Научно-методическое обоснование темы 14 страница

10.3.3. Что такое соматические проявления эмоций?

10.3.4. Какие компоненты эмоций запускаются от лобной коры через экстрапирамидную и пирамидную системы?

10.3.5. Какие Вы знаете формы соматических проявлений эмоций?

10.3.6. Что такое тоническая и фазическая форма соматических проявлений эмоций?

10.3.7. Гипертонус, скованность, тремор являются проявлением какой формы соматического компонента эмоций?

10.3.8. Мимика, жесты, позы, интонации голоса, мигания являются проявлением какой формы соматического компонента эмоций?

10.3.9. Что такое вегетативные проявления эмоций?

10.3.10. Какие компоненты эмоций запускаются преимущественно от теменно-височных отделов правого полушария через активацию гипоталамуса?

10.3.11. Какие компоненты эмоций проявляются повышением ЧСС, АД, ЧД, потоотделением, расширением зрачков, выбросом в кровь гормонов и другими изменениями функций внутренних органов?

10.3.12. Что такое мимические проявления эмоций?

10.3.13. Является ли мимика универсальным способом проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности?

10.3.14. Где в головном мозге располагается центр распознавания эмоций?

10.3.15. Центр распознавания эмоций имеет общую локализацию с центром распознавания лиц в головном мозге?

10.4. Что такое эмоциогенные зоны головного мозга?

10.4.1. Назовите критическую структуру головного мозга для возникновения эмоций. Перерезка ствола ниже неё выключает эмоции. Является главной структурой, формирующей витальные (биологические) потребности и эмоции.

10.4.2. К возникновению каких эмоций приводит стимуляция латерального и медиального гипоталамуса?

10.4.3. Какая структура головного мозга обеспечивает выделение доминирующей мотивации, играет решающую роль в реализации переключающей функции эмоций, т.е. выборе поведения, соответствующего не только той или иной мотивации, но и условиям ее удовлетворения, оказывает влияние через хвостатое ядро?

10.4.4. К возникновению или подавлению каких эмоций приводит электрическая стимуляция миндалевидного тела височной доли?

10.4.5. К возникновению или подавлению каких эмоций приводит удаление миндалевидного тела височной доли?

10.4.6. При длительной депрессии гиппокамп — центральная структура лимбической системы мозга — может значительно потерять или приобрести в объеме?

10.4.7. Какая структура головного мозга реагирует на сигналы с низкой вероятностью подкрепления, расширяет круг извлекаемых энграмм памяти, компенсирует недостаток информации в ситуации неопределенности?

10.4.8. В какой структуре головного мозга формируется память о пережитых эмоциях?

10.4.9. Какая область коры головного мозга имеет важное значение для формирования высших эмоций, связанных с социальными отношениями и творчеством, а также обеспечивает социализацию биологических эмоций?

10.4.10. Какая область коры головного мозга участвует в распознавании эмоциональных реакций других людей, а также участвует в выражении эмоций?

10.4.11. Какая эмоциогенная зона имеет наиболее обширные связи с другими отделами мозга? Предположительно она выполняет функцию высшего координатора систем мозга, участвующих в формировании эмоций.

10.4.12. Кто предложил первую более или менее стройную модель, объясняющую, где живут эмоции, в 1937? [A223]

10.4.13. Джеймс Пейпец, положив на алтарь науки не один десяток подопытных кроликов и кошек, определил, что эмоции связаны с четырьмя структурами мозга. Какими?

10.4.14. Что такое «лимбический круг Пейпеца», какие структуры он в себя включает?

10.4.15. Лимбический круг от миндалевидного тела к мамиллярным телам гипоталамуса, от них к лимбической области среднего мозга и обратно к миндалине называется кругом Пейпеца?

10.4.16. Какому лимбическому кругу придается большое значение в формировании эмоций, обучения и памяти?

10.4.17. Какой лимбический круг имеет важное значение в формировании эмоций, сопровождающих агрессивно-оборонительные, пищевые и сексуальные реакции?

10.5. Теории эмоций.

10.5.1. Что утверждают периферические теории эмоций В.Джеймс (1884), К.Ланге (1895)?

10.5.2. Согласно какому представлению о природе эмоций «мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно потому, что мы плачем»?

10.5.3. Какие теории рассматривают эмоции как результат активации мозговых структур?

10.5.4. В чём суть биологической теории эмоций П.К.Анохина (1948)?

10.5.5. Какая теория эмоций утверждает, что эмоция является результатом рассогласования или совпадения реального результата деятельности с прогнозируемым в акцепторе результатом действия?

10.5.6. В чём суть потребностно-информационной теории эмоций П.В.Симонова (1996)?

10.5.7. Какая теория эмоций утверждает, что эмоция – это «отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности её удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного опыта»?

10.5.8. При каком условии возникают положительные и отрицательные эмоции, согласно потребностно-информационной теории эмоций П.В.Симонова?

10.6. Какова роль эмоционального напряжения (эмоционального стресса) в возникновении неврозов, в развитии гипертензивных состояний и других психосоматических заболеваний у человека?

11. Что такое «мотивация»?

11.1. Различие понятий «потребность», «мотивация», «цель».

11.1.1. "Мотив — это опредмеченная потребность". Чьи это слова?

11.1.2. В цепочке «жажда - вода - бутылка с водой, к которой человек тянется» что является потребностью, что – мотивом, что – целью?

11.2. Виды мотиваций

11.2.1. Как называется мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами?

11.2.2. Как называется мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности?

11.2.3. Как называются мотивации, основанные на положительных и отрицательных стимулах?

11.2.4. Конструкция "если я хорошо сдам сессию, я буду получать стипендию" является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.5. Конструкция "если я не получу тройку на экзамене, то буду получать стипендию" является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.6. Конструкция "если я хорошо сдам сессию, то меня не лишат стипендии" является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.7. Конструкция " если я не получу тройку на экзамене, то меня не лишат стипендии " является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.8. Мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления является устойчивой или неустойчивой?

11.2.9. Что такое мотивации «от» и «к», «метод кнута и пряника»?

11.2.10. Какие индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза?

11.2.11. Голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму. Какова главная роль этих мотиваций?

11.2.12. Какие мотивации относятся к «групповым»?

11.2.13. Забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества. К какой группе относятся эти мотивации?

11.2.14. Какие мотивации относятся к «познавательным»?

11.2.15. Исследовательское поведение, игровая деятельность. К какой группе относятся эти мотивации?

11.3. Нервный субстрат обеспечения мотиваций.

11.3.1. Какова роль гипоталамуса, лобной коры, лимбической системы в обеспечения мотиваций?

11.3.2. Где находятся центры жажды, насыщения, полового поведения?

11.3.3. Какой нервный субстрат обеспечивает формирование социальных и идеальных мотиваций?

11.3.4. Какой нервный субстрат обеспечивает социализацию биологических мотиваций?

11.3.5. Какой нервный субстрат обеспечивает направленный поиск и выбор путей реализации мотиваций?

11.3.6. Какой нервный субстрат обеспечивает вероятностное прогнозирование резуьтата?

11.3.7. Какой нервный субстрат обеспечивает формирование эмоций по ходу возникновения и реализации мотиваций?

11.3.8. Какой нервный субстрат организует иерархию мотиваций?

11.3.9. Какой нервный субстрат формирует эмоцию как аппарат оценки возможности удовлетворения мотиваций?

11.3.10. Какой нервный субстрат активирует мозговые структуры, участвующие в реализации мотиваций: информационные, соматические, управляющие вегетативными процессами?

11.4. Механизмы трансформации потребностей в мотивации.

11.4.1. Как происходит возбуждение мотивационных центров?

11.4.2. Центр мотивации обладает свойствами доминантного очага? В какой степени?

11.4.3. Какие нейрохимические механизмы участвуют в формировании и развитии мотивации?

11.4.4. Что такое «эмоционально‑мотивационные медиаторы»?

11.4.5. Где находятся эмоционально‑мотивационные медиаторы?

11.4.6. Какие нейропептиды и как участвуют в участвуют в формировании и развитии мотивации?

11.4.7. Какие гормоны регулируют мотивации?

12. Что такое «мышление»?

12.1. Как обозначается высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

12.1.1. Что такое «мысль»?

12.1.2. Что такое «интеллект»?

12.2. Назовите три основных вида мышления.

12.2.1. Какой вид мышления представляет совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними?

12.2.2. Какой вид мышления позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета?

12.2.3. Важной особенностью какого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств?

12.2.4. В каком качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением?

12.2.5. Какой вид мышления приводит к мгновенному получению результата?

12.2.6. Исключительно какой вид мышления имеют животные и дети до 5 лет?

12.2.7. С приобретением навыков общения человек постепенно переходит на какой вид мышления?

12.2.8. Какова скорость нагля́дно-о́бразной и абстрактной памяти?

12.2.9. У какого вида мышления высокая способность оперировать с «отвлеченными», «воображаемыми» понятиями (которые в принципе невозможно увидеть или «потрогать руками» и способность к отслеживанию влияния «отвлеченных» понятий на явления конкретной жизни)?

12.2.10. У какого вида мышления высокая способность к творчеству и жизни «своим умом»?

12.2.11. Какой вид мышления практически полностью утрачивается при отравлении алкоголем даже в самых «малых» и «культурных» дозах?

12.2.12. При каком виде мышления задачи решаются с помощью существующего, реального объекта?

12.2.13. Какой вид мышления манипулирует предметной сферой?

12.2.14. Какой вид мышления вплетён в реальное манипулирование предметами и обслуживает прежде всего практические задачи?

12.2.15. Что такое логическое, панорамное, комбинаторное, нестандартное, латеральное, концептуальное, дивергентное, практическое мышление?

12.2.16. Какой вид мышления оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение?

12.2.17. Какой вид мышления характеризует способность мыслить совокупностями образов, подчинённых тем или иным условиям, которые можно составить из заданного конечного множества объектов?

12.2.18. Каким видом мышления должны владеть хорошие шахматисты?

12.2.19. Какой вид мышления отражает способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях?

12.2.20. Какое мышление состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.

12.2.21. При каком мышлении происходит поиск множества решений одной и той же проблемы? Дополняется конвергентным мышлением.

12.3. Какие мозговые структуры обеспечивают процесс мышления?

12.3.1. Какова роль лобной коры в процессах мышления?

12.3.2. Какова роль височной коры в процессах мышления?

12.3.3. Какова роль теменно‑затылочной коры в процессах мышления?

12.3.4. Какова роль лимбической системы в процессах мышления?

12.3.5. В чём выражается функциональная асимметрия полушарий в процессах мышления?

12.4. Какие Вы знаете физиологические корреляты мышления?

12.5. Какие физиологические подходы используются при изучении процесса мышления?

12.5.1. Какова роль электроэнцефалографии при исследовании процессов мышления?

12.5.2. Какова роль исследования вызванных потенциалов при изучении процессов мышления?

12.5.3. Для чего используются погруженные в мозг многожильные электроды при изучении процессов мышления?

12.5.4. Какие приемы экспериментально-психологического исследования используются при изучении мышления?

12.5.5. Что такое тест Айзенка на уровень интеллекта IQ?

13. Что такое «сознание»?

13.1. Назовите основные физиологические концепции сознания.

13.1.1. В чём заключается концепция «светлого пятна» И.П.Павлова (1913)?

13.1.2. В чём заключается концепция информационного синтеза А.М.Иваницкого (1997)?

13.1.3. В чём суть вербальной теории сознания?

13.2. Что такое «подсознание»?

13.3. Что такое «сверхсознание»?

14. Речь. Что это такое?

14.1. Что такое устная и письменная речь?

14.2. Каковы основные функции речи?

14.2.1. В чём состоит коммуникативная функция речи?

14.2.2. В чём состоит регулирующая функция речи?

14.2.3. В чём состоит понятийная функция речи?

14.2.4. В чём состоит программирующая функция речи?

14.3. Что понимают под периферическими механизмами речи?

14.3.1. Опишите механизм фонации.

14.3.2. Опишите механизм артикуляции

14.4. Что понимают под центральными механизмами речи?

14.4.1. Опишите механизм восприятия речи.

14.4.1.1. Что такое «слуховой центр речи Вернике» и каковы его функции?

14.4.1.2. Что такое «оптический центр речи» и каковы его функции?

14.4.2. Опишите механизм воспроизведения речи.

14.4.2.1. Что такое «двигательный центр устной речи Брока» и каковы его функции?

14.4.2.2. Что такое «двигательный центр письменной речи» и каковы его функции?

14.4.3. Как связанна функциональная асимметрия коры больших полушарий с развитием речи у человека?

14.4.4. Речь как вторая сигнальная система. Что это такое?

14.4.5. Как осуществляется контроль речеобразования?

14.5. Какие Вы знаете физиологические методики исследования речи у человека?

14.6. Как развивается речь у ребёнка?

14.7. Что такое «внушение», «самовнушение», «психотерапия».

15. Как изменяются высших психических функций в онтогенезе?

15.1. Особенности эмоциональных реакций детей?

15.2. Какие возрастные изменения памяти Вы знаете?

15.3. Какие возрастные изменения эмоциональных реакций Вы знаете?

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Определение устойчивости и переключаемости внимания.

2. Роль словесного раздражителя в создании эмоционального состояния человека.

3. Определение кратковременной слуховой памяти.

4. Выявление преобладающего типа памяти.

5. Изучение продуктивности кратковременной памяти.

6. Исследование мышление с помощью отнесения фраз к пословицам.

7. Тест IQ.

Указываются студентам допущенные ошибки, обобщается материал по изучаемой теме.

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность. Физиология адаптации. Основы хронофизиологии».

Литература[a224] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 593-626 с[Мф225] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф226] .

Тема 35 : Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность. Физиология адаптации. Основы хронофизиологии.

Цель занятия

Сформировать систему знаний по физиологии адаптации и хронофизиологии. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии адаптации и хронофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов, обеспечивающих адаптацию; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при дезадаптации и дисинхоронозах; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования степени адаптации организма к среде обитания, его резервных возможностей; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии адаптации и хронофизиологии.

Исходные знания

1. Высшая нервная деятельность (физиология).

2. Высшие психические функции (физиология).

.

План изучения темы

1. Понятие о целенаправленном поведении.

2. Виды целенаправленного поведения.

3. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта.

4. Представление о труде, как об одном из проявлений целенаправленной деятельности человека.

5. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

6. Учение И.П.Павлова о динамическом стереотипе.

7. Условнорефлекторное переключение.

8. Виды целенаправленного поведения и особенности их аппаратов целеполагания.

9. Физиологические основы трудовой деятельности. Труд как целена-правленная деятельность человека. Особенности изменения вегетативных функций организма при разных видах трудовой деятельности. Влияние физического труда на силу, выносливость, работоспособность организма.

10. Физическая тренировка, ее влияние на работоспособность человека.

11. Особенности физического и умственного труда. Нервные, вегетативные и эндокринные компоненты деятельности. Роль эмоций.

12. Особенности трудовой деятельности человека в условиях современного производства (гипокинезия, локальная нагрузка, монотонность работы, эмоциональное напряжение). Динамика работоспособности в течение рабочего дня, рабочей недели. Методики оценки изменений работоспособности в процессе труда.

13. Проблема утомления целостного организма. Теории утомления И.М.Сеченова и их подтверждение данными современной физиологии.

14. Факторы, способствующие развитию утомления. Усталость как субъективное выражение процесса утомления.

15. Активный отдых (И.М.Сеченов) и его механизмы. Различная скорость восстановления различных систем организма в процессе отдыха,

16. Периоды отдыха: восстановление и упрочение восстановления.

17. Оптимальные режимы деятельности и отдыха как основа длительной высокой работоспособности организма. Методики оценки уровня функционирования и функционального резерва различных систем организма человека. Проблема прогнозирования физических и умственных возможностей человека для трудовой деятельности, занятий спортом.

18. Возрастные особенности целенаправленного поведения.

19. Адаптация

20. Индивидуальная адаптация организма.

21. Биологические и социальные факторы, лежащие в основе адаптации.

22. Виды, фазы и критерии адаптации.

23. Адаптация избегания, пассивный и активный тип приспособления.

24. Механизмы развития адаптивных[Мф227] реакций.

25. Резистентность.

26. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.

27. Специфические адаптивные изменения организма к ряду факторов (усиленной мышечной деятельности, гиподинамии, гипоксии и др.).

28. Смещенные режимы жизни.

29. Трансмеридианные перемещения.

30. Тренирующие режимы.

31. Понятие о биосфере и ноосфере.

32. Экология человека.

33. Социальный аспект адаптации.

34. Биоритмология (хронобиология).

34.1. Представление о дискретности различных процессов в организме.

34.2. Циклические процессы.

34.3. Колебательный характер констант, реакций и циклов в связи с внешними условиями.

35. Классификация биоритмов.

36. Предполагаемые механизмы восприятия внешних генераторов ритма, роль эпифиза, супрахиазматического ядра гипоталамуса, взаимодействия гормонов.

37. Субъективное восприятие времени.

38. Свободнотекущее и ненавязанное время.

39. Социальные генераторы ритма.

40. Стереотипы жизнедеятельности человека.

41.

42.

43.

44. Бодрствование.

45. Сон,

46. его виды

47. и фазы.

48. Активный и пассивный сон (И.П.Павлов).

49. Теории о механизмах сна (И.П.Павлов, В.Гесс, П.К.Анохин и др.).

50.

51.

52.

53. Сновидения.

54. Физиологические основы гипнотических состояний.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «целенаправленное поведение»?

1.1. Целенаправленное поведение как форма поведения, ведущего к достижению организмом приспособительного результата.

2. Какие Вы знаете виды целенаправленного поведения?

2.1. Что такое биологически и социально детерминированные виды целенаправленного поведения?

2.2. Пищевое, оборонительное, половое поведение биологически детерминированы или социально?

2.3. Трудовая деятельность человека, обучение, коллективный труд биологически детерминированы или социально?

2.4.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. Что такое «адаптация»?

Коадаптация

Адаптогенез

Наши рекомендации