Г) Круговые комплексы поз.

Два основные варианта (с двумя подвариантами) (см. Рис.50г1.1.- 50 г2.2.):

г1.1: - поза на Макушечный объем;

- на Межбровный объем;

- на Горловой объем;

- на Грудной объем;

- на Пупочный объем;

- на Мочеполовой объем;

- на Копчиковый объем;

- на Крестцовый объем;

- на Поясничный объем;

- на Межлопаточный объем;

- на Шейный объем;

- на Макушечный объем.

г1.2. - поза на Копчиковый объем;

- на Крестцовый объем;

- на Поясничный объем;

- на Межлопаточный объем;

- на Шейный объем;

- на Макушечный объем;

- на Межбровный объем;

- на Горловой объем;

- на Грудной объем;

- на Пупочный объем;

- на Мочеполовой объем;

- на Копчиковый объем.

Основная идея комплексов г1.1.-г1.2. - активизация “психики” (восходящий энергопоток по задней поверхности) и торможение “физики” (нисходящий энергопоток по передней поверхности). Противоположный эффект - торможение “психики” и активизация “физики” дают комплексы г2.1. и г2.2:

г2.1: - поза на Макушечный объем

- на Шейный объем;

- на Межлопаточный объем;

- на Поясничный объем;

- на Крестцовый объем;

- на Копчиковый объем;

- на Мочеполовой объем;

- на Пупочный объем;

- на Грудной объем;

- на Горловой объем;

- на Межбровный объем;

- на Макушечный объем.

г2.2: - поза на Копчиковый объем;

- на Мочеполовой объем;

- на Пупочный объем;

- на Грудной объем;

- на Межбровный объем;

- на Макушечный объем;

- на Шейный объем;

- на Межлопаточный объем;

- на Поясничный объем;

- на Крестцовый объем;

- на Копчиковый объем.

Все эти комплексы (г1.1-г2.2.) используются для возбуждения энергопотоков, необходимых для восстановления баланса в активности “физики” и “психики”.

Как и в предыдущих стратегиях, круговые комплексы могут быть неполными, что используется обычно в случаях, когда мы не хотим нагружать избыточно активные, перегруженные объемы (иногда нагружая только переднюю или заднюю часть какого-либо объема). Примеры наиболее часто используемых неполных круговых комплексов поз (Рис.51г3- 51г4.):

г3. - поза на Пупочный объем;

- на Мочеполовой объем;

- на Копчиковый объем;

- на Крестцовый объем;

- на Поясничный объем;

- на Межлопаточный объем.

г4. - поза на Поясничный объем;

- на Крестцовый объем;

- на Копчиковый объем;

- на Мочеполовой объем;

- на Пупочный объем;

- на Грудной объем;

- на Горловой объем;

- на Макушечный объем.

д) Сочетания стратегий.Иногда в практике случаются ситуации, когда необходимо применить достаточно сложные стратегии, состоящие из сочетания двух или нескольких комплексов поз. Сочетания могут быть любыми и подбираться в зависимости от задачи; мы, опять же приведем наиболее часто встречающиеся:

д1. Хаотический комплекс поз + восходящий комплекс;

д2. Хаотический комплекс поз + нисходящий комплекс;

д3. Круговой комплекс поз (типа г1.1) + восходящий комплекс;

д4. Хаотический комплекс поз + неполный круговой комплекс;

д5. “Маятниковые” комплексы поз:

- нисходящий комплекс + восходящий комплекс;

- восходящий комплекс + нисходящий комплекс + восходящий комплекс;

- и т.п.

е) Некоторые другие стратегии. Примеры более сложных комплексов поз приведены на Рис.52а - г.

ж) Циклическое выполнение комплексов. Для усиления эффекта от того или иного комплекса поз или для увеличения времени последействия, иногда данный комплекс повторяется подряд (или с небольшим интервалом) 2-3 раза. Такие циклические повторения рекомендуется делать только тогда, когда вы детально изучили простые комплексы поз и их последействие!

з) Адаптивная стратегия.Это отсутствие заранее запланированной программы. По результатам диагностики своего состояния (см. следующую главу) выбирается какая-то одна поза; затем, после ее выполнения состояние как-то меняется и это является основой для выбора следующей позы и т.д. Каждое последующее действие зависит от результатов предыдущего. Использование такой стратегии - настоящее искусство, требующее большого практического опыта, тонкой чувствительности и достаточной осознаности.

3. Распределение дозировок в стратегиях.

До сих пор мы говорили о дозировках выполнения поз в самом общем виде, неоднократно повторяли, что работаем с микродозировками - интервалами от 1 секунды до нескольких десятков секунд. При описании стратегий и комплексов поз мы неявно предполагали, что время выполнения каждой позы в комплексе одинаково. Энергопоток, задаваемый таким комплексом поз будет равномерным. Однако, это не единственная возможная ситуация и от перераспределения дозировок в комплексе поз очень многое зависит.

Существует еще несколько возможных комбинаций дозировок, задающих принципиально разное качество энергопотоков. Три из них мы рассмотрим более подробно на примерах. Кроме уже упоминавшегося равномерного, это будут равнозамедленный и равноускоренный энергопотоки.

На примере восходящего комплекса поз (см. предыдущий параграф) способы задания этих трех видов энергопотоков приведены в Таблице 1.

Кроме перечисленных трех вариантов, возможны и более сложные, например, уже разбиравшийся в предыдущем параграфе случай, когда дозировки поз и контрпоз могут быть различными, или вариант, когда для каждой позы подбирается специальная дозировка, так что общая композиция дозировок в комплексе поз может быть весьма сложной и многообразной. Мы не будем входить в подробности этих случаев, а рассмотрим отличительные характеристики равномерного, равнозамедленного и равноускоренного энергопотоков.(Дозировки условные!).

Позы / дозировки   Равномерный Равнозамедлен. равноускоренный
На Копчиковый объем 5 секунд 10 секунд 2 секунды
На Мочеполовой
На Крестцовый
На Пупочный
На Поясничный
На Грудной
На Межлопаточный
На Горловой
На Шейный
На Межбровный
На Макушечный

Равномерный: Все объемы активизируются одинаково. Энергопоток достаточно интенсивный, но не резкий, без выраженных акцентов. Такой энергопоток может вызвать заметную смену состояний, но достаточно плавно, без скачков.

Равнозамедленный: энергопоток ощущается как более плавный и мягкий, действие его наступает постепенно. Больше акцентируются объемы, на которые были проделаны первые позы комплекса. Такой энергопоток либо очень мягко вносит коррективы в состояние, либо “подчеркивает” и “подхватывает” уже наметившиеся тенденции к изменению состояния и возникновению соответствующего потока.

Равноускоренный: энергопоток ощущается, как более жесткий, мощный, действие его может сразу же сильно изменить состояние. Особо выделяются объемы, на которые были выполнены последние позы. Последействие может быть длительным и сильным.

Все эти варианты задания энергопотоков применимы к любому из перечисленных в предыдущем параграфе комплексу поз и их выбор определяется тем, какие акценты в формировании состояния нам нужны в конкретной ситуации, какие объемы мы хотим выделить, “подчеркнуть”, какую динамику, силу и длительность последействия задать для восстановления или углубления общего баланса организма.

Глава 11. Общие рекомендации к построению программ.

1. Различных сочетаний стратегий, дозировок, позиций внимания (как видно из Глав 6 и 10), может быть бесконечное множество, причем каждая их композиция решает вполне определенные задачи. Успех практики зависит от того, насколько точно удается подобрать программу именно для данного человека, в данный момент времени с учетом всего разнообразия факторов его жизни в ее взаимосвязи с динамикой окружающего мира. По сути дела, выбор программы практики - это искусство, которому учатся постепенно и только на своем опыте, длительно и упорно, под руководством опытного наставника. В начале практики лучше пользоваться простыми программами, а их выбор основывать на результатах Диагностики.

2. Диагностика.

Чтобы начать движение, нужно, по крайней мере, знать - КУДА вы будете двигаться и ОТКУДА вы начинаете. Вопрос КУДА мы обсуждали во Введении - к максимально полному и глубокому на каждый момент переживанию целостности (гармонии с собой и миром).

До известной степени, каждый человек может отличить более гармоничное состояние от менее гармоничного (хотя, конечно же, многие оттенки постоянно ускользают - например, вроде бы все хорошо, но уж слишком пассивно и т.д.; если более тщательно осознавать - все время как бы чего-то не хватает). Переживание баланса может быть “показано” в процессе совместной практики с инструктором, имеющим опыт тонкого различения этого переживания у себя и у других. Далее, по мере продвижения в практике, человек становится более чувствительным к разным граням и оттенкам своих состояний и, периодически, подходит ко все более тонкому внутреннему равновесию и глубокому самоосознаванию.

Вопрос ОТКУДА является не менее важным, так как от осознания своего местоположения в данный момент, зависит выбор «направления» движения, а, значит, упражнений «направленных» и последовательности действий.

В каждый момент времени есть «что-то», что мешает вам осознать себя вечно целостным состоянием - Сферой. В свою очередь, среди всех этих мешающих факторов есть наиболее актуальный - если не работать с ним - браться за остальные неэффективно.

Итак, набор ключевых факторов, которые затрудняют на данный момент продвижение к балансу, (осознанию целостности) или наоборот, которых не хватает для этого (ситуации, соответственно, избытка и недостатка по определенным качественным параметрам) и процесс их поиска и осознания будем называть Диагностикой (ДА). Диагностика позволяет определить отправную точку для работы. После того, как ДА проведена, необходимо выбрать действие или последовательность действий, которые помогут нам воссоздать, восстановить восприятие себя до максимальной глубины и полноты, обязательно всегда претендуя на предельный субъективный опыт в отождествлении с искомым состоянием; тогда, зачастую сама ДА является самодостаточным практическим действием. Выбор той или иной индивидуальной последовательности технических действий - Стратегии - должен учитывать все актуальные на данный момент факторы, так как в результате изменения одного параметра мы можем поменять и что-то еще, а это значит, что для нас важно осознавать, что и куда поменяется.[34] Только интуитивно – мистическое прозрение позволяет случиться точному осознанию Стратегии, т.е. ДА – совершенно особое состояние – вопрошение об обращении к своей сути, о своем месте в мире. Категорически нельзя заниматься перебором факторов в уме, конструируя из них бесконечные схемы и программы. Используйте при самостоятельной работе самоуглубленную позицию настройки – ожидания, с полной готовностью реализовать любую полученную таким образом информацию, не вмешиваясь по возможности с оценочными и логическими «доводами» за и против. Истинность же ДА пусть подскажет чувство: удовлетворение, облегчение, радость…

Действия, которые после проведения ДА помогают сделать в данный момент шаг (может быть решающий!) к целостности, выбираются из огромного количества возможных: это могут быть серии психофизических упражнений, различные формы дыхания, движения, концентрации внимания, изучение какой-либо информации, все формы взаимодействия с другими людьми, прохождение через какую-либо жизненную ситуацию, поступок, игра, изменение условий жизни, образа жизни, работы, взаимоотношений...

Напомним, что сейчас речь идет о конкретной технике - комплексах поз.

Параметров, по которым проводится ДА, очень много и они могут относиться к любым проявлениям жизни человека, мы же начнем знакомство с самых простых диагностических упражнений: “Полимодальная Диагностика” и “Весы”. Эти упражнения позволяют определить пространственные диагностические параметры, с которыми мы далее и будем работать при выборе программ.

“ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА”

Упражнение выполняется лежа на полу, на коврике. Лягте ровно, чтобы ноги не соприкасались друг с другом, руки вдоль тела (не касаясь тела). Если необходимо, сначала чуть-чуть пошевелитесь, чтобы снять какие-то микронапряжения и устроиться в этом положении удобно. Затем прекратите движения, пытаясь еще немного расслабиться уже за счет внимания. Не задерживайтесь на этой фазе - в этом упражнении не нужно глубоко расслабляться - важно снять очевидные напряжения, чтобы за ними проявились более глубокие «слои» Диагностики, так что через 20-30 секунд переходите собственно к Диагностике: начните выделять своим вниманием ощущения в теле. Движение внимания может быть произвольным, но лучше последовательным - снизу-вверх или сверху вниз. НЕ нужно культивировать какие-либо ощущения, пытаться придумывать их там, где их почти нет, - вы просто отмечаете то, что приходит вам во внимание и передвигаетесь на следующую часть тела. Отметьте, какие части тела наиболее “нагружены” различными ощущениями, а какие - “пустые”, где ваше внимание “захватывается” и “притягивается”, а где не может задержаться ни на секунду. Старайтесь быть готовым замечать самые разные модальности ощущений: боль, избыток тепла или холода, тяжести или легкости, сжатия или расширения, различных напряжений и т.п. Пробуйте просто отмечать их вниманием, без называния и проговаривания про себя (если это трудно, то хотя бы с минимальным проговариванием); без оценки. Вы можете пройти вниманием снизу - вверх, а затем сверху - вниз несколько раз, чтобы у вас сложилось отчетливое впечатление о том, где в вашем теле действительно избыток ощущений или напряжений, отличив такие места от случайных одиночных сигналов, которые могут проявиться при однократном проходе внимания по телу.

Затратьте на это упражнение от 1 до 3 минут, после чего плавно выходите в положение сидя. Весь процесс не должен приводить к дополнительному психическому возбуждению – внимание расслабленное, чисто свидетельское.

Иногда нет необходимости специально ложиться и долго изучать свои ощущения. Бывают случаи, когда ДА очевидна - например болит голова или что-то еще - и именно это является актуальным сигналом - пока вы не разберетесь с этой ДА, работать с сигналами более «тонкими» бессмысленно, так как любая боль – физическая ли, душевная ли, едва заметная или годами длящаяся, - непременное и наиболее яркое свидетельство деструктивных, разрушительных процессов, несомненное нарушение целостности организма.

Итак, после того, как вы проделаете это простое упражнение, у вас, возможно, проявится осознание некой «карты ощущений» более-менее устойчивых на данный момент времени (см. Рис.53а-г). Нет нужды вдаваться в какие-то детали и подробности этой карты - сейчас вам нужно просто определить - где у вас ощущения доминируют. Для этого условно выделим в теле три сегмента :

Верх (вся голова и шея);

Середина (грудная клетка, пупочно-поясничный отдел и руки)

Низ (низ живота, кобчик, крестец, область таза, ноги).

Определите, в каком из сегментов у вас наиболее сильные и устойчивые ощущения. В результате такой Диагностики может быть 5 различных ситуаций :

1. - “Перегрузка Верха” (Рис.53а)

2. - “Перегрузка Середины (Рис.53б)

3. - “Перегрузка Низа” (Рис.53в)

4. - “Перегрузка Верх-Низ” (Рис.53г)

5. - “Общая перегрузка” - («все болит»)

(Ровный, не вызывающий дискомфорта фон ощущений во всем теле не является Общей перегрузкой).

Возможна еще ситуация, когда вам так и не удалось определить ДА: или, вроде бы, все ровно или вообще нет никаких ощущений или трудно выделить преобладающие ощущения из какой-либо их сложной комбинации. Ситуация такого рода либо говорит о том, что на данный момент не хватает чувствительности, либо вы находитесь сейчас физически в более-менее сбалансированном состоянии.

В этом случае при выборе стратегии упражнений вам нужно вспомнить ваши обычные “слабые места” и “хронические” перегрузки (может быть для этого понадобиться набрать некую статистику, проводя упражнения по ДА регулярно 2-3 раза в день в течении недели).

В тех случаях, когда вам все-таки сложно определить ДА в упражнении “Полимодальная Диагностика”, мы предлагаем другое диагностическое упражнение - ”ВЕСЫ”.

“ВЕСЫ”

Исходное положение и начало этого упражнения – такое же, как и у предыдущего, но позиция внимания - несколько иная. После того, как вы легли, 20-30 секунд расслабились, сместите внимание в диапазон тяжести-легкости. Ваше тело - как будто бы лежит на 3-х чашах весов (Верх, Середина, Низ) и задача - определить - что тяжелее, где перевешивает (Рис.53д). Для многих, кто испытал трудности в предыдущем упражнении с выделением доминирующих ощущений самых различных модальностей, упражнение “Весы” позволяет легче определить ДА.

“Перегрузкой” здесь будем считать ощущение «перевешивания», «избытка».

Внимание: Старайтесь исходить все-таки из реальных ощущений тяжести в теле, а не из воображения картинки о том, как ваше тело выглядит на весах.

Предположим, что проведя ДА, мы обнаружили некий устойчивый фон ощущений (например: напряжения и тяжести) в каком-то сегменте тела. Пусть, для примера, это будет случай “перегрузки Верха” (Рис.53а.) Эта Диагностика дает нам возможность осознать некоторое проявление доминанты (как мы говорили, доминанта имеет множество проявлений - деформаций ИС и работать мы начинаем, не пытаясь сразу же проникнуть «вглубь» доминанты и «разобраться» с ней[35], а учимся практически реагировать на очевидные, реально воспринимаемые проявления, работая с которыми, мы обязательно доберемся и до всей доминантной структуры в целом – это единое образование!). Теперь, имея эту ДА, мы можем попытаться достигнуть баланса (пережить, как состояние!) по доступным нам параметрам - снять “перегрузку Верха” и выровнять фон ощущений[36]. Это можно сделать разными путями, но мы выберем такой, который позволяет решить одновременно несколько задач - попытаемся создать энергопоток. Как правило, для выравнивания состояния при “перегрузке Верха”, целесообразно задавать Нисходящий энергопоток[37], который смещал бы наше восприятие с перегруженного ощущениями верхнего сегмента тела вниз, постепенно “разглаживая” общий фон ощущений (см. Рис.54).

Как правило, Диагностика по трем сегментам (“Верх”, “Середина”, “Низ”) достаточна в начале практики, но иногда имеет смысл выделить более подробную по-объемную Диагностику, чтобы разобраться, что происходит в каждом из семи объемов и строить программу практики, исходя уже из более точной информации (опираясь на интуицию и чувство гармонии, а не на ментальный перебор вариантов!).

Кроме ощущений в объемах, важно учитывать, хотя бы в самых общих чертах, состояние “психики” (это может быть более-менее ровное ее состояние, заторможенность или, наоборот, перевозбуждение), а так же общий тонус организма.

Глава 12. Сочетанные формы.

В этой главе мы приведем примеры использования так называемых сочетанных форм, т.е. определенных сочетаний поз (с соответствующей концентрацией внимания) с дыханием, а так же с некоторыми специальными дополнительными позициями внимания. Сочетание поз с различными вариантами дыхания и дополнительного внимания дает неограниченные возможности в разнообразии и совершенствовании практики поз и позволяет организовывать любые тонкие детали в динамике индивидуального энергопространства. Сочетанные формы оказывают также существенное влияние на интенсивность энергопотоков. Мы лишь кратко, в ознакомительных целях, перечислим некоторые варианты сочетанных форм.

Сочетания поз с дыханием. Существует система разнообразных дыхательных практик с множеством технических приемов и методов. Некоторая их часть может выполняться во время работы с позами. В силу очень высокой травматичности, обилия побочных эффектов и технической сложности, а также необходимости в максимальной индивидуализации, эта форма не может быть корректно и безопасно описана в тексте.

Сочетание поз с визуальными позициями внимания. Сюда относится большая группа визуальных позиций внимания (в основном абстрактного диапазона), которые добавляются при выполнении поз (при этом концентрация на ощущениях в объеме и т.п. сохраняется).

Прежде всего – это цвет (просто абстрактное цветовое поле);

Позиции внимания по "резонансным цепям". "Резонансные цепи" - это один из механизмов, по которым выстраивается практика. Человек - "Микрокосм", и его энергоструктура подобна энергоструктуре окружающего мира. В организме планеты Земля и в Космосе есть объекты и виды энергий, подобные объектам и энергиям ИС человека. Специальные приемы позволяют осуществить такой резонанс и создать такую "резонансную цепь", которая необычайно усиливает движение энергопотоков, меняет масштаб сознания и качество энергии. Примером может служить ориентация тела по сторонам света. Для каждого объема существует резонанс с определенной частью света. Поэтому, если при выполнении позы на некоторый объем, мы сориентируем тело на соответствующую сторону света, то получим существенное усиление эффекта.

Добавим лишь, что иногда в практике поз важно учитывать такие факторы, как фазы луны, суточные, сезонные и другие ритмы.

Учесть даже все перечисленное умом невозможно. При наличии определенного опыта необходимые резонансы исследуются и подбираются интуитивно, либо выявляются при консультации с опытным инструктором.

Глава 13. Принцип Баланса, как смысловое поле всех манипуляций с позами - энергопотоками.

Современный человек живет под влиянием огромного количества факторов (как факторов окружающей среды, так и содержания своего внутреннего мира – особенности и искажения восприятия, избыточная проявленность одной и недостаточная – другой информации, всевозможные ограничения, стереотипы, жесткие фиксации внимания и др.). Все это «дергает» нас в самые разные стороны, с различными ритмами, без всякого согласования, порождая и углубляя многочисленные противоречия и напряжения, что ведет, в итоге, ко все большей и большей изоляции, а следовательно, к разрушению.

В такой ситуации речь не может идти ни о гармоничной, здоровой жизни, ни, тем более, о самосозерцании, самоуглублении, самопостижении. Исходной же позицией, как для гармоничной жизни, так и для самопостижения является позиция равновесия. Только находясь в равновесии, человек может делать осознанные шаги в творческом созидании собственной жизни (во всем многообразии ее аспектов и оттенков), и только из равновесия возможно движение вглубь, к непостижимой (для ума) основе бытия. В любом ином случае действия наши могут быть продиктованы любой из «сил», противодействующей равновесию, а значит, не до конца осознаны, половинчаты, противоречивы.

Стремление к равновесию, выведение этой позиции в доминанту своей практики и жизни мы называем Принципом Баланса.

Для иллюстрации приведем метафору: представьте себе весы, с огромным количеством коромысел. Весы находятся под воздействием множества случайных сил - то в одной чашечке, то в другой что-то прибавляется, что-то убавляется. Причем происходит это в разнообразнейших и беспорядочных ритмах: одни коромысла качаются чуть ли не ежеминутно, другие годами выведены в одно и то же положение, весьма далекое от равновесия. Попробуем уравновесить сразу все чашечки и прийти в идеальное равновесие. Сначала работаем с теми коромыслами, где перекосы сразу бросаются в глаза (и кроме того, если мы чувствуем, что у нас хватит на данный момент сил для их уравновешивания). Достигли равновесия. Занялись следующими, - теми, которые теперь наиболее перекошены. Привели и их в баланс. За это время первое коромысло уже успело «уехать» – непредсказуемые внешние факторы-то продолжают действовать. Наконец, если очень потрудиться, развить внимательность, подвижность и быть столь расслабленным, чтобы успевать вовремя на все реагировать мы, находясь в постоянном «делании» достигаем идеальной гармонии весов. Это – баланс на пределе возможного, баланс динамический, в условиях постоянной переменчивости внешней среды и внутренних реакций на них. Такая метафора очень наглядно демонстрирует как состояние человеческого организма в условиях многочисленных противоречивых факторов, так и саму позицию практики: любое действие практикующего направлено на достижение равновесия. Если взглянуть на ситуацию шире, не ограничиваясь метафорой одних весов, как организма человека, и вспомнить, что мир – сложнейшая динамическая система, где каждый отдельный организм связан со всем остальным, то станет понятно, что приводя в баланс себя, практикующий собой уравновешивает (пытается уравновесить) еще и некое пространство «вокруг» себя, в пределе – весь мир (а практически - ту его часть и те его аспекты, на которые хватает масштаба внимания практикующего). Ситуация сложнейшая, требующая тончайшего интуитивного постижения ситуации, глубочайшей релаксации. В какой-то момент, если масштаб внимания человека, посвятившего себя практике, станет всеобъемлющим, мир утвердится в равновесии внутри этого человека и далее, через каждое его действие устремиться к собственному (мира) балансу. Балансу, не как застывшему состоянию, а как динамическому творческому предстоянию, как основе осознания и постижения.

А начинается все с освоения простейших навыков самодиагностики и подбора той практики, которая ведет к (доступному для внимания в данный момент) равновесию. Через реальное действие (комплекс поз, цикличный бег, работу с суставами, «вертушки», совершение жизненного поступка…) и через определенную позицию внимания. Для уравновешивания одних аспектов состояния-жизни может потребоваться длительная практика с реальными стимулами, а некоторые аспекты могут быть скомпенсированы определенным образом выстроенным вниманием. (Принцип Баланса для человека, посвятившего себя самопостижению не ограничивается психо-физическим равновесием. Он распространяется на всю его жизнь и деятельность: поступки, общение, приоритеты ценностей. Когда ты в равновесии – ты «на своем месте» в мире, в чем бы это внешне не проявлялось.)

Вернемся теперь к основной теме данного текста – позам. Из приведенного в предыдущих главах материала видно, что разнообразных сочетаний поз, вариаций их выполнения, позиций внимания и дополнительных резонансов – неисчислимое количество. И это может дать простор для бесконечной комбинаторики, достижения разнообразнейших состояний, развития всевозможных качеств, способностей и т.п. Кроме того, в распоряжении человека, интересующегося всевозможными психотехническими текстами, семинарами и т.п. сейчас огромное количество и других техник. Но, если та или иная техника выполняется просто из интереса или для развития того или иного качества, а из внимания при этом упускается принцип Баланса, то такие упражнения в лучшем случае ни к чему не ведут, а в худшем, приводят к еще большему нарушению равновесия, усугублению самоизоляции и разрушению.

Так что настоящий - практический смысл всех манипуляций с позами и энергопотоками – это достижение равновесия, как основы для осознанного жизнетворчества и самопостижения.

Глава 14. Техника безопасности!!!

Напомним несколько простых правил техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе с позами:

1. Ищите живой, убедительный, постоянно действующий «источник информации» – практика – профессионала, взявшего на себя ответственность за передачу практики.

2. Избегайте нагрузок и движения энергопотоков через гиперактивные, перегруженные, болезненные зоны и области организма. Происходит захват энергии и еще большая деформация энергопространства.

3. Любая практика, в т.ч. работа с позами и, соответственно, динамика Энергопотоков, должна быть направлена на баланс, а не на выведение в доминанту тех или иных объемов или энергопотоков или каких либо отдельных «нужных» качеств.

4. Выбирайте место и время для занятий так, чтобы вас не могли неожиданно отвлечь.

5. Не занимайтесь сразу же после или до еды.

6. Работайте с микродозировками. В первый год занятий мы не рекомендуем превышать дозировки 1-5 секунд на каждую позу.

7. Не занимайтесь практикой поз, когда вы сильно перевозбуждены, утомлены, или находитесь в выраженном болезненном состоянии.

8. Если в практике работы с позами или через некоторое время после начала регулярных занятий у вас возникают неожиданные перегрузки, устойчивый дискомфорт в ощущениях, эмоциях и т.д. – прервите занятия позами, перейдите в режим релаксации и обратитесь за консультацией к наставнику.

9. Начинайте осваивать позы с простых форм и позиций внимания.

10. Подходите к занятиям, как к внутреннему событию, Таинству.

11. Во время работы с позами не делайте резких движений при входе и выходе.

12. Созидательная сила любой техники всегда равна ее деструктивной возможности. Будьте внимательны к своим ощущениям. Их гармонизация может быть вашим ориентиром.

Позы – лишь отдельная техника, форма, которая предполагает грамотную, гармоничную связь с другими техниками по законам практики (методологии) и соответствующую жизнь…

[1] Для каждого упражнения мы оговорим технику безопасности. Мы также не будем предлагать сложных техник и опустим некоторые детали, требующие присутствия инструктора.

[2] Мистический опыт - опыт непосредственного переживания реальности, переживания не заслоненного теоретическими построениями и картинами мира. К сожалению, такое непосредственное переживание реальности - очень редкое событие и огромное количество сил практикующий тратит на “очищение” своего восприятия, органов чувств, эмоций и др. от искажающих наслоений всевозможных сознательных и неосознанных стереотипов и схем (картин мира), как личных, так и берущих начало в коллективном бессознательном.

[3] Псевдо-герметический манускрипт “Книга двадцати четырех философов” см. Poulet G. “Les metamorfoses du cercle” P.1961

[4] Цит. по книге “ВНЕО. Тексты из архивов эзотерической Школы. Книга 1.” С.Пб.1997., стр. 35.

[5] Моделей для работы, а не для описания мира, “как он есть на самом деле”.

[6] См. “ВНЕО. Тексты из архивов эзотерической Школы. Книга 1.” С.Пб.1997., стр.35.

[7] Безусловно, ИС, как самоосознающее чистое бытие, бескачественно – совершенна. Под деформациями ИС в рабочей модели следует понимать взаимосвязанные между собой разбалансировки организма и абсолютизацию в восприятии отдельных форм реальности.

[8] Еще раз обращаем внимание: ИС есть духовная монада, самораскрывающаяся через человеческий организм, который, в свою очередь является сложной, динамичной, многоуровневой энерго-информационной структурой.

[9] “поза” - любая, фиксированная во времени и пространстве, форма человеческого тела. Поток “поз”, их смена, порождает динамическое движение.

[10] В данном тексте обобщается практический материал семинара по позам.

[11] Подробнее см. в Части 5 - “Вертушка”

[12] Имеются в виду Базовые Перенатальные Матрицы Станислава Грофа. (см. С.Гроф «За пределами мозга». М. 1993)

[13] Подробнее Объемно-Пространственная модель рассмотрена нами в книге В.Агеев, В.Лебедько “Осознание. Мастерство. Психотерапия?” С.Пб.1997.

[14] Так как позы на физическом плане являются формами физического тела, то целесообразно и объемы пространственно определять в этих же координатах.

[15] Позы и Контрпозыотмечены в гл.2.

[16] Если в каком-то объеме у вас есть выраженные болевые или дискомфортные ощущения, то при выполнении этого комплекса старайтесь избегать упражнений, дающих нагрузку на этот объем и усиливающих боль и дискомфорт.

[17] «Вращение в суставах» представляет из себя, наряду с «Позами» и «Цикличным бегом», технику, заслуживающую отдельного внимания (см. следующую часть книги). Здесь мы предлагаем вам совершать наиболее простые разминочные упражнения с суставами, без соблюдения специальных последовательностей и технических деталей.

[18] Примечание1: Не забывайте: исключается ЛЮБОЕ возбуждение психики, сбои дыхания, резкие, взрывные, жесткие ритмы и ЛЮБЫЕ дискомфортные ощущения, - наша задача – релаксация, освобождение и медитативность БЕЗ «терпежа», преодоления, болезненности и т.п.

Примечание2: Во всех и подготовительных и основных упражнениях позвоночник стремиться к вытяжению, растягиванию, а не к сжатию, давлению. Это особенно важно в местахприложения нагрузок и особенно – в поясничном отделе: при прогибах должно происходить вытягивающее движение вперед, а не «слом» вверх-назад. При наклонах вперед тоже происходит вытяжение, а не сгибание. (Рис.7).

[19] Примечание: Следите за непринужденностью дыхания. Эти упражнения не требуют натуживания.

[20] Примечание: Несмотря на названия, - никаких болевых, жестких и резких ощущений и действий!

[21] Внимание! : 1) Не забывайте, - дыхание постоянно, во всех формах и их элементах, расслаблено, естественно, без задержек и специальных ритмов. Такое, какое само по себе возникает при правильном выполнении упражнения. 2) Сознание стремиться занять и сохранить позицию нейтрального, отстраненного свидетеля, присутствуя в процессах и состояниях, но не вмешиваясь в них.

[22] Подробнее о дозировках (времени пребывания в позах) см далее (Гл.7)

[23] При тенденциях к повышению артериального давления - делайте упрощенный вариант.

[24] Принцип Доминанты открыт для науки и социума в начале нашего века академиком А.А.Ухтомским (см.Ухтомский А.А. “Собрание сочинений” Ленинград 1950.)

[25] Позиция внимания – место внимания и его качество.

Например: на позвоночнике, пассивное, в диапазоне ощущений;

Или: на чувстве равновесия, - активно ищущее, неотвлекаемое, позже – погруженное и созерцательное…

[26] Но помните: чем меньше дополнительных напряжений, в т.ч. и телесных, чем глубже релаксация, тем точнее, глубже и эффективнее возникающие состояния и процессы. Хотя ментальные, психические напряжения, попытки «надумать» и вообразить потоки еще более разрушительны и нежелательны. Все происходит как бы само собой.

[27] Речь идет именно о плоскости, одной из многих возможных.

[28] В наших книгах “ВНЕО Тексты из архивов эзотерической Школы” (С.Пб.1997) и “Осознание. Мастерство. Психотерапия?” В.Агеев, В.Лебедько (С.Пб.1997) мы называем такую область восприятия - “восприятием в Пространстве Сил”

[29] См. подробнее книгу “Осознание. Мастерство. Психотерапия?” В.Агеев, В.Лебедько (С.Пб.1997).

[30] Послеобраз – комплекс ощущений, возникший после действия реального стимула (движения, тактильного контакта, нагревания, зрительного образа, звука...

[31] Не забудьте еще условие микродозировок.

[32] Обычно не один год упорного труда.

[33] Вопрос извлечения глубоких следовых сигналов (п/о) и выведения в доминанту их содержательной части – глубочайшая, интереснейшая отдельная тема…

[34] Мы не будем приводить примеры сложной ДА и сложных Стратегий, так как знакомим этой книгой с самыми азами практики, предлагая сделать первые шаги, попробовать. Естественно, если вы, попробовав, хотите продолжать этот путь, то вам потребуется опытный проводник - инструктор.

[35] Тем более, что «глубь» доминанты - это весь фон нашей жизни, то, что никак не бросается в глаза самому себе и не вызывает явного дискомфорта, будучи привычным. А неудовлетворившись очевидными, но «такими простыми» проявлениями доминанты, мы очень быстро придем к банальному самокопанию, все больше и больше окрашиваясь и отождествляясь с хроническими проблемами и напряжениями…

[36] По мере того, как мы будем это делать и научимся осознавать состояние баланса по этим параметрам, будут проявляться следующие, более глубокие “слои” ДА. «Все связано со всем».

[37] Задавать Нисходящий поток при “Верхней перегрузке” - наиболее логично, хотя существует целый класс состояний, которые ощущаются, как перегруженный Верх, но для компенсации которых нужен как раз Восходящий поток. Однако, для различения этих ситуаций необходимо владеть более тонкой Диагностикой. Мы не будем в этой книге обсуждать подобные вопросы отдельно и, предлагаем читателю в случае “Верхней перегрузки” использовать Нисходящий поток в большинстве случаев, за исключением тех, когда при этой Диагностике понижено артериальное давление и в наличии выраженная депрессия.

Наши рекомендации