Физическое воспитание детей первого года жизни
Ход
1. Организационная часть.
2. Краткое напоминание основных вопросов предыдущей темы.
3. Опрос студентов.
4. Сообщение темы.
5. Работа над темой.
План изложения
1.Изучить физическое воспитание детей первого года жизни.
2. Рассмотреть физическое воспитание детей второго года жизни.
Физическое воспитание детей первого года жизни
При воспитании детей этого возраста большое внимание должно быть уделено организации режима дня, правильной методике гигиенического ухода.
Очень важно также обеспечить положительное эмоциональное состояние ребенка. Бодрое, радостное настроение является одним из условий правильного и своевременного физического, нервно-психического развития и хорошего здоровья. В первые месяцы жизни ребенок, радуясь, улыбается, делает много движений комплекс оживления, который является дальнейшей основой развития движений рук, туловища и т. д. Своевременное и правильное овладение детьми основными движениями стимулирует рост, деятельность основных органов и систем, обеспечивает большую самостоятельность и тем самым расширяет возможности психического развития.
Путем специального целенаправленного воздействия можно способствовать формированию различных умений, навыков и тем самым более высокому уровню развития всего организма. И наоборот, отсутствие своевременно начатого правильного воспитания и обучения ведет к отставанию в развитии, что с трудом компенсируется впоследствии.
Одно из основных правил воспитания — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы.
В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение имеют
рациональный режим дня и гигиенические условия. Для детей каждого возрастного периода определяются часы кормления, сна и бодрствования, обеспечивается необходимая последовательность в их чередовании. Хорошее проветривание, свежий воздух обеспечивают глубокий, крепкий сон. При этих условиях в часы бодрствования ребенок спокоен и активен. Дети первого года жизни должны находиться на свежем воздухе 4—6 ч.
Большое значение для укрепления здоровья детей имеет также использование естественных факторов природы (воздух, вода, солнце) с целью закаливания.
При осуществлении режима дня необходимо прививать детям гигиенические навыки и привычки. Этому способствует тщательный гигиенический уход (подмывание, умывание, смена белья, купание и т. д.).
Для развития движений детей первого года жизни используются организованные формы занятий физическими упражнениями и массаж. Важно также обеспечить условия для свободной двигательной деятельности ребенка.
Малыши в возрасте от 1,5 до б мес. все часы бодрствования проводят в манеже (из расчета 0,5 м2 на одного ребенка) с игрушками, соответствующими возрасту детей; одежда их не должна стеснять движений.
Детей 7 мес. рекомендуется спускать на пол. Для этого часть комнаты (из расчета 0,75 м2 на одного ребенка) огораживают барьером высотой 40—45 см. Пол для утепления застилают байковым одеялом и легко моющейся клеенкой. Эту часть комнаты— «напольный манеж»—оборудуют пособиями, которые стимулируют ребенка к активным движениям (ползание, вставание на, лазанье, переступание и т. д.). В напольный манеж помещают небольшую горку с лесенкой и скатом, каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, мостик для ходьбы, большие мячи.
В первую четверть года (до 3 мес.) следует развивать у ребенка умение удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе. При этом формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга.
В возрасте 3—4 мес. ребенок начинает стоять при поддержке подмышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня, при переодевании, брать ребенка на руки, ставить на твердую опору (стол), давать возможность ритмично выпрямлять и сгибать ноги — «подтанцовывать».
В 4—5 мес. находясь в манеже, манипулируя игрушкой, ребенок начинает овладевать умением поворачиваться со спины на бок, на живот; лежа на животе, опирается на выпрямленные руки, хорошо поднимает голову. Если ребенок длительно лежит на животе, играет в этом положении, тянется за игрушками, он быстрее начинает ползать, затем садиться и вставать, цепляясь за опору.-
В 7—8 мес. ребенок уже умеет вставать на четвереньки и ползать. Ползание — важный этап в развитии движений ребенка, при этом он получает новые сенсорные впечатления.
Важно своевременно развивать у детей локомоторные функции— ползание, переступание. Нельзя сажать ребенка и ставить на ноги, пока он сам не научился садиться и вставать.
В 8—9 мес. ребенок переступает и передвигается вокруг манежа, влезает на ступеньки горки, перелезает через бревно — все это значительно расширяет круг его восприятий и способствует нервно-психическому развитию.
К году ребенок научается самостоятельно ходить. В этот период воспитатель должен не только обучать детей движению, но и больше разговаривать с ними, чтобы они были радостны, подвижны, бодры. Ежедневно во время бодрствования воспитатель проводит с каждым ребенком игры-занятия для развития движений, пока это движение не сформируется и не закрепится.
При отсутствии противопоказаний детям 1,0—1,5 мес. назначают физические упражнения и массаж, которые включают в режим дня. Эти занятия способствуют своевременному развитию движений, совершенствованию их качества и точности.
В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования активности используются врожденные, безусловные рефлексы. Во втором полугодии жизни активность выполнения упражнений стимулируется применением условных раздражителей: зрительного (игрушка, кольца, движения воспитателя и т. д.), двигательного (помощь воспитателя при выполнении упражнения — потягивание за руки, поднимание ног и т. д.), слухового (речь воспитателя — счет, слова «сядь», «иди-иди» и т. д.). При этом во втором полугодии, когда слово еще является слабым компонентом комплексного раздражителя, оно должно обязательно сочетаться со зрительным ориентиром и самым мощным — двигательным. Если воспитатель говорит ребенку «сядь, сядь», малыш не всегда выполняет его инструкцию, но если она сочетается с потягиванием взрослым ребенка за руки, он легко ее выполняет.
Большое место на первом году жизни уделяется массажу как виду пассивной гимнастики, который охватывает все мышечные группы.
При составлении комплексов физических упражнений для достижения наибольшего физиологического эффекта и строгого дозирования мышечной нагрузки необходимо соблюдать следующие требования:
1) упражнения должны охватывать все мышечные группы — рук, плечевого пояса, спины, груди, живота, ног, стоп;
2) чередовать физические упражнения с массажем, который предшествует упражнению; последовательно применять упражнения для рук, туловища, ног;
3) чередовать упражнения для различных мышечных групп в процессе занятия;
4) чередовать исходные положения: лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;
5) начинать с более легких упражнений, постепенно переходить к сложным и заканчивать вновь более легкими;
6) чередовать упражнения с отдыхом (паузами); таким отдыхом является также массаж, так как он обеспечивает наименьшее напряжение мышц;
7) постепенно увеличивать физическую нагрузку за счет частоты повторения упражнений, приемов массажа, увеличения длительности занятия с 5—6 мин в первом полугодии до 8—10 мин к концу года.
В соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей первого года жизни при составлении комплексов физических упражнений исходят из 5 периодов: I — от 1,5 до 3 мес, II — от 3 до 4 мес, III — от 4 до 6 мес, IV — от 6 до 9 мес, V — от 9 до 12 мес.
Возрастной период от 1,5 до 3 мес. характеризуется выраженной физиологической гипертонией сгибателей верхних и нижних конечностей. В связи с этим широко используется массаж — поглаживание, который способствует расслаблению сгибателей. Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов— кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.
В 3—4 мес. у детей отмечается исчезновение физиологической гипертонии сгибателей мышц рук, появление некоторых произвольных движений — изменения положения тела, формируется хороший упор ног при поддержке подмышки, ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на предплечья. В комплексы физических упражнений вводятся, кроме поглаживающего массажа, растирание и разминание, пассивные упражнения для рук (скрещивание рук на груди и разведение их в стороны). Применение пассивных упражнений позволяет точно и правильно воспроизвести движение, приложить нужное усилие, получить определенный физиологический эффект. В этом возрасте безусловные рефлексы (кожно-мышечные и рефлексы положения) еще четко выражены, поэтому в комплексы включают также соответствующие упражнения рефлекторного характера.
В целях стимуляции своевременного и более совершенного развития условных двигательных реакций, а также для усиления функции дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем в комплексы включаются соответствующие активно-пассивные упражнения. Эти движения выполняются при активном участии ребенка, хотя с помощью взрослых. Длительность комплекса — 5— 6 мин.