У сороки, на заводе, из папки, на вокзале, о родине, в анкете, для утки, с ветки, в пакете, в радости
Русский язык
Тема. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.
Орфоэпическая разминка
- Поставьте существительные в форме И.п. множественного числа
Директор - ____________ (директора)
учитель - _____________ (учителя)
воспитатель - __________ (воспитатели)
корректор- ____________(корректоры)
диктор - ______________ (дикторы)
редактор - ____________ ( редакторы)
- Поставь в форме Р.п. мн.ч.
Носок – (носков)
Чулок – (чулок)
Ботинок – (ботинок)
Туфля – (туфель)
Запоминалка:
В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
Введение в тему урока. Постановка целей урока
– Какой частью речи являлись слова, над которыми мы работали?
Вспомните, что мы знаем о существительном.
- Прочитайте тему нашего урока по схеме.
кто? что? 1-е, 2-е. 3-е, мн. ч.
Подумайте, чему вы должны учиться на уроке, что закрепить, повторить?
- Уметь находить …. (безударное окончание)
- Правильно определять ….( склонение)
- Правильно подбирать … ( проверочное слово того же склонения)
- Правильно писать … ( безударное окончание существительного)
А ещё что мы должны делать на каждом уроке? (рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать)?
Итак, тема нашего урока «Безударные окончания имен существительных множественного числа.». И на уроке мы с вами продолжим учиться правильно писать гласную в безударном окончании сущ., выбирая способ проверки этой гласной, будем пополнять свой словарный запас, развивать речь, орфографическую зоркость, внимание.
– В течение урока каждый из вас сегодня будет выполнять обязанности корректора. Какими качествами должен обладать корректор? (Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным).
Вспомните, в какой части слова может стоять безударная гласная? (приставка, корень, суффикс, окончание)
Орфографическая разминка
- Какие безударные гласные требуют проверки или запоминания? (о, а, и, е, я).
Запиши безударную гласную в корне и приставке, которая требует проверки или запоминания
Задержал, заглянул, заскрипел, очищает, появились, посинел, находился, поговорка, отцветает, удивлялся
- Кто не допустил ошибок?
Вспомните, какое слово являлось существительным. Разберите его по составу. Назовите грамматические признаки.
Как определить склонение?
Словарный диктант.
- Запиши слова в 3 столбика (по склонениям)
Макушка, чувство, подружка, молодёжь, брошь, праздник, пастбище, избушка, дрожь, сердце, сирень, игрушка.
-Что общего у слов каждого столбика?
В каждом столбике найдите и подчеркните лишнее слово. По какому признаку?
Подружка– парная звонкая согласная ж, приставка по. Какое из слов макушка, избушка, игрушка отличается своим составом?
Праздник – м.р.
Сирень– нет шипящего на конце слова.
Из лишних слов составьте предложение.
Постановка проблемы. Актуализация знаний.
- Какую гласную надо написать в окончании слова сирен…?
Букет сирен… .
Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных
Воспроизведение знаний об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже.
Устный диктант: яблоко, полотенце, килограмм, апельсин, календарь, шофер, простыня, место, сапог, туфля, носки, торт, кольцо, солдат, директор. (Учитель называет имя существительное в единственном числе, а ученики произносят это имя существительное в форме родительного падежа множественного числа: облако — облаков.)
Коллективная работа
Подбери словосочетания. Вставь пропущенные буквы в окончания существительных мн.ч., объясни (устно)
Клетка с синиц…, играет с мяч…, просидел за задач… .
Игра «Четвёртый лишний»
С дороги, с тропинки, с пути, с поездки
На тетрадке, на берёзе, в норке, в избе
От молодёжи, к площади, с постели, у пристани
Инеем, сердцем, с приятелем, с медведем
Физминутка.
Я называю существительное. Если окончание ударное – хлопок над головой, если безударное – присесть
На мели, в морковке, в воздухе, в пути, по дороге, в глуши, из избушки, из печки, в печи, на прогулке, в сети, от радости, по степи, на глади, по руке, из дома, из окна, на форточке
Если в окончании е – поворот вправо, и – поворот влево
У сороки, на заводе, из папки, на вокзале, о родине, в анкете, для утки, с ветки, в пакете, в радости
Работа с фразеологизмами.
Более точно выразить свою мысль помогают и фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
Итак, не будем бить баклуши. А засучив рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.
Какие фразеологизмы я назвала? Объясните их значение.
Подберите фразеологизмы к выражениям:
Чувствовать неловко, неудобно; бежать очень быстро; не болтать лишнего; быть невнимательным; очень тесно; очень дружны; струсить, испугаться; быстро бежать
Разноуровневая работа ( по карточкам)
1)-Допиши окончания, объясни. Подбери синонимы к фразеологизмам во мн. числе.
Ушки на макушк…
от корки до кор…
не в своих т..релк…
Проверка: Прочитай фразеологизм по его значению:
Неловко, неудобно,
искренне,
настороженно,
Полностью ,целиком
2)Вставь слово во фразеологизм. Выдели окончания, определи падеж.
толочь воду в_________ ( ступе)
купаться в _________(роскоши)
на седьмом ____(небе) от счастья
- Какое словосочетание лишнее? Проверка: объясни фразеологизм, подбирая синонимы