Дублер региональных властей?

Для каких целей законодатель породил регионального оператора, насколько высок будет его статус и каковы функции - даже экспертам пока не понятно, что уж говорить об обычных людях! Для тех, кто вообще не знаком с нововведениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. № 404-ФЗ от 29.10.2015), поясним, что в нашем конкретном случае речь идет о неком юридическом лице, которое, по результатам конкурса, проводимого мин ЖКХ Астраханской области, на десять лет получит статус «регионального оператора…». Все управляющие компании и собственники жилья, а также прочие отходо-образователи будут заключать с ним эксклюзивные договоры на вывоз мусора. Остальные игроки регионального рынка отходов становятся «операторами» и вынуждены будут выступать в роли подрядчиков регионального оператора. Региональному оператору законодательно передаются практически все полномочия субъекта РФ по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в регионе, вплоть до полного контроля «за деятельностью участников сбора ТКО» и «собственников отходов». Именно так написано в п.2.5. «Порядка сбора ТКО (в том числе раздельного сбора) на территории Астраханской области», утвержденного постановлением минЖКХ Астраханской области» от 12.08.2016 г. №36-п. Под эту формулировочку подпадают все без исключения физические и юридические лица. Уважаемые астраханцы, забудьте про прокуратуру, налоговую инспекцию, про пожарников, про экологов и санитаров – с нового года контроль над вашей деятельностью будет осуществлять избранная частная организация. Только так, по мнению законодателей, можно навести порядок в мусоровывозящей отрасли.

Что рассказала Схема

Без фанфар и общественных обсуждений постановлением минЖКХ Астраханской области от 23,09,2016 г. №42-п утвержден «один из основных правовых актов» нашего региона в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО. Структура документа едина для всех регионов и определена Правительством РФ. Мы тщательно изучили все составные части Схемы, размещенные на официальном сайте министерства, и коротко расскажем вам о самых ярких аспектах.

Во-первых, Схема определяет целевые ориентиры развития отрасли обращения с отходами до 2026 года. В нашем регионе предполагается к 2019 году достичь феноменально высокого уровня утилизации и обезвреживания отходов – 82.34%, то есть на захоронение будет направляться лишь 17,66% от образующегося мусора. Это могло бы показаться реальным, если сравнивать с аналогичным показателем 2014 года - 78,3%, в том числе, утилизация – 58,44%, если бы не «провал» до 28,94% в 2015 году, когда утилизация отходов упала внезапно до 4,93%... Очевидно, власти планируют большой технологический прорыв.

Во-вторых, Схема разделила Астраханскую область на два «логистических кластера», в каждом из которых будет выбран собственный региональный оператор. «Кластер №1» - это вся территория региона, за исключением ЗАТО Знаменск, который стал «Кластером №2».

В-третьих, Схема устанавливает места, куда отходы будут вывозиться на захоронение. Так, до 2018 года «отходы, образующиеся в зоне деятельности регионального оператора №1 планируется размещать на 3-х действующих полигонах ТБО, … в Красноярском районе, в с.Тумак Володарского района и в Лиманском районе». Представляем, как удивятся жители Черноярского и Ахтубинского районов, узнав, что их отходы на захоронение будут отправляться в Лиман, а также в Красный Яр или с. Тумак, как повезет! И возить туда будут до тех пор, пока в 2018 году не построят новый полигон ТКО в Наримановском или Приволжском районе с установкой сортировочной линии отходов мощностью до 3 млн. куб. метров в год. Заметьте, в Схеме вообще не ведется речи об эксплуатации нового современного полигона ТКО в с. Рассвет, построенном ЗАО «АПЭК» в 2011 году за наши кровные «инвестиционные надбавки к тарифу» на вывоз ТБО!

В-четвертых, «для более логистичного движения отходов … будут оборудованы площадки для временного накопления отходов». К 2018 году помимо строительства нового полигона ТКО планируется создать 10 объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов. Оборудование мусороперегрузочных станций и площадок временного накопления ТКО предусмотрено в семи районах области. Кроме того планируется осуществить строительство вспомогательных мусороперегрузочныех объектов с элементами сортировки отходов в 10-ти муниципальных образованиях Астраханской области. По-видимому, администрациям и жителям районов Астраханской области следует внимательно отнестись к изучению опыта обитателей города Астрахани, оказавшихся в зоне влияния мусороперегрузочной станции на ул. Латышева 18.

В-пятых, электронная модель Схемы размещена на официальном сайте минЖКХ Астраханской области в разделе «Территориальная схема ТКО» https://zhkh.astrobl.ru/site-page/vremennaya. Поэтому каждый желающий может интерактивно убедиться, что мусороперегрузочной станции в Ленинском районе города Астрахани – быть (хотя бы «временно»), а также и в том, что конечной точкой размещения городского мусора утверждены полигоны ТКО в Лимане, в с. Тумак и в Красном Яру. Анализ Схемы логично подводит к выводу, что приостановка работы мусороперегрузочной станции на Латышева привела к полной парализации деятельности всех лицензированных мусороперевозчиков в городе. Не в Лиман же им на захоронение везти, на самом деле! Астраханцы сами должны понимать, что мусоровозам никакого топлива не хватит гонять на такие расстояния без «инвестиционной надбавки».

Наши рекомендации