Примерный перечень вопросов к экзамену. «Физиология физического воспитания и спорта»

«Физиология физического воспитания и спорта»

1. Предмет и задачи физиологии физического воспитания и спорта. Её связь с другими дисциплинами.

2. Роль двигательной активности человека в адаптационных процессах к изменяющимся условиям внешней среды.

3. Ученье Г. Селье об общем адаптационном синдроме. Стадии адаптационного синдрома.

4. Понятие адаптации, физиологические основы и значение адаптации в спортивной деятельности.

5. Стадии адаптационных изменений.

6. Физиологические механизмы и изменения, происходящие в организме, при срочной адаптации к физическим нагрузкам.

7. Физиологические механизмы и изменения, происходящие в организме, при долговременной адаптации к физическим нагрузкам.

8. Значение функциональной системы адаптации и её звеньев в тренировочном процессе.

9. Морфофункциональные резервы организма и последовательность их включения при различных видах трудовой и спортивной деятельности.

10. Функциональные изменения, возникающие в физиологических системах при физических нагрузках.

11. Типы реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку.

12. Функциональные сдвиги в организме, происходящие при нагрузках постоянной мощности.

13. Функциональные сдвиги, происходящие в организме при нагрузках переменной мощности.

14. Критерии, определяющие адаптированность и работоспособность организма к физическим нагрузкам.

15. Критерии классификации физических упражнений (энергетические, биомеханические, скоростно-силовые, по зонам мощности).

16. Классификация физических упражнений по В.С. Фарфелю (1970).

17. Физиологическая характеристика спортивных поз.

18. Изменения вегетативных функций организма при статической работе.

19. Феномен Линдгарта при статических нагрузках.

20. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности.

21. Физиологическая характеристика работы субмаксимальной мощности.

22.Физиологическая характеристика работы большой мощности.

23. Физиологическая характеристика работы умеренной мощности.

24. Физиологическая характеристика стандартных ациклических движений (собственно-силовые, скоростно-силовые, прицельные).

25. Физиологическая характеристика ситуационных (нестандартных) движений.

26. Значение центральной нервной системы, сенсорных систем и двигательного аппарата при занятиях ситуационными видами спорта.

27. Физиологическая характеристика вегетативных функций организма при выполнении ситуационных движений.

28. Роль эмоций при активной деятельности.

29. Физиологические механизмы предстартовых состояний и формы их проявления.

30. Разминка. Общая и специальная разминка.

31. Врабатывание. Кажущееся (ложное) и устойчивое состояние при выполнении циклических упражнений.

32. Физиологическое утомление. Субъективные и объективные приз-наки утомления.

33. Изменения в деятельности ЦНС, сердечнососудистой и дыхательной системах при утомлении.

34. Характеристика процессов восстановления. Сверхвосстановление.

35. Процессы восстановления функций в организме и периодов восстановления: первый (рабочий), второй (ранний), третий (поздний).

36. Физиологические закономерности восстановительных процессов: неравномерность, гетерохронность, фазность, избирательность, тренируе-мость.

37.Общие механизмы развития физических качеств.

38. Физиологическое определение силы. Единицы измерения силы в статических и динамических условиях.

39. Классификация видов силовых способностей человека и условий их проявления.

40.Физиологические механизмы развития силы и факторы, опреде-ляющие их величину.

41. Саркоплазматический и миофибриллярный типы мышечной гипертрофии.

42. Виды силы. Абсолютная и относительная мышечная сила.

43. Функциональные резервы мышечной силы.

44.Физиологическая характеристика быстроты.

45. Физиологические, биохимические и морфологические основы быстроты.

46. Физиологические резервы развития быстроты.

47. Выносливость. Формы проявления выносливости.

48. Физиологические резервы развития выносливости.

49. Физиологические перестройки в центральной нервной системе, дыхательной, сердечнососудистой системе и в системе крови, обеспечивающие выносливость.

50. Специальные формы выносливости. Силовая и скоростная выносливость.

51. Принципы спортивной тренировки.

52. Физиологические основы процесса тренировки.

53. Физиологические основы состояния тренированности.

54. Особенности функционального тестирования в спорте.

55. Показатели функциональной подготовленности в покое.

56. Реакции организма на стандартные нагрузки при тестировании.

57.Тестирование функциональной подготовленности при стандартной работе. Тест РWС170, степ-тест.

58. Физиологическая характеристика функциональных сдвигов организма, достигшего максимального потребления кислорода (МПК).

59. Возрастные особенности управления движениями в дошкольном и младшем школьном возрасте.

60. Особенности возрастного развития физических качеств.

61. Реакции вегетативных систем и энергообеспечение при физических нагрузках у детей младшего школьного возраста.

62. Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста.

63. Физиологические особенности физического воспитания подростков в период полового созревания.

64. Физиологические особенности физического воспитания старших классов.

65. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.

66. Тренированность. Развитие тренированности. Тренировочный эффект.

67. Срочный, отставленный (пролонгированный) и кумулятивный тренировочные эффекты, возникающие при выполнении физических нагрузок (упражнений).

68. Физиологические основы урока физической культуры.

69. Влияние занятий физической культурой на функциональное и физическое развитие школьников.

70. Значение регулярных занятий физическими упражнениями на двигательную активность детей и взрослых.

71. Влияние занятий физической культурой и оздоровительной деятельностью на работоспособность и состояние здоровья детей и взрослых.

72. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.

Наши рекомендации