Темы для самостоятельной работы студентов (СРС)
УТВЕРЖДАЮ
проректор по образовательной деятельности
______________ Жаксылыкова Г.А.
«______»_________________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: ТРАВМАТОЛОГИЯ, ОРТОПЕДИЯ
код дисциплины:Hir - 4302
по специальности: - «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»
Объем часов 51
Лекции – 4 часа
Практические (семинарские) занятия 30 часов
СРС 17 часов
Диф.зачет 2 (семестр)
КУРС: 4
СЕМЕСТР: 7
Астана – 2010
Рабочая программа составлена в соответствии с типовой учебной программой утвержденной протокол № за «____» _________2009 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании предметной методической комиссии терапевтических дисциплин, протокол №___ от «____»_________2010г.
Председатель д.м.н., профессор Шакенов Д.И.
Рабочая программа утверждена Учебно-методическим советом
Протокол №___ от «___»___________2010г.
Председатель
проректор по образовательной
деятельности, д.м.н., профессор: Жаксылыкова Г.А.
2.1 Введение:
Вводимая в настоящее время в Вузы дисциплина «Общая медицина» призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о ОМ, а также место в общей области медицинских знаний.
Одной из характерных особенностей современного века является повышение ортопедических заболеваний и травматизм среди населения.
Для них характерны непредсказуемость возникновения ни по месту, ни по времени. Они сопровождаются массовыми потерями среди населения со специфической патологией поражения, требуют специальных сил и средств здравоохранения с использованием особых форм и методов их работы.
Для студентов высших медицинских учебных заведений, изучающих курс ОМ, необходимо научиться применять свои профессиональные знания для диагностики и лечения больных с повреждениями опорно-двигательной системы, при заболевании и травм.
2.2 Цель дисциплины:
Формирование знаний и умений по основным принципам диагностики и лечения травматической и ортопедической патологии
2.3 Задачи дисциплины:
- Дать знание о клинике, диагностике, определении показании и противопоказаний к травматологическим методам лечения, принципах оперативного вмешательства и наиболее распрастраненных травматологических повреждений;
- Обучить студентов методике обследования травматологических больных;
- Совершенствование навыков межличностного общения и консультирования пациентов
Конечные результаты обучения
Студент должен
знать:
-этиологию и патогенез распространенных травматологических и ортопедических заболеваний;
- классификацию, клинику, течение, осложнения и прогноз распространенных травматологических и ортопедических заболеваний;
- современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных с повреждениями опорно-двигательной системы;
- ведение предоперационного и послеоперационного периода, реабилитацию травматологических больных.
Уметь:
- собрать анамнез у ортопедических и травматологических больных;
- провести физикальные обследование больного с заболевниями ОДС;
- определить вид и объемы клинико-лабараторных и инструментальных методов исследования при наиболее распрастраненных ортопедо-травматологических состояниях;
- устанавливать максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками, владеть коммуникативными навыками, то есть соблюдать деонтологию.
Владеть навыками:
- первичной обработки ран у травматологических больных;
- наложение и снятие гипсовых повязок;
- кратковременной и временной остановки кровотечения;
- транспортная иммобилизация при переломах костей конечностей, таза, позвоночника;
- удаление поверхностно расположенных инородных тел.
2.5 Пререквизиты дисциплины. К началу изучения предмета ОМ студенты обязаны пройти полный курс обучения таких дисциплин как: патологическая анатомия, патологическая физиология, гистология, общая хирургия, введение в клинику, фармакология, основы доказательной медицины.
2.6 Постреквизиты дисциплины:скорая неотложная помощь, общая врачебная практика, интернатура.
Тематический план лекций, практических занятий, СРС
Тематический план лекций
№ | Наименование | Объем в часах | |
1. | Введение в травматологию и ортопедию. Организация травматологической помощи в республике Казахстан. Травматизм. Виды травматизма. Реабилитация и протезирование | ||
2. | Визуальная диагностика в травматологии и ортопедии | ||
Всего часов: | |||
Тематический план практических занятий
№ | Темы практических занятий | Форма проведения | часы |
1. | Повреждение грудной клетки. Повреждение плечевого пояса и плеча, локтевого сустава. Классификация повреждений грудной клетки. Вывихи и переломы ключицы. Диагностика. Техника ручной репозиции и иммобилизации. Классификация повреждений проксимального метаэпифиза плеча. Переломы диафиза плечевой кости. Надмышелковые переломы плеча. Повреждение плечевого сустава. Травматические и первичные вывихи плеча. Методы закрытого вправления плеча. Принципы оперативного лечения привычного вывиха плеча. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | |
Повреждения костей предплечья, запястья и кисти. Вывихи и переломы костей предплечья, запястья и кисти. Механизм повреждения, клиника, диагностика, лечение. Перелом лучевой кости в типичном месте- механизм травмы, диагностика, оценка положения отломков по рентгенограммам, лечение. Сроки сращения и восстановления трудоспособности. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | ||
3. | Повреждения позвоночника и таза. Классификация повреждений позвоночника. Механизм повреждения, диагностика, методы лечения. Методы лечения не осложненных переломов тел позвоночников: консервативный и оперативный. Способы лечебной иммобилизации при переломах тел позвонков. Сроки сращения тел позвонков. Диагностика осложненных переломов позвоночника. Контрактура суставов. Ортопедическое лечение и протезирование спинальных больных. Классификация повреждений таза. Клиническая картина повреждений таза. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | |
4. | Повреждения тазобедренного сустава, бедра. Классификация переломов проксимального отдела бедра. Медиальные переломы шейки бедра-вальгусные и варусные переломы, особенности регенерации, диагностика, клиника, осложнения. Методы лечения. Переломы надколенника, варианты перелома и механизм травмирования. Сроки консолидации внутрисуставных переломов коленного сустава. Повреждение менисков. Классификация. Повреждение связочного аппарата коленного сустава: боковые, крестообразные и собственной связки надколенника. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | |
Повреждении голени и голеностопного сустава. Повреждение мягких тканей голени (мышц, ахиллова сухожилия, малоберцового и большеберцового нервов, сосудов)- клиника, диагностика, методы лечения. Переломы лодыжек, классификация, диагностика и лечение. Подтаранный вывих стопы. Перелом пяточной кости. Переломы плюсневых костей и фаланг пальцев. Вывихи пальцев стопы. | Опрос, обсуждение вопросов темы, решение тестов | ||
Рубежный контроль | Решение тестовых вопросов | ||
Всего часов: |
Темы для самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Темы для СРС | Форма проведения | часы |
Курация больного с оформлением кураторского листка | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Участие в работе травмпункта | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Описание локального статуса травматологического больного. | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Посттравматический и гематогенный остеомиелит: классификация, клиника и современные методы лечения. | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Травматические вывихи суставов | Опрос, тестирование | 3,4 | |
Всего часов: |
2.8 Методы преподавания:
· Лекции:обзорные, проблемные.
· практические занятия в учебных группах, включающие в себя устный опрос; тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, курация больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь, работа с медицинской литературой, поиск информации в Интернете, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.
· Самостоятельная работа студентов: курация больных, работа в хирургическом отделении стационара, кабинетах функциональной и визуальной диагностики, работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, написание учебной истории болезни, взаимообследование.
2.9 Методы оценки знаний:
Текущий контроль: -решение тестовых занятий.
Рубежный контроль: - коллоквиум
Итоговый контроль: - зачет, включающий тестирование.
Рекомендуемые литературы
Основная:
1. Котельников Г.М., Миронов С.П., Мирошниченко В.Ф. Травматология, ортопедия: учебник+сд.-М., ГЭОТАР – Мед.-2006.-400 с.
2. Ортопедия. Национальное руководство = сд.- М., ГЭОТАР – Мед.-2008.-832 с.
3. Травматология, Национальное руководство = сд.- М., ГЭОТАР – Мед.-2007.-808 с.
Дополнительная: 1. Лекционный материал.