ОПИСАНИЕ МЕСТА учебного предмета 4 страница. Тематическое планирование

Тематическое планирование

3 класс (170 часов)

Русский язык

№ п/п Тематическое планирование Часы учебного времени Характеристика деятельности учащихся
  Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь-отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь Рассказыватьо сферах употребления в России Русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна) Находитьвыразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его темы, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку ,выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст) Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
1. Развитие речи. Составление текста по рисунку .*Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.)
Текст (повторение и углубление представлений о тексте) ( 2 ч)
2. Признаки текста : смысловая связь предложений в тексте , законченность, тема, основная мысль. Построение текста : вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильности их выделения. Различать типы текстов : повествование , описание ,рассуждение. Восстанавливатьдеформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок , определять тип текста, записывать составленный текст. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
3. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). *Слова с непроверяемым написанием :орех.  
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) (1 ч)
4. Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. Отличатьпредложение от группы слов ,не составляющих предложение . Анализировать не пунктированный текст, выделять в нем предложение. Выделять в письменном тексте диалог.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации ( восклицательные и невосклицательные) (3 ч)
5. Знаки препинания в конце предложения. *Слова с непроверяемым написанием: овёс. Рассматривать репродукцию картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»,составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений ,различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте ,составлять предложения такого типа . Соблюдать в устной речи логическое (смысловое)ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.
6. Знаки препинания в конце предложения. *Слова с непроверяемым написанием: овёс.
7. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложение с обращением (общее представление ) (1 ч )
8. Развитие речи. Составления предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Обосновать знаки препинания в конце предложений. Находитьобращение в предложении и наблюдать за выделением обращением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях — обращения.
Состав предложения ( повторение и углубление представлений ) ( 3 ч ).
9. Главные и второстепенные члены предложения ( без терминов их названий ). Устанавливатьпри помощи вопросов связь между членами предложения. Различатьи выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
10. Распространённые и нераспространённые предложения.
11. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией ( таблицы и памятки ). *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный ). Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения ( общее представление ) ( 2 ч).
12. *Слова с непроверяемым написанием: заря Запятая внутри сложного предложения. Различать простые и сложные предложения, объяснить знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлятьсообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению».
13. Контрольный диктант №1 «Предложение»
Словосочетание (2ч)
14. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса. *Слова с непроверяемым написанием: пшеница. Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливатьпри помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
15. Тест №1 «Предложение. Словосочетания»
Слово в языке и речи (19ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2ч)
16. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения :однозначные и многозначные слова ,слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. * слова с непроверяемым написанием: альбом, полгода. Узнать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом м переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознаватьомонимы, объяснять их лексическое значение.
17. Работа с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов.
Омонимы(1ч).
18. Использование омонимов в речи. *Слова с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарем омонимов. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознаватьомонимы, объяснять их лексическое значение
Слово и словосочетание (1ч)
19. Слово и словосочетание Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливатьпри помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Фразеологизмы (2ч).
20. Значение фразеологизмов и их использование в речи.. *Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находитьв тексте и в предложение фразеологизмы, объяснять их значение отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши»,»спустярукава»идр Выбирать слова в словосочетании с целью и адресатом высказывания. Устранятьоднообразное определение слова в данном и в собственном тексте. Анализироватьтекст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.
21. Контрольный словарный диктант № 1. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Части речи (5ч)
22. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательного, глаголе, местоимении) и их признаков  
23. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательного, глаголе, местоимении) и их признаков * Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. Узнавать изучение части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи иобосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст – натюрморт по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»
24. Формирование умений видеть красоту образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»  
Имя числительное (общее представление) (2ч).  
25. Имя числительное (общее представление) *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.. Распознавать имя числительное по назначению и по вопросам (сколько? который?),объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.
26. Имя числительное (общее представление) *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда..
Однокоренные слова(1ч)
27. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах ,о корне слова. *Слова с непроверяемым написанием: картофель. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корням
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7ч)
28. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Различатьслово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой »Как сделать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно(компьютер). Оцениватьрезультаты выполненного задания »Проверь себя» по учебнику.
29. Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши , ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
30. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слов и перед согласными в корне.
31. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слов и перед согласными в корне.
32. Мягкий разделительный знак(ь).Правописание слов с мягким разделительным знаком. Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород
33. Контрольная работа №1 «Предложение. Части речи. Однокоренные слова.»
34. Работа над ошибками. Развитие речи .Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (16ч)
Корень слова (3 ч)
35. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
36. Контрольный словарный диктант № 2 Сложные слова.
37. Работа со словарем однокоренных слов.* Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах ( самолет ,вездеход).
Формы слов. Окончание (3ч)
38. Формы слов. Окончание *Слова с непроверяемым написанием : обед, ужин. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказыватьзначимость окончания в слове, доказыватьзначимость окончания в слове. Различатьоднокоренные слова и формы одного и того же слова.  
39. Формы слов. Окончание
40. Формы слов. Окончание
Приставка (3ч)
41. Приставка. Значение приставки в слове. Формировать определения приставки и суффикса. Объяснятьзначение приставок и суффиксов в слове. Выделятьв словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
42. Приставка. Значение приставки в слове.
43. Приставка. Значение приставки в слове.
Суффикс(3ч)
44. Суффикс. Значение суффикса в слове. Формировать определения приставки и суффикса. Объяснятьзначение приставок и суффиксов в слове. Выделятьв словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Объяснятьзначение приставок и суффиксов в слове. Выделятьв словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
45. Суффикс. Значение суффикса в слове.
46. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А Рылова « В голубом просторе».
Основа слова (1ч)
47. Основа слова. Разбора слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.
Обобщение знаний о составе слова(3ч)
48. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слова. Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.   Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбораслов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших значимость в современном русском языке).
49. Контрольная работа № 2 «Состав слова»
50. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект « Cемья слов».
Правописание частей слова (29ч)
51. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова . Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших значимость в современном русском языке).
  Правописание слов с безударными гласными в корне. (4 ч.)
52. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. *Слова с непроверяемым написанием: север, берег. Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находитьи отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
53. Правописание слов с безударными гласными в корне.
54. Контрольный диктант №2 «Правописание слов с безударными гласными в корне.» Оцениватьрезультаты выполненного задания.
55. Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч.)
56. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Слова с непроверяемым написанием: пороша. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находитьи отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
57. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
58. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне .
59. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне .
60. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными (5 часов)
61. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм.  
62. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
63. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм.  
64. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне *Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный
65. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.  
Правописание слов с удвоенными согласными (2ч).
66. Правописание слов с удвоенными согласными (2ч). Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
67. Правописание слов с удвоенными согласными (2ч). Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.  
Правописание суффиксов и приставок (4ч).
68. Правописание суффиксов и приставок . Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбораслов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших значимость в современном русском языке).  
69. Правописание суффиксов и приставок
70. Правописание суффиксов и приставок
71. Правописание суффиксов и приставок
Правописание приставок и предлогов (3ч).
72. Правописание приставок и предлогов. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.  
73. Правописание приставок и предлогов. *Слова с непроверяемым написанием: желать
74. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч)
75. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
76. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
78. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы
79. Контрольный словарный диктант № 3. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
80. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления. Составлять текст по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.
Части речи (76ч.)
Части речи (повторение и углубление представлений) (1ч).
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Определятьпо изученным признакам слова различных частей речи.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30ч.)
  Повторение и углубление представлений (7ч.)
Значение и употребление имен существительных в речи. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные ( по вопросу и по значению ). Находитьсреди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста — образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственное и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имен собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолет, комната, однажды
Проект «Тайны имени». Развитие интересов к тайным имен, тайны своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных (2 часа)
Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (сказка, мед).. Определятьчисло имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознаватьимена существительные, имеющие форму одного числа.  
Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Род имён существительных (6ч)
Имена существительные общего рода (первое представление). Определятьрод имён существительных. Классифицироватьимена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовыватьимена существительные общего рода и имена прилагательные (Этот мальчик большой умница. Эта девочка- большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.
Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве ,ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием : кровать.
Формирование навыка культуры речи : норм согласование (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела, идр.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картинок.
Работа над ошибками Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Падеж имён существительных (12 ч)
Изменение имён существительных по падежам. Анализироватьтаблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запомнитьназвания падежей. Работать с памяткой» Как определить падеж имени существительного» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминатьназвания падежей. Работать с памяткой «как определить падеж имени существительного». Определятьпадеж имени существительного. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)
Определение падежа, в котором употреблено имя существитель-ное. Неизменяемые имена существительные.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Винительный падеж.
Винительный падеж
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. *Слова с неповторяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (3 ч)
Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма существительного. Морфологический разбор имени существительного * Слова с не проверяемыми написание: вокруг Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона « Конец зимы. Полдень» Распознаватьпадежи ,в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложения (словосочетания),употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы(именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.) Работать с текстом : осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту ,определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план ,подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу(сочинение) Составлятьсообщения об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «конец зимы. Полдень » , пользуясь опорными словами (под руководством учителя) . Подбиратьслова- имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов , анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверятьнаписанное. Оценивать результаты выполнения заданий «Проверь себя» по учебнику.
Контрольный диктант № 3 «Имя существительное».
Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3ч)
Лексические значения имён прилагательных. Обращение словарного запаса именами прилагательными. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных . Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные , а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.) Определять , каким членом предложения является имя прилагательное .  
Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Текст- описание (2ч).
Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте- описании. Развитие речи. Составление текста- описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Распознаватьхудожественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М А Врубеля «Царевна-Лебедь») и высказывать свое отношение к ней.
Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». *Слова с не проверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московская Кремль.
Род имён прилагательных (4 ч).
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Определять род имен прилагательных ,Классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовыватьсловосочетания ,состоящие из имен прилагательных и имен существительных. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.  
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовое окончание имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слова с не проверяемым написанием: сирень.
Родовое окончание имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).  
Число имён прилагательных (2ч).
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имен прилагательных словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. Определятьформу числа имени прилагательного, изменятьимена прилагательные по числам. Составлять (устно) текст – описание о животных по личным наблюдениям.
Развитие речи. Составление текста- описания о животном по личным наблюдением. * Слова с непрерывным написанием: поэт, гвоздика, животное.
Падеж имён прилагательных( общее представление) (2ч).
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое предложение). Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменятьимена прилагательные по падежам. Определятьначальную форму имени прилагательного. Определятьпадеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Работать с памяткой « Порядок разбора имени прилагательного». Составлятьсочинение-отзыв по репродукции.
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном (6ч).
Морфологический разбор имени прилагательного. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменятьимена прилагательные по падежам. Определятьначальную форму имени прилагательного. Определятьпадеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Работать с памяткой « Порядок разбора имени прилагательного». Составлятьсочинение-отзыв по репродукции.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Развитие речи. Составление сочинения- отзыва по репродукции картины А.А.Серого «Девочка с персиками».
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Контрольный диктант № 4. «Имя прилагательное»
Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5ч.)
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками»
Личные местоимения единственного и множественного числа.  
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род. Заменятьимена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения».Оценивать результаты выполнения заданий «Проверь себя» по учебнику.
Развитие речи. Составление письма.
Контрольный словарный диктант № 4. Морфологический разбор местоимения.
Глагол (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе (4ч)
Значение и употребление в речи. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.   Составлять рассказ по сюжетным картинкам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.
Формы глагола. (2ч.)
Начальная(неопределённая )формаглагола. Глагольные вопросы : что делать? И что сделать? Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.
Начальная(неопределённая )формаглагола. Глагольные вопросы : что делать? И что сделать?
Число глаголов (2ч)
Изменение глаголов по числам. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени.
Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Времена глагола (5ч)
Изменение глаголов по временам. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Определять род и число, глаголов в прошедшем времени.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Тест №2 « Итоговое повторение».
Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста.
Род глаголов в прошедшем времени (2ч). Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Род глаголов в прошедшем времени (2ч). Определять род и число, глаголов в прошедшем времени.
Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Правописание частицы НЕ с глаголами (2ч.)
Правописание частицы НЕ с глаголами Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Обобщение знаний о глаголе (4ч)
Обобщение знаний о глаголе Работатьс памяткой «Порядок разбора глагола». Разбиратьглагол как часть речи.
Обобщение знаний о глаголе
Морфологический разбор глагола.
Контрольная работа № 3 «Глагол»
Повторение (14 ч.)
Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам.   Самостоятельно выбирать тему и подготовитьматериал для доклада.
Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
Повторение.Слова с непроверяемым написанием. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находитьи отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.   Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами   Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.  
Повторение.Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах ,о корне слова.
Повторение.Работа со словарем однокоренных слов
Повторение.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слов и перед согласными в корне.
Повторение.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слов и перед согласными в корне
Повторение.Мягкий разделительный знак(ь).Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Итоговая контрольная работа (№4)
Повторение.Основа слова. Разбора слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем.
ПовторениеПравописание слов с безударными гласными в корне. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на­писание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне Работать с памяткой» Как определить падеж имени существительного» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминатьназвания падежей. Работать с памяткой «как определить падеж имени существительного». Определятьпадеж имени существительного.  
ПовторениеПравописание слов с безударными гласными в корне.
Повторение.Изменение имён существительных по падежам.
Повторение.Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте- описании. Начальная (неопределённая ) форма глагола. Глагольные вопросы : что делать? И что сделать?  
         

Наши рекомендации