Определение частеречного статуса лексической единицы

Зоны образования функциональных омонимов, или единиц частеречных поликомплексов

Традиционно выделяют три зоны образования функциональных омонимов (или единиц частеречных поликомпонентов). Данное разграничение зависит от того, в какой группе частей речи возникают конверсивы (функциональные омонимы , единицы поликомплексов). [Ушакова, 1999, с. 265; Современный русский язык. Анализ…, 1995, ч.2, с. 173].

Взаимодействие внутри знаменательных частей речи:

а) субстантивация – образование имен существительных из

- прилагательных (операционная комната - операционная);

- местоимений (ничья победа – «Разводи – ничья!» - крикнул кто-то.);

- причастий (юноша, учащийся в техникуме – учащийся техникума);

б) адъективация – образование имен прилагательных из

- числительных (первый ряд – первый ученик);

- причастий (река, бурно несущая свои воды – несущая конструкция);

в) прономинализация – образование местоимения из

- прилагательных (известный гравер – известная доля свободы);

- числительных (Каждый человек должен вырастить хоть бы одно дерево(К.П.) – Жили в старину одни люди(М.Г.));

- причастий (деньги, данные мне на расходы – высказаться по данному вопросу);

г) адвербиализация – образование наречий из

- существительных (любоваться рядом елей – жить совсем рядом);

- деепричастий (продолжал смеяться, шутя над собой и над нами – Учил его всему шутя.(П.));

д) предикативация – образование слов категории состояния из

- наречий и кратких прилагательных (туманно намекнуть – утро туманно – утром туманно);

- существительных (Унылая пора! Очей очарованье! (П.)- Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…(П.))

- кратких причастий (В комнате накурено и неприбрано. В просьбе отказано. За билеты заплачено.)

2. Взаимодействия между служебными частями речи:

а) конъюнкционализация – образование союзов из

- частиц (Тут Самойленко был своим человеком, и для него имелась даже особая посуда. (Ч.) – Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки (Купр.)) ;

б) партикуляция – образование частиц из

- союзов ( В гости пришли брат и сестра. – вы и по-гречески знаете? (Остр.)).

3.Взаимодействие между знаменательными и служебными словами (процесс знаменательных слов в служебные получил название релятивация):

а) препозиционализация – образование предлогов из

- существительных (Мы задержались в городе по очень веской причине. – Офицеры были в шубах по причине жестокого мороза (П.));

- наречий (Ночь. Вокруг тишина. (Ес.) – Мы сделали виток вокруг земного шара.);

- деепричастий (Начиная дело, запасись терпением. – Мир можно изменить начиная с себя.);

б) конъюнкционализация – образование союзов из

- наречий (Мы точно следовали приметами. (К.П.) – В памяти все стало ясно, точно расстался с Анной Сергеевной только вчера. (Ч.) );

- местоимений (Что в имени тебе моем? (П.) – Невольно в голову приходила мысль, что шелестит звезды. (К.П.));

в) партикуляция – образование частиц из

- местоимений (Посади его к себе на тюк и пусть себе едет помаленьку. (Ч.));

- числительных (Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы… (Л.) – Тоска одна, канитель… (М.Г.));

- наречий (Он держался просто. – Старый пень можно разломать просто руками (К.П.));

—глаголов (За долгую жизнь всякое бывало (М. Г.). — Бывало, он все и сидит в клубе, нервно теребит бородку, перелистывает журналы и книги (Ч.));

г) образование связок из знаменательных частей речи:

—местоимений (Он говорил это с улыбкой. — Молодость — это совесть жизни. (Г.));

—наречий (Казалось, если не удержать, то вот-вот сорвет­ся (Гранин) — Чтение — вот лучшее учение. (П.));

—глаголов (Есть великие открытия характеров и типов (Гранин) — Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Бунин));

д) модаляция, или модализация, — образование модальных
слов из

—существительных (Правда светлее солнца (поел.) — Как будто правда прилетели жаворонки. (Бунин));

е) интеръективация, или сенсоризация, — образование меж-
дометий из

—существительных (Непременно буду в гости к твоему ба­тюшке... (П.) — Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! (Ч.)).

Определение частеречного статуса лексической единицы

Наши рекомендации