Тема 1. Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости
Учебный год
Биология 11 класс, программа экстерната, задание 3
Тема 1. Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости
1.Кратко ответьте на вопросы:
- Как связаны между собой наследственные особенности организма и проблемы пересадки органов и тканей?
- Всегда ли проявляется унаследованный от родителей признак и почему?
- Почему именно горох оказался удачным объектом для экспериментов Г. Менделя?
- Чем отличается наследование признаков при неполном и полном доминировании?
- Для чего и как проводится анализирующее скрещивание?
Вопросы сформулированы как вопросы группы С1 ЕГЭ. Они требуют краткого ответа с наличием двух элементов. Если ответ включает оба элемента и не содержит биологических ошибок, учащийся получает 2 балла. Если ответ содержит один элемент или два, но с наличием негрубых биологических ошибок, учащийся получает 1 балл. При неправильном ответе – 0 баллов.
2*. У кур курчавое оперение (А) неполностью доминирует над гладким (а). Гетерозиготы (Аа) имеют волнистое оперение. Ген, определяющий структуру оперения, является аутосомным. Черная окраска оперения (В) полностью доминирует над белой (в). Ген, определяющий окраску оперения, сцеплен с Х-хромосомой. У кур, как и у всех птиц, гомогаметным является мужской пол. Скрестили белого петуха с волнистым оперением и черную курицу с курчавым оперением. Каковы генотипы родителей? Каковы генотипы потомства? Каким может быть пол у черных цыплят? Приведите схему решения задачи.
Задачи подобного типа были представлены в ЕГЭ – 2011. Они сочетают несколько типов наследования – полное и неполное доминирование, независимое наследование и наследование, сцепленное с полом. Внимательно составьте схему скрещивания. Учтите, что гены А и В находятся в разных парах хромосом (А – в неполовых, а В – в половой хромосоме). Не забудьте, что мужской пол у птиц имеет генотип ХХ, а женский ХУ. Запишите гаметы и представьте схему получения потомства в виде решетки Пеннета. Далее ответьте на три вопроса задачи.
3. Какой процесс представлен на рисунке? Когда происходит этот процесс? Что обеспечивает процесс? При каком типе наследования могут быть важны результаты этого процесса? Как может быть использовано практически получение данных по этому процессу?
4. В результате измерения длины листовых пластинок комнатного растения воскового плюща получены следующие данные (см):
7,5 6, 0 10,0 8,5 5,0 5,5 9,0 7, 0 7,5 7,5 9, 0 6, 0 7,0 8, 0 9, 5 6, 5 8,5 8,0 7, 5 8, 5 8, 0 6, 5 7, 5 7, 0 6, 5 7, 0 8,0
Постройте вариационный ряд и вариационную кривую. Найдите среднее значение и норму реакции. Какой тип изменчивости отражает полученная кривая? Какими свойствами характеризуется такой тип изменчивости? Объясните, почему изменчивость имеет выявленную закономерность.
5*. Заполните таблицу, найдя в справочниках неизвестные Вам термины.
Классификация ядерных мутаций в зависимости от масштаба повреждений
Тип мутации | Характер повреждения |
Генные, в т. ч. | |
Делеции | |
Транзиции | |
Трансверсии | |
Хромосомные,в т. ч. | |
Делеция | |
Дупликация | |
Инверсия | |
Транслокация | |
Геномные, в т. ч. | |
Анеуплоидия | |
Полиплоидия |
Тема 2. Антропогенез
1. Определите значение термина «антропогенез». Почему этот раздел теории эволюции имеет особое мировоззренческое значение?
2. Сравните черепные признаки гориллы и человека, заполнив таблицу. Возможно, Вы предложите еще какие-либо признаки. Объясните, чем обусловлены различия.
Признаки сравнения | Череп гориллы | Череп человека |
Толщина костей | ||
Расположение затылочного отверстия | ||
Соотношение мозговой и лицевой части | ||
Особенности строения лобной кости | ||
Особенности строения нижнечелюстной кости | ||
Степень развития клыков |
3. Охарактеризуйте основные этапы эволюции человека, заполнив таблицу:
Стадия | Время существования | Объем мозга, см³ | Изготовление орудий труда | Использование огня | Мышление, речь |
Дриопитеки | |||||
Австралопитеки | |||||
Человек умелый | |||||
Архантропы | |||||
Палеантропы | |||||
Неоантропы |
4. На начальных этапах эволюции человека действовали такие биологические факторы эволюции, как мутации, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Происходит ли биологическая эволюция человека в настоящее время? Имеют ли значение перечисленные факторы?
5. Все современное человечество принадлежит одному полиморфному виду – Человек разумный. Докажите это положение. Каков механизм образования рас? Происходит ли, на Ваш взгляд, расообразование в настоящее время?