Методика логопедической работы по устранению моторной (экспрессивной) алалии
1 этап – работа с не говорящими детьми
Основные задачи:
-Формирование мотивационной основы речи;
-Развитие понимания речи;
-Развитие самостоятельной речи на основе подражания;
-Развитие неречевых и психических функций.
Работа осуществляется индивидуально со следующими условиями:
а. тесный эмоциональный контакт с ребенком,
б. многократное повторение одного и того же материала,
в. поощрение любых проявлений речи ребенка,
г. лаконичность инструкций (кто? Что?)
д. избегать инструкций типа Назови, Повтори, Скажи.
Направление работы:
1. расширение и уточнения пассивного словаря:
- номинативный
- предикативный (понимание и показа : Ляля, киса, миша - идет; идет - бежит, Покажи кто бежит/сидит/плывет, понимание вопроса: Покажи чем ты ешь суп?, понимание инструкций: Дай. Открой)
2. развитие подражательности:
- подражание движениям и действием на материале потешек
- подражание речи (наименование близких -мама, папа, просьбы, выражения состояний -больно (ой), плач (а), крики животных, звуки природы, бытовые шумы)
Занятия предполагают создание таких условий и предъявление таких заданий, которые стимулируют ребенка с звуко- и рече-подражанию:
- поиск спрятанной игрушки,
- отгадывание по голосу того кто позвал (мяу, му)
- чудесный мешочек,
- совместная конструктивная деятельность.
3. развитие собственной речи ребенка с построением элементарной фразы:
- повествовательного характера (Вот киса)
- побудительного характера ( Дай кису).
2 Этап.
Задачи:
-Развитие понимания речи;
- Различие и употребление первых грамматических форм слова.
- Формирование ритмико-слоговой структуры слова и уточнение звукопроизношения.
- Формирование двусоставного предложения.
Направления работы:
1. Развитие понимания речи
Предполагает продолжение работы начатой на первом этапе, но на более сложном и разнообразном речевом материале. (включает номинативную, предикативную и атрибутивную лексику)
2. Усвоения первых грамматических форм слова
- единственное и множественное число имен существительных, глаголов
- уменьшительно-ласкательные существительные.
Все упражнения с опорой на картинку.
3. Формирование ритмико-слоговой структуры слова
- восприятие и воспроизведение ритмических конструкций (а-а, а-а-а)
- восприятие и воспроизведение слогов (па-па, па-пу, па-ту, пА-па, па-пА)
- различение на слух слов различной структуры (кот- карандаш)
4. Уточнение звукопроизношения.
Ведется работа по подготовке к постановке нарушенных звуков.
5. Формирование двусоставного предложения типа субъект + предикат.
- договаривание сказанного сопряженно с логопедом (Ляля... идет), отраженно, самостоятельно (с опорой на вопрос - что делает?)
- преобразование конструкций из повелительного наклонения в изъявительное с опорой на образец логопеда (Вова спи! - Вова спит.).
3 Этап
Задачи:
-Развитие понимания речи и собственной речи ребенка;
- Практическое усвоение форм словоизменения и словообразования.
- Формирование конструкции простого распространенного предложения.
Направления работы:
1. Развитие понимания речи
Продолжение работы но на более сложном материале параллельно с ранее усвоенным.
2. Практическое усвоение
а. функции словоизменения
- словоизменение имен существительных:
* по числам с наглядным материалом (стол - столы, книга - книги, дом -дома)
* род. падеж множ. числа (один - много)
* сущ. с числительными 2 и 5
* сущ. в косвенных падежах (чего не хватает? из чудесного мешочка ты выташил ЧТО?, угощение для животных - кость кому?, кто чем работает?, о чем мечтают ....)
- словоизменение имен прилагательных (по родам, числам и падежам),
- словоизменение глаголов (по лицам и числам. по родам в прош. времени).
б. функции словообразования
- имен существительных (уменьшительно-ласкательные, название детенышей, +инк (пух - пушинка),
-имен прилагательных (качественных, относительных, притяжательных)
в. развитие синтаксического строя речи.
усвоение простого распространенного предложения (Девочка ест суп. чем? где?)
- повторяя за логопедом
- построение предложения с опорой на картинку
- построение предложения с опорой на вопросы
- построение предложения по схеме
4 Этап.
Задачи:
- Дальнейшее усвоение морфологических и синтаксических сторон речи.
- Формирование связного монологического высказывания.
Работают над:
1. пересказ
- с опорой на серию сюжетных картинок.
- с опорой на одну картинку,
- без опоры на наглядность
2. рассказ по серии сюжетных картинок.
а. развитие смыслового программирования:
- раскладывание серии картин после прослушивания текста,
- раскладывание серии картин самостоятельно,
- нахождение лишней картины в серии
- раскладывание картин на два сюжета
б. развитие языкового оформления:
- подбор слов для обозначения персонажей изображенных на картинке
- подбор слов для обозначения действий персонажей.
- подбор атрибутивного словаря для признаков персонажей
3. рассказ по одной сюжетной картинки
а. развитие смыслового программирования:
- сравнение двух сходных сюжетных картинок с выделением общего или отличий,
- подбор к сюжетной картинке нескольких предметных соответствующих различным ее фрагментам,
б. развитие языкового оформления:
- подбор слов для обозначения персонажей изображенных на картинке
- подбор слов для обозначения действий персонажей.
- подбор атрибутивного словаря для признаков персонажей
4. рассказ-описание.
а. развитие смыслового программирования - опора на картинный план, в котором указаны основные смысловые звенья,
б. развитие языкового оформления:
- подбор слов для обозначения персонажей изображенных на картинке
- подбор слов для обозначения действий персонажей.
- подбор атрибутивного словаря для признаков персонажей