстрация и какие ошибки возможные в демонстрации?
- Какие правила выдвигаются к тезису и к каким ошибкам ведет нарушений правил тезиса?
- Что такое опровержение?
- Какие существуют виды опровержений?
- К каким ошибкам может привести нарушение правил опровержения?
3. Для формирования умений:
· решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.6. С.108-162.
Базовая литература
1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
Основная литература
1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Дополнительная литература
1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
4.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Тема 8. Гипотеза.
Понятие гипотезы, ее роль в развитии знания. Процесс формулировки и выдвижения гипотез. Требования, повышающие степень надежности гипотез. Виды гипотез, выделяемые по степени общности: общая, частная, единичная.
Самостоятельная работа
1. Для овладения знаниями:
- Конспектирование учебника. Темы: а) Процесс формулировки и выдвижения гипотез. б)Способы проверки гипотез.
2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом.
Контрольные вопросы
- Что такое гипотеза, чем она отличается от догадки?
- Каков логический механизм построения гипотезы?
- Каким образом происходит подтверждение или опровержение гипотезы?
- Какие виды гипотез существуют?
3. Для формирования умений:
I.Проанализируйте следующие фрагменты и выясните, излагаются ли в них гипотезы, обоснованы ли они?
- ...Население планеты будет увеличиваться в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16....), удваиваясь каждые 25 лет. За то же время средства существования будут возрастать в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5....).
(Т.Р. Мальтус);
- Допустим, что на участке земли трудится и кормится один человек, вкладывая 200 человеко-дней и получая 10т. зерна. На этом же участке второй, третий... вкладывают каждый по 200 человеко-дней. Поднимется ли сбор зерна соответственно, до 20, 30... тонн?
Нет! Следовательно, кому-то второму, третьему, энному... придется уйти или быть уничтоженным. (Т.Р. Мальтус);
- Почему увеличение мозга человека прекратилось 100 тысяч лет назад?
Биолог Э. Майер (Гарвард):
До неандертальского этапа эволюции интеллект развивался бурно потому, что наиболее сообразительные мужчины становились вожаками группы и имели нескольких жен. Больше жен - больше детей. Следующие поколения получали непропорционально большую долю членов наиболее развитых индивидов. Когда численность охотниче-собирательских групп настолько возросла, что отцовство перестало быть привилегией наиболее сообразительных (а это произошло как раз 100 тысяч лет назад), рост интеллекта прекратился.
Таким образом, генетическое наследие ― особо развитый интеллект, составляло не основную, а лишь небольшую часть общего генетического наследия всей группы, а потому не имело решающего значения.
Антрополог Л. Брейс (Мичиган);
Человеческая культура в неандертальские времена достигла той стадии, когда все члены группы, восприняв коллективный опыт и навыки, получили примерно равные шансы на выживание. Если речь к тому времени была достаточно развита и интеллект достиг уровня, когда наименее способный мог выучиться необходимому для выживания, исключительная сообразительность перестала быть эволюционным преимуществом.
Отдельные индивиды, безусловно, проявляли особую изобретательность, но их идеи становились достоянием всей группы и выгоду получала вся группа. Таким образом, интеллект человека в целом стабилизировался.
II. Все ли версии учтены, выполнены ли требования, предъявляемые к версии:
- Н. задержали в комиссионном магазине, когда он принес отрез на комиссию. Было установлено, что сукно похищено из магазина, который был ограблен неделю назад. Н. показал, что купил сукно у мужчины по имени Виктор. Он носил очки.
Выдвинули версию, что в краже магазина участвовал Виктор. Был объявлен его розыск;
- Хозяин дачи и его товарищ услышали крик из соседней комнаты. Гостившая в его доме К звала на помощь. Они поспешили на помощь. Дверь в комнату была заперта. Они взломали ее и вошли. К лежала на диване с перерезанным горлом. Окно в сад было распахнуто. Хозяин с товарищем бросились в сад, но никого не поймали. В кармане К было обнаружено письмо, в котором Б, живший в 2-х километрах от места происшествия просил К прийти в условленное место. Нож, оставшийся на месте события, принадлежал, по утверждению свидетелей, Б. Отпечатков пальцев на ноже не обнаружено. Возможно, Б действовал в перчатках.
Было выдвинуто предположение, что убийцей является Б.
III. Достаточно ли фактов, и какие факты повысили бы вероятность гипотезы:
- Трое нападавших, в масках, под угрозой оружия отняли ценности, деньги у Н. и скрылись. Недалеко от места преступления найден пустой бумажник Н. перчатка. По подозрению в содеянном задержаны несколько человек. У одного из них в кармане нашли перчатку из пары, найденной вблизи места преступления. Задержанный был арестован по подозрению в участии в грабеже.
Базовая литература
1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
Дополнительная литература
1.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
2.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.