Тема I. ЛОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Л О Г И К А
Учебно-методический комплекс
по курсу «Логика»
для студентов заочной и дистанционной
форм обучения
Минск 2002
УДК 16 (075.8)
ББК 87.4 я 73
М 20
|
Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с.
ISBN 985-06-0734-3.
В учебно-методическом комплексе формулируются основные цели курса «Логика», а также пути их достижения. Эффективное овладение логической культурой предполагает усвоение как теоретической ее части (лекционный материал), так и практической – активные и систематические усилия студентов на семинарских занятиях. Дается общая структура курса, перечень тем лекций, вопросы и упражнения к семинарам. Подчеркивается фундаментальное значение курса «Логика» в деле формирования самостоятельно, творчески мыслящих специалистов, в том числе и инженеров.
© Малыхина Г.И., 2002
ISBN 985-06-0734-3. © БГУИР, 2002
Раздел I. ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение курса «Логика» предусматривает активное освоение студентами основных элементов логической культуры. Под последней понимается как усвоение теоретического материала, так и наработка практических навыков осознанного решения различных мыслительных задач. Нужно уметь определять предмет мысли или разговора, правильно систематизировать класс мыслимых объектов, уметь устанавливать родовидовые отношения между различными понятиями при помощи операций обобщения и ограничения, различать истинные и ложные суждения, корректно формулировать вопросы и отвечать на них,владеть искусством правильного дедуктивного и индуктивного умозаключения, а также вывода по аналогии, аргументировано защищать свою точку зрения при помощи доказательства и опровержения, уметь выявлять противоречия и непоследовательность в рассуждениях, противостоять софистическим приемам ложной аргументации. Эти и другие практические логические навыки необходимы в различных сферах жизни: педагогической, научной, политической, юридической, религиозной, нравственной, управленческой и др.
Овладевший знанием и навыками логического мышления:
- всегда понятен окружающим, т.к. точно, ясно, однозначно формулирует свои мысли;
- исключает всякую-двусмысленность и расплывчатость в деловом разговоре, при составлении деловых бумаг;
- демонстрирует систематичность и упорядоченность мышления при обработке любой информации и её изложении;
- умеет абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли;
- способен «навести порядок» и отыскать рациональное зерно в любой сбивчивой речи;
- легко обнаруживает и классифицирует логические ошибки, как умышленные, так и непреднамеренные;
- противостоит голословности и декларативности при помощи аргументированного и доказательного рассуждения;
- умело сочетает логические и психологические приемы аргументации;
- использует различные стили и методы ораторского искусства, владеет техникой и художественными средствами убеждения.
Раздел II. ОБЩАЯ СТРУКТУРА КУРСА
Курс «Логика» состоит из лекций, семинарских занятий и зачета. Рассчитан курс на один семестр и включает следующие темы:
Тема | Количество часов | ||
Лекции | Семин. занятия | Всего | |
1. Предмет логики и ее значение. Основные законы | - | ||
формальной логики | |||
2. Понятие | |||
3. Суждение | |||
4. Умозаключение (выводы) | |||
5. Логические аспекты аргументации. Доказательство и опровержение | |||
6. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория | - | ||
7. Логика и практика. Логика в системе технического знания | |||
Всего |
Раздел III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Цель семинарских занятий по логике – способствовать формированию логической культуры студентов, выработке практических навыков при совершении разнообразных логических операций, умению увязывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с другими областями человеческого знания. Для приобретения этих навыков необходимы систематические практические занятия в строго определенной последовательности тем. Не уяснив предыдущей темы, нельзя переходить к следующей.
Тема I. ЛОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
(2 часа)