Максимальное количество баллов за олимпиаду – 56.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку. 5-6 класс. 2015 г.

1. В: чувствовать

Г: петербургский

Д: сердце

Й: пожалуйста

Л: солнце

Т: лестница

Ю: следующий

Оценка:

по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за соответствующий пример; дополнительный балл за интересный пример на другую букву.

Итого: 8 баллов максимум.

2. Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма. Архаизм - харизма, бейсбол - бобслей, барокко - коробка, спаниель - апельсин.

Оценка:

1 балл за объяснение сути приёма языковой игры; 1 балл за правильно указанный термин; по 1 баллу за каждое верно разгаданное слово; по 2 балла за каждый свой пример.

Итого: 10 баллов максимум.

3.Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

Бортников (бортник - тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством).

Знахарев (знахарь - лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства). Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).

Ростовщиков (ростовщик - дающий деньги в рост, в долг под процент).

Скорняков (скорняк - мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий).

Пономарев (пономарь - дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).

Оценка:

1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека; по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.

Итого: 7 баллов максимум.

4. Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и

написанию, но разные по лексическому значению.

Орфоэпия - это раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний. Архаизмы - это устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют существующие предметы или явления.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает

предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Оценка:

За каждое правильно собранное определение - по 2 балла (по 0,5 баллов за каждую из четырёх правильную часть определения).

Итого: 8 баллов максимум.

5. Данные высказывания можно понять двояко. 1) Мать любит свою дочь или Дочь любит свою мать. 2) Физик интересуется математикой или Математик интересуется физикой.

Такая многозначность высказываний обусловлена совпадением форм слова (омонимией) и относительно свободным порядком слов в русском предложении (в частности, у подлежащего и дополнения нет обязательной позиции, они могут стоять в разных местах).

Оценка:

1) за двоякое объяснение каждого выражения - по 1 баллу;

2) за указание на причины такого явления (омонимия и порядок слов) - по 2 балла.

Итого: 6 баллов максимум.

6. Возможные модели предложений:

Комната была светлая. (Подлежащее, отвечает на вопрос что?, связано (относится к) со сказуемым (-ому) была светлая).

Моя мечта - своя комната. (Сказуемое, отвечает на вопрос что такое?, связано (относится к) с подлежащим (-ему) мечта).

Мы решили отремонтировать комнату. (Дополнение, отвечает на вопрос что?, относится к глаголу / слову отремонтировать).

Дверь комнаты была открыта. (Определение, отвечает на вопрос какая?, относится к подлежащему / существительному / слову дверь). Ребята вошли в комнату. (Обстоятельство, отвечает на вопрос куда?, относится к сказуемому / глаголу / слову дверь).

Предложения могут быть другие, объяснения могут быть даны графически.

Оценка:

1) по 0,5 балла за составленное предложение - за все, кроме определения, 1 балл за предложение с определением, всего - 3 балла;

2) по 1 баллу за каждое полное правильное объяснение (если в объяснении есть ошибки, то 0 баллов).

Итого: 8 баллов максимум.

7. Иноязычными являются названия дефис и тире.

Слово дефис имеет звук [ф], которого не было в исконно русских словах. У слова тире есть несколько признаков нерусского происхождения:

1) на месте буквы е после твердого согласного произносится ударное [э];

2) слово не изменяется (поставить тире (вин. п.), ошибиться в постановке тире (род. п.), найти объяснение тире (дат. п.) и т.п.).

Для справки: дефис — из нем. divis (от лат. divisio - раздельно) и тире - из французского tiret.

Оценка:

1) за каждое иноязычное название - по 1 баллу;

2) за объяснение про звук [ф] - 1 балл;

3) за каждый из двух признаков иноязычного происхождения слова тире - по

1 баллу.

Итого: 5 баллов максимум

8.«Чужаком» в данном случае является слово Водитель.

Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный корень -вод- , имеющий разное лексическое значение.

Водитель - водить, вождение, предводительство, проводник (или любой другой список из четырех однокоренных слов)

Оценка:

1 балл за верно указанное лишнее слово;

1 балл за правильное объяснение причин ошибки;

по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные слова (всего 2 балла).

Итого: 4 балла.

Максимальное количество баллов за олимпиаду – 56.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку. 7- 8 класс. 2015 г.

1.

Функция ударения Номера пар слов
Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4.7
Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8,9

Оценка:

По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.

Итого: 10 баллов максимум.

2. а) как псу муха (польск.) - как слону дробина; как слону булочка;

б) принять пузыри за фонари (франц.) - принять за чистую монету;

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) - как свинья в
апельсинах;

г) записать за ушами (чешск.) - зарубить на носу, намотать на ус

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) - тише едешь - дальше будешь,
поспешишь - людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи
торопились, да маленькими уродились;

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) -
когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино
заговенье, на турецкую пасху.

Оценка:

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.

Итого: 7 баллов максимум.

3. В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения

на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.

Оценка:

По 2 балла за каждое приведенное словосочетание. Итого: 6 баллов максимум.

4.Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-, суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр'и].

Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс, нулевое окончание. Четыре звука [ув'ос].

Оценка:

1. За каждое правильно выбранное слово - по 1 баллу.

2. За правильный морфемный разбор слова три - 1 балл, слова увёз - 2 балла.

3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова - по 1 баллу.

4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения
морфемного разбора) - слова увёз - 1 балл, слова три - 2 балла.

Итого: 10 баллов максимум.

5.

Главное Предлог Зависимое слово Вопрос Смысловые
слово       отношения
приехал ИЗ города откуда? обстоятельственные места
поступить, ИЗ страха/зависти; почему? обстоятельственные
оклеветать   мести отчего? по какой причине? причины
собрать, ИЗ деталей, ветвей из чего? объектные
сплести        
Корзина ИЗ прутьев/бересты, лозы какая? определительные

Оценка:

по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.

Итого: 10 баллов максимум.

6.1) за верное определение лишнего слова рукоделие - 1 балл;

2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием -е-), ко 2 склонению - 0,5+0,5, всего 1 балл;

3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый морфемный состав (может быть указан: корень - соединительная гласная -корень - суффикс -окончание) - 0,5 баллов; образованы путём сложения -0,5 баллов; с соединительной гласной - 0,5 баллов; и одновременным присоединением суффикса -и- - 0,5 баллов (суффикс -и- может быть не назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний типа «глагол + существительное» - 1 балл;

4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) - 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением - 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) - 2 балла, стоит в творительном падеже, являясь косвенным дополнением - 2 (1+1) балла.

Итого: 13 баллов максимум.

7. В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе словосочетания (кружным путём). Часть речи - существительное. Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения. В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи -наречие.

Оценка:

за правильно указанную часть речи в каждом предложении - по 1 баллу;

за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений

- по 1 баллу;

за указание на производность предлога - 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, - 0,5 балла;

Итого: 7 баллов максимум.

8. И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.) Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.) А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.) Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.) Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)

Оценка:

По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..

Итого: 10 баллов максимум.

9. Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание». Возможные слова

1) Распря, прения, препирательство, препирание и др. 2) Этимологически родственное также спор.

В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука. Оценка:

2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1

группы; 3 балла за слово спор; 1 балл за возможное указание на

этимологическое родство или чередование в корне.

Итого: 14 баллов максимум.

Наши рекомендации