Фразеологические обороты и пословицы в физической модальности.
Ахиллесова пята
Быть в чьей-то шкуре
Во все горло
Быть толстокожим
Встать на ноги
Держать язык за зубами
Моя «правая рука»
С головы до пят
Ни в одном глазу
Упражнение. Определите каббалистические модальности следующих трансляций и десяти трансляций по своему выбору. Укажите когнитивные и стилистические маркеры. В случае необходимости самостоятельно уточните контекст и стилистику произнесения реплик.
1. — Моя жизнь — это собаки.
2. — Не верю тебе, Игнатий.
3. — Почему такой худой — мама плохо кормила?!
4. — Где наша не пропадала!
5. — Ох! (тяжело вздыхает)
6. — Пошли в зоопарк, а? Прямо сейчас!
7. — Зачем в ООН столько заседаний и болтовни, я не понимаю.
8. — (возмущенно) Вот еще!
9. — Не смею возражать, Патриция.
10. — Мой статус в социуме непоколебим.
11. — Ай! Не хочу!
12. — Пришло время для того, чтобы всерьез взяться за ум, Протас.
13. — Мое кредо — жизнелюбие во всех видах.
14. — Болезни легких — знак нерешенных проблем самоидентификации и самоутверждения.
15. — А потом мы отправились в путешествие по Амазонке, и спасибо богу этой реки, что остались живы.
16. — Я соглашусь с вами, Нектарий, но не потому, что вы на самом деле меня убедили, а скорее по слабости своего характера.
17. — (нежно гладя собаку) Шустрик мой любимый!
18. — Анастасия, что у нас там предусмотрено на ужин?
19. — (молча прощаясь, энергично трясет руку партнера)
20. — Бог стоит в начале всех жизненных процессов.
Упражнение. Определите каббалистические модальности трансляций в следующих диалогах и в десяти диалогах по своему выбору. Контекст и стилистику в случае необходимости уточните сами. Укажите когнитивные и стилистические маркеры.
1. — Ты принесешь мне кофе, Тереза?
— Ты очень ленив, Евтихий.
2. — Представь, я сегодня прошел по конкурсу на должность заведующего отделом!
— Это, наверное, очень трудно...
3. — Завтра я уже буду в дамках!
— Не хвались, идучи на рать...
4. — Тебе приятно мое общество, София?
— (радостно) О-ля-ля!
5. — Заходи, Жорж!
— (заходит и с чувством плюхается на диван)
6. — Мой универсальный жизненный стиль претерпел большие изменения.
— А я все так же щебечу по утрам и вечерам.
7. — (возмущенно-требовательно) Ну?!
— (оправдываясь) А я что — я ничего.
8. — Плюнь ты, Федор, слюной на это дело.
Не могу, Тихон — жалко многих лет стараний и труда.
9. — (кошке) Брысь отсюда!
— (жалобно) Мяу!
10. — Я за свою жизнь многого достиг, Антипатр!
— Мне не чета, Филофей.
Упражнение. Переведите следующие трансляции и на пять трансляций по своему выбору в каждую из высших модальностей (то есть в атманическую и буддхиальную).
1. — Уймись, Феофил!
2. — Неужели я тебе не нужна, Еремей?
3. — Бог в помощь, Изот!
4. — Мне трудно говорить на политические темы.
5. — Я доверяю тебе, Казимир.
Пример.
1а) — Я прошу тебя угомониться, Феофил — вообще и навсегда! (атм)
1б) — Феофил, уймись ты хоть до окончания института! (буд)
Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в каждую из социальных модальностей (каузальную, ментальную и астральную).
1. — Ой!
2. — Хочу Игнатия.
3. — Я — твой друг, Емельян!
4. — Ты идешь со мной в зоопарк, Анастасия?
5. — Мне пришла в голову интересная мысль.
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из высших модальностей.
1. — Чем вы занимаетесь?
2. — Верите ли вы в Бога?
3. — Любите ли вы своих близких?
4. — Что такое для человека его родина?
5. — В чем главный смысл вашей жизни?
Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в буддхиальной и в каждой из социальных модальностей.
1. — Как тебе понравилась моя Жозефина?
2. — Где бы мне одолжить денег?
3. — Почему мир так ко мне несправедлив?
4. — И все таки лучшее изобретение цивилизации — мороженое!
5. — А хочешь, я приготовлю на ужин плов с курагой?
Упражнение. Для следующих ситуаций придумайте обращение в каждой из социальных модальностей, а также, если получится, в буддхиальной и эфирной модальностях.
1. Просьба к кукле заботиться не только о себе.
2. Замечание отца семилетнему сыну, перебивающему гостя.
3. Призыв к жениху не робеть.
4. Подбадривание стареющего дядюшки, выздоравливающего после тяжелой болезни.
5. Сочувствие мужу, ревнующему свою жену к компьютеру.
Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист — буд, партнер — мен;
б) протагонист — кауз, партнер — аст.
в) протагонист — мен, партнер — кауз.
1. Начальник туристического агентства «Ниагара» Онисифор Онуфриевич излагает своему единственному сотруднику Протасу планы развития фирмы. Протас акцентирует возможные трудности.
2. Фирма «Киса-мурыса» (помощь домашним животным). Секретарша Улита сообщает консультанту фирмы Трофиму, какие на сегодня поступили заказы. Трофим реагирует.
3. Каменный век. Вечер в пещере. Цветок Зари, жена воина Зуба Мамонта, варит похлебку и обсуждает с мужем актуальные проблемы семьи.
4. Антрепренер Антоний объясняет звезде эстрады Клависсии необходимость смены или по крайней мере освежения репертуара. Звезде этого не хочется, и она приводит веские аргументы против.
5. Пассажирский самолет. Командир корабля Касьян ухаживает за новой стюардессой Генриеттой, показывая ей панораму внизу и развлекая ее иными способами. Генриетта пытается уйти от скользких тем, уходит на вызовы пассажиров и т. п.
Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:
а) протагонист — аст, партнер — мен;
б) протагонист — мен, партнер — аст.
в) протагонист — буд, партнер — кауз.
1. Отец студентки-первокурсницы Агнии обсуждает с ней бюджет семьи на месяц.
2. Мардарий — хозяин кота Гладиатора — пытается приучать своего питомца к порядку. Гладитор, однако, считает, что у настоящих мужчин — иные задачи и ценности.
3. Субботний вечер. Холостяк Виктор лежит на своем диване и обсуждает с ним возможные планы на завтра.
4. Аграфена — легкомысленная хозяйка столетнего попугая Клавдия — обсуждает с любимой птицей свои отношения с новым кавалером Аникеем. Клавдий мудр и хорошо понимает мужскую натуру.
5. Дама Виолетта в плохом настроении и пытается сорвать его на своем кактусе. Кактус, однако, колюч и не остается в долгу.
Упражнение. Придумайте сценки по следующим темам и пяти темам по своему выбору. Действующие лица должны говорить по очереди и придерживаться указанных модальностей.
1. Сакердон Никанорович — метрдотель элитного ресторана «Элизиум» — дает общий инструктаж новым официантам — Леонтию, Леопольду и Луке. Им, однако, не все понятно.
Модальности:
а) Сакердон — буд, Леонтий — кауз, Леопольд — мен, Лука — аст;
б) Сакердон — мен, Леонтий — буд, Леопольд — атм, Лука — эф.
2. Сыновья-близнецы Геннадий и Гаврила уговаривают свою маму отпустить их на рок-концерт любимого Эминема, и зовут ее с собой. Мама не в восторге от рока вообще, да и билеты не дешевые.
Модальности:
а) Геннадий — кауз, Гаврила — буд, мама — мен;
б) Геннадий — аст, Гаврила — мен, мама — буд.
3. Гарем шах Абдуллы. Жены Зарема (старшая) и Зульфия объясняют новой жене шаха Гюльчатай, что любит и чего не переносит их повелитель. Гюльчатай реагирует нестандартно.
Модальности:
а) Зарема — буд, Зульфия — кауз, Гюльчатай — аст;
б) Зарема — аст, Зульфия — атм, Гюльчатай — мен.
4. В зоопарк поступил сигнал о том, что волки по ночам громко воют, нарушая покой граждан. В волчатник отправляется ответственный за животных Капитон. Он пытается уговорить по-хорошему волков Никанора, Григория и Семена изменить поведение; волки пытаются отстаивать свою независимость и торгуются.
Модальности:
а) Капитон — кауз, Никанор — атм, Григорий — буд, Семен — кауз;
б) Капитон — мен, Никанор — аст, Григорий — эф, Семен — физ.
5. Фирма «Киса-мурыса» (помощь домашним животным). Производственное собрание, подводящее итоги месяца. Ведущий — директор Маркел Маркелыч, участники — секретарша Улита и консультант Трофим.
Модальности:
а) Маркел Маркелыч — буд, Улита — аст, Трофим — кауз;
б) Маркел Маркелыч — кауз, Улита — буд, Трофим — мен.
Упражнение. Найдите или вспомните по пять пословиц и фразеологических оборотов в каждой из каббалистических модальностей.