Определение вопроса, его структура, виды и функции.

Логико-лингвистический анализ вопроса сводится к следующим утверждениям.

Вопрос – не является суждением, хотя также выражается в языке предложением. Вопрос – особая форма мысли.

Традиционно вопрос предстает в виде вопросительного предложения. Однако, во- первых, не всякое вопросительное предложение означает вопрос (к ним относятся, например, риторические вопросы), а, во-вторых, вопрос не всегда выражается в вопросительной форме (вопросы плана курсовой, дипломной работы, экзаменационные вопросы могут не иметь вопросительной формы, но требуют ответа).

Корректные и некорректные вопросы. Софистический, провокационный, риторический вопросы.

Риторический вопрос, хотя и выражен в форме вопросительного предложения, ответа не требует. По сути он является утверждением в вопросительной форме. Форма служит риторическим, т.е. искусным приемом высказывания. Выражения: «Какой же русский не любит быстрой езды?», Кто из студентов не любит поесть?, «Кто признается, что не готовился к экзаменам?», «Какой он музыкант?» не ждут ответа. Поскольку по смыслу риторический вопрос выражает утверждение и вопросом не является, он является суждением.

Существуют и другие виды вопросительных предложений, не являющиеся вопросами. Они могут выражать:

  1. приглашение: «Не пойти ли нам в кино?»
  2. просьбу: «Не могли бы вы передать мне эту книгу?»
  3. предложение: «Ты выйдешь за меня замуж?»
  4. побуждение: «Может быть, подвинетесь немного?»
  5. запрещение: «Что это еще за прическа?»
  6. призыв: «Не пора ли начать думать?» и др.

Поскольку вопрос не является суждением, то он не является ни истинным, ни ложным. Вопрос можно оценивать по-разному. Он может быть длинным и коротким, интересным и неинтересным, тактичным и бестактным, простым и сложным. Логическая оценка сводится к установлению его корректности или некорректности, правильности или неправильности.Даже бестактный вопрос, увы, может быть корректным.

Правильность вопроса связана с его структурой. Любая форма мысли имеет структуру. Вопрос, как особая форма мысли, также имеет свою структуру. Она состоит из формы вопроса (построения) и содержания (значения). Синтаксический аспект структуры указывает на строй вопроса. В общем виде его можно изобразить следующим образом:

Кто?   Когда? Предшествующее знание (логическая предпосылка вопроса), которое необходимо уточнить, дополнить
Что?
(?)
Зачем?
Какой? Почему?
Сколько? О ком?
Справа – «известное» Слева – «неизвестное»

С точки зрения структуры вопрос состоит из двух частей: из того, что уже известно, но не до конца, и того, что хотелось бы узнать. Первая часть вопроса образует предпосылку вопроса и его содержание. Она определяет «тему» вопроса и существенно влияет на результат вопросно–ответной ситуации. Вторая часть вопроса выражает обращение или запрос при помощи вопросительных слов «кто?», «что? » и т.д.

Определение «правильности» вопроса связано прежде всего с семантическим аспектом его структуры. Конечно, правильное построение вопроса влияет на качество ответа. Однако и правильно «построенный» вопрос может оказаться неправильным, если он основан на ложной предпосылке. Например, вопрос: «Кто открыл Берингов пролив?» является правильным. А вопрос: «Кто открыл Минское море?» является неправильным.

Итак, правильность вопроса зависит прежде всего от его содержания, от соответствия предпосылки вопроса (исходного знания) реальному положению вещей. Вопрос: «Почему карлики не едят рыбу?» – неправильный, ибо основан на ложной предпосылке «Карлики не едят рыбу». И «остаётся» лишь уточнить, «почему?». Хотя вопрос в целом не является суждением, однако логическая предпосылка вопроса по смыслу соответствует суждению, которое может быть истинным или ложным. Вопрос, основанный на истинной предпосылке, называется в логике правильным, корректным. И наоборот, вопрос, основанный на ложной предпосылке, называется неправильным, некорректным.

Неправильный вопрос может быть как паралогическим, так и софистическим. Паралогические вопросы связаны с некомпетентностью. («Несведущ – не спрашивай»). Софистические вопросы сознательно формулируются с разными целями. К ним относятся, например, «провокационные» вопросы, которые так любят задавать студенты. Неосторожный ответ на «провокационный» вопрос не только укажет на незнание отвечающего, но и поставит его в нелепую ситуацию, когда, как говорили древние, «один козла доит, а второй держит под ним решето».

Упражнения:

1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:
1.1."Какая река является самой длинной рекой в мире?", Корректный.
1.2."Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?", Некорректный
1.3. "И какой же русский не любит быстрой езды?" Некорректный
1.4. "Вы перестали бить своего отца?" Некорректный

ТЕМА №14

"Основные законы логики".

План:

1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
2. Законы логики и логическая культура мысли.

Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

Наши рекомендации