Слайд. Тема. Имя прилагательное.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(обобщение)

ЦЕЛЬ:Обобщение и систематизация изученного об имени

прилагательном.

ЗАДАЧИ: 1. Повторить изученное об имени прилагательном путем

наблюдения, сравнения, обобщения.

2. Развивать умение наблюдать, обобщать, творчески

мыслить.

3. Воспитание толерантности.

Оборудование: карточки со словами, сигнальные карточки, сводная

таблица «Имя прилагательное».

ТСО: мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Слышите, звенит звонок,

Говорит: «Начнем урок!»

Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. А теперь за работу.

II. Мобилизирующий этап

(На доске). Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Искать (вчерашний) день 1. Тратить времяна бесполезные поиски

чего-либо.

Хуже(горькой) редьки2. Совершенно невыносим.

Под (горячую) руку3. В минуту гнева, раздражения попадаться

в самый неподходящий момент.

Как называются эти словосочетания? (фразеологизм). Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?

- Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность. Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным). Докажите. (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).

Итак, чему будет посвящена тема нашего урока? (Имени прилагательному).

Слайд. Тема. Имя прилагательное.

Ориентируясь на тему урока и опорные слова на экране, сформулируйте цели урока.

Слайд. Цели: повторить (изученное об имени прилагательном);

развивать (наблюдательность, внимание).

Ребята, сегодня нам предстоит обобщить полученные знания об имени прилагательном.

Сегодня 3 человека работают индивидуально у доски, когда закончите работу, садитесь на места и присоединяйтесь к нам.

Ребята, вспомните, что мы называем пословицей? (Краткое изречение с назидательным смыслом). Какие у нее признаки? (Совет, наставление, поучения).

Пословицы помогают нам запомнить советы, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц.

Слайд.Держись друга старого, а дома (нового).

Сладким портят, (горьким) лечат.

Маленькая ложь за собой (большую) ведет.

Закончите пословицы, используя прилагательные – антонимы. Какой мудрый совет дают пословицы? Сформулируйте задание к пословицам, исходя из темы урока. (Определить грамматические признаки у имен прилагательных). Как вы определили безударные окончания у прилагательных? (Нашли существительное, к которому относится, от существительного задали вопрос к прилагательному; по окончании вопроса определить окончание прилагательного).

III. Чистописание(на доске)

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Прочитайте хором строчку чистописания.

Что она напоминает? ( им. прилагательных)

Запишите ее, затем простым карандашом разделите на группы. (Проверка 1 чел. у доски).

(Родовые - ая, яя - ж.р., ий, ый, ой - м.р., ое, ее – ср.р., ые – мн.ч.)

Молодцы.

Проверим работу ребят у доски.

1. Исключите буквы согласных глухих непарных звуков:

ч а щ р о х м а ц т и

Прочитайте, какое слово получилось? (аромат)

Какие ассоциации вызывает это слово?

Вдохните аромат цветов. Выдохните. И еще раз вдохните, выдохните.

Образуйте от существительного аромат имя прилагательное. С помощью какой части слова образовалось новое слово? ( )

Запишите эти слова на 2 строчке: аромат, ароматный. Разберите слова по составу (У доски 1 чел.).

2. Вставьте пропущенные буквы о или а:

о вощная з а бавный

а втобусный о синовое

п ассажирский а ктивная

к о мандрый

Проверка с помощью сигнальных карточек. У вас на столе красные и зеленые кружки. Если вы согласны с работой, поднимаете зеленый круг, нет – красный.

Можно ли в данных словах проверить безударные гласные? (Нет. Словарные слова).

На какие группы можно разбить эти слова? (Ж.р., м.р., ср.р.). К какой части речи относятся эти слова? (К прилагательному)

Как вы определили, что это имя прилагательное? (Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Обозначают признак предмета). Подберите к ним имена существительные.

3. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных.

Какого? ым, им

Какому? ое, ее

Какое? ого, его

Каким? ой, ый, ий

Какой? ом, ем

О каком? ому, ему

Как определить, какое окончание надо писать у прилагательных? (Поставить вопрос, какое окончание будет у вопроса, такое надо писать и у прилагательных).

Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

4. На доске записан текст. Прочитайте. Понятно, о чем в нем говорится?

Чего не хватает в этом тексте? (Прилагательных)

Какую роль выполняют прилагательные в русском языке? Для чего они нужны? (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).

Вставьте имена прилагательные, пользуясь словами для справок.

(На доске) Ранним зимним утром падал робкий снежок. Он укрывал маленькие елочки.

Спишите текст. Определите грамматические признаки у имен прилагательных.

I – в разбирает I предложение по членам предложения.

II - в разбор II предложения.

(Проверка у доски 2 чел.).

Каким членом предложения является прилагательное?

Физминутка. Теперь немного отдохнем и поиграем. Я рассыпала нечаянно все слова. Соберите их и распределите по родам. А Наташа Белоусова будет экспертом-наблюдателем.

М.р. Ж.р. Ср. р.

Зимний спелая серое

Колючий пушистая низкое

Звонкий белая примерное

Новый широкая густое

Забавный родная кривое

Морское

Она сейчас проверит вашу работу. Как определяем род имени прилагательного?

(По вопросу, родовому окончанию имени прилагательного)

Почему 2 прилагательных не внесли ни в один из столбиков? (Они прилагательные множественного числа).

Молодцы!

IV. Работа с учебником

Продолжим нашу работу с учебником.

Открыли с.24 № 35.

Прочитайте задание.

Что нужно сделать, чтобы записать данные словосочетания в нужном падеже? (От существительного поставить вопрос к прилагательному).

О чем необходимо помнить, чтобы правильно написать окончание у прилагательных множественного числа?

(Необходимо проверять окончанием падежного вопроса)

Запишите словосочетания по вариантам и составьте по 1 предложению.

Слайд.

I - в друзьям (каким? Д.п.) добрым, искренним

друзьями (какими? Т.п.) добрыми, искренними

II - в листочкам (каким? Д.п.) зеленым, клейким

листочками (какими? Т.п.) зелеными, клейкими

Проверим с помощью слайда. Прочитайте внимательно. У кого так, как на экране, поднимите руки. Молодцы!

Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе? (ударными окончаниями падежных вопросов).

Прочитайте предложения, которые вы составили (2 чел.)

Наши рекомендации