Наиболее информативны в школьном возрасте (14-17лет) следующие показатели биологического развития.
А) длина тела
Б) погодовая прибавка длинны тела.
В) число постоянных зубов
Г) изменение пропорций телосложения
Д) степень развития половых признаков
Тема занятия:Оценка состояния здоровья детского населения. Определение готовности детей к обучению в школе (2 часа)
Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков и определению готовности детей к обучению в школе в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.
Цель занятия:
а) Цель изучения темы: ознакомление с методами комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков, с порядком группировки их в зависимости от полученных данных; а также с медицинскими и психо-физиологическими критериями определения готовности детей к началу обучения в школе.
б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться определять группу здоровья детей по результатам врачебных осмотров; на основании оценки состояния здоровья детей и уровня развития школьно-необходимых функций решить вопрос о готовности к обучению в школе.
Воспитательные задачи изучения темы:
· развитие у студентов мышления профилактической направленности;
· развитие гигиенической культуры студентов;
· формирование здорового образа жизни студентов.
План изучения темы:
1.Проверка исходного уровня знаний – 25 мин.
· Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки. Группы здоровья.
· Факторы, влияющие на состояние здоровья детей. Экопатология.
· Показатели оценки здоровья. Организация медицинских осмотров детей и подростков. Динамическое наблюдение.
· Гигиенические основы физического воспитания. Группы занятий физкультурой.
· Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».
· Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
· Профессиональная пригодность.
2.Практическая работа – 40 мин.
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
Задание студентам:
1) По результатам углубленного медицинского обследования определить группу здоровья, наличие медицинских показаний к отсрочке поступления в школу.
2) Оценить результаты выполнения теста Керна-Ирасека.
3.Подведение итогов (итоговый тестовый контроль) – 10 мин.
4.Задание на следующее занятие – 5мин.
Основные понятия и положения темы
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Здоровье человека формируется в период его роста и развития под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Изучение показателей, характеризующих здоровье детского населения, является одной из основных задач гигиены детей и подростков.
В настоящее время установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. В связи с этим в настоящее время широко используется комплексная оценка состояния здоровья, предложенная Институтом гигиены детей и подростков МЗ и основанная на учете следующих критериев:
- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских поликлиниках и подростковых кабинетах, с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, ревматолог и др.) Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.
Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.
Степень физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень гармоничности - по оценочным таблицам (шкалам регрессии).
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из "групп здоровья" дается с обязательным участием всех перечисленных выше критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов как на момент обследования, так и при динамических наблюдениях для проверки эффективности проводимых оздоровительных (или других) мероприятий.
Выделены следующие группы здоровья:
I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.
II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие - 4 и более раза в году).
III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.
IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.
V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
Во избежание ошибок и для максимально возможной унификации полученных в разных учреждениях данных в оценке состояния здоровья приводится «схема».