Принцип диалектической противоречивости 2 страница

3) недоступные во времени или в пространстве объекты и про-
цессы (удаленные космические тела, процессы далекого прошлого);

4) отсутствие возможностей изучить объект целиком (массовые
явления, которые подлежат изучению лишь на выборочных приме-
рах);

5) другие случаи подобного рода, когда вместо оригинала иссле-
дователь строит или подыскивает подходящую модель: лабораторных
животных - вместо человека, крыло самолета - вместо целого само-
лета, репрезентативную выборку для социологического опроса - вме-
сто опроса всего населения, математическую модель колебания цен в
каком-то периоде исторического прошлого и т.п.» (Ушаков Е. В. Вве-
дение в философию и методологию науки. - М., 2005. - С. 144).

Модельный подход опирается на понятие обобщенной модели,
ее свойства и характеристики. «Модель в общем виде (обобщенная
модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения инфор-
мации специфический объект (в форме мысленного образа, описания
знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий
свойства, характеристики и связи объекта - оригинала произвольной
природы, существенные для задачи, решаемой субъектом)/ (Неуймин
Я. Г. Модели в науке и технике: история, теория практика. - Л., ] 984.
-С. 44).

Непосредственно из структуры принятого определения вытекает
ряд общих свойств моделей, которые обычно принимаются во внима-
ние при модельном подходе:

1. Модель включает в себя четыре компонента: 1) субъект; 2) за-
дача, решаемая субъектом; 3) объект-оригинал; 4) язык описания или
способ материального воспроизведения модели.

Особую роль в струкгуре обобщенной модели играет решаемая
субъектом задача. Задача, во-первых, обеспечивает отбор существен-
ных признаков и характеристик объекта; во-вторых, выполняет роль
главного системообразующего фактора при интеграции этих свойств
и характеристик в единый идеальный образ как некую целостность,
как систему; в-третыа, определяет характер формируемой модели:
преимущественно структурный, главным образом функциональный
или комплексный, структурно-функциональный.

Вводить понятие модели без четкого указания задачи или класса I
задач, ради решения которых она создается, неправомерно. Вне кон- 1
текста задачи понятие модели не имеет смысла.

2. Каждому материальному объекту соответствует бесчисленное |
множество в равной мере адекватных, но различных по существу мо- I
делей, связанных с разными задачами. Так, например, концешуаль- I
ные (мысленные) модели некоторого предприятия (объекта- I
оригинала), существующие в сознании его директора, главного техно- I
лога, бухгалтера и начальника снабжения, очень существенно раз ли- I
чаются, поскольку каждое должностное лицо, решая собственные I
специфические задачи, использует и «выстраивает» в модель разлита- I
ную информацию о реальном предприятии.

3. Отношению «задача - объект» также соответствует множество
моделей, содержащих в принципе одну и ту же информацию, но раз-
личающихся формами ее представления или воспроизведения. Так,
например, некоторое физическое явление может быть описано в вер-
бальной форме, представлено таблицей данных, охарактеризовано -
графиком, описано аналитической формулой, алгоритмом, воспроиз-
ведено на компьютере и т.д. Выбор формы представления информа- I
ции зависит от специфики задачи и объекта, полноты языков описа- |
ния и материальных моделирующих установок.

4. Модель по определению всегда является лишь относитель- I
ным, приближенным подобием объекта-оригинала и в информацион- I
ном отношении принципиально беднее последнего. Если мысленно I
допустить «полное подобие», то это будет уже не модель, экземпляр I
объекта-оригинала с принципиально недоступными познанию свой- I
ствами и характеристиками.

5. В принципе три основные формы представления модели -
концептуальная (мысленная), знаковая и материальная -х информа-
ционной точки зрения равноценны. Отдавать предпочтение матери-
альным субстратно подобным или аналоговым моделям или, наобо-
рот, рассматривать как полноценные только знаковые модели (напри-
мер, в форме дифференциальных уравнений или алгоритмов) нет ни-
каких оснований.

6. Условия и требования задачи, решаемой субъектом, несут еще
одну важную нагрузку: они в основном определяют ограничения и
допущения, которые явно или неявно фигурируют в процессе по-
строения модели.

Ограничения обычно касаются исходных свойств, состояний и
режимов рассматриваемого объекта или ограничивают подлежащие
рассмотрению значения входящих в состав модели переменных, па-
раметров и промежутков времени. Так, например, модель линейной
упругой деформации твердого тела (закон Гука), во-первых, предпо-
лагает способность тела к упругой деформации (что определяется его
микроструктурой), во-вторых, имеет в виду ограниченность величин
напряжения и деформации.

Допущения, вводимые в модель, характеризуют приемлемую в
рамках решаемой задачи степень идеализации свойств реальных объ-
ектов и процессов, фиксируют факторы, которые можно считать не-
существенными.

Ограничения и допущения, связанные с решаемой задачей и
свойствами объекта, являются органической составной частью моде-
ли и должны специально рассматриваться и фиксироваться при по-
строении и использовании каждой модели.

7. «Произвольная природа», фигурирующая в принятом определе-
нии, означает, что этот объект может быть материально-вещественным
(включать в себя вещество, поля, энергию и информацию), может но-
сить чисто информационный характер (в теоретических исследованиях
вообще, в прикладных задачах теории связи, кибернетики, метрологии
и др.) и, наконец, может представлять собой комплекс разнородных ма-
териальных и информационных компонентов, включая и людей, спо-
собных принимать решения (см.: Неуймин Я.Г. Там же. - С. 45^-8).

Для общей ориентировки в модельном подходе целесообразно
опереться на классификации моделей и моделирования. Задача систе-
матизации или классификации некоторого множества объектов, обла-
дающих, с одной стороны, общими, с другой - специфическими, ин-

дивидуальными признаками и свойствами, нетривиальна и неодно-
значна. Понятие модели объединяет материальные и идеальные объ-
екты с чрезвычайно широким и многомерным спектром признаков,
свойств и характеристик, что обусловливает значительные трудности
при попытках упорядочивания и структуризации элементов модель-
ного множества в форме некоторой классификационной схемы. По-
этому пока еще нет общепринятой классификации моделей, но можно
воспользоваться добротными вариантами, которые предлагают неко-
торые исследователи (см.: Веников В.А., Веников Г.В. Теория подобия
и моделирования. - М., 1984; Неуймин Я.Т. Модели в науке и технике.
-М, 1984).

Наиболее наглядна классификация моделей Я.Г. Неуймина, ко-
торая руководствуется принятой выше дефиницией обобщенной мо-
дели и учитывает другие классификации. Здесь модели подразделя-
ются по следующим основаниям: по классам задач, по классам объек-
тов, по форме представления информации (материальные и идеаль-
ные).

Модели по классам задач: эстетические, познавательные, плано- :
во-экономические, технологические, кибернетические (сфера иссле-
дования процессов управления и гомеостаза - устойчивости состава,
функций и т.д.).

Модели по классам объектов: физические, биологические, эко-
номические, производственные.

Модели по формам представления информации.

Материальные модели: геометрически подобные, субстратно
подобные, аналоговые изоморфные (используются модели, по приро-
де отличные от объекта-оригинала на основе некоторой системы ана-
логий или тождества их структур).

Идеальные модели: концептуальные, вербальные, графические,
графоаналитические, аналитические, алгоритмические, информаци-
онные.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

К научным методам (операциям, приемам, процедурам), которые
используются на эмпирическом и теоретическом уровнях научного
исследования, можно отнести: абстрагирование, определение, анализ
и синтез, индукцию и дедукцию, классификацию, аналогию, модели-
рование, обобщение, научное объяснение.

Абстрагирование

Абстрагирование - метод научного познания в форме операции
мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений иссле-
дуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных
задач. Операция отвлечения равносильна операции выделения в объ-
екте существенных свойств, связей и отношений. Результат процес-
са абстрагирования называют абстракциями (с лат. - отвлечение) или
абстрактными предметами.

Разовый цикл абстрагирования носит двухступенчатый характер.

На первой ступени абстрагирования определяются несущест-
венные свойства и связи, которыми можно пренебречь, отделить су-
щественное от несущественного, вычленить наиболее важное и инте-
ресное для исследователя. Объективным основанием для такого вы-
членения является относительная независимость или пренебрежимо
слабая зависимость изучаемых явлений и их составляющих от опре-
деленных факторов.

Подготовка акта абстрагирования (отвлечения) состоит, во-
первых, в установлении того, что является общим для многих пред-
метов определенного класса. Так, например, подготовка к формирова-
нию абстракции «живое существо» требует обнаружения общего для
всех живых существ и в то же время отличающего их от неживых
объектов. Таким свойством является способность к обмен}' веществ.
Для абстракции «человек» общим и существенным будут отличи-
тельные признаки сознательного отражения среды; для всех сущест-
вующих товаров, которые могут обмениваться друг на друга, будет
понятие меновой стоимости и т.д.

Во-вторых, в установлении независимости или пренебрежимо
слабой зависимости изучаемых явлений от определенных факторов.
Так, для решения задачи о моменте встречи движущихся друг к другу
автомобилей отвлекаются от географического расположения исход-
ных, пунктов движения. Здесь важно только расстояние. Решающий
задачу отвлечется от марки автомобилей, их масс и вообще от авто-

У)

мобиля, заменив их точками на отрезке нуги, поскольку для решения
задачи нужна только скорость. Более того, любые задачи окажутся
неразрешимыми без процесса абстрагирования.

Вторая ступень абстрагирования, в собственном смысле акт от-
влечения, состоит в замещении исследуемого объекта другим, экви-1
валентным, менее богатым по свойствам, выступающим в качестве
«модели» первого. Так, в рассмотренном выше примере задача с ав-
томобилями замещается схемой движения двух точек, которая упро-
щает исследуемое явление и позволяет рассмотреть процесс в «чис-
том» виде.

Операция абстрагирования может применяться многократно как
к реальным, так и абстрактным объектам. Переходя от одного уровня
абстрагирования к другому, постепенно отвлекаясь от ряда свойств,
получают (в зависимости от задачи) абстракции все возрастающей
степени общности, Так, например, отвлекаясь от множества свойств
конкретного человека, можно построить абстрактную цепочку: муж-
чина - человек - живое существо - материальный объект - биологи-
ческая форма материи - материя. Как видно, высшие формы абстрак-
ции - это философские категории и их системы.

Исходя из различия целевых характеристик, в современной нау-
ке наиболее широкое применение находят абстракции следующих ос-
новных типов:

1. Изолирующая абстракция. Предполагает выделение свойств и
отношений, присущих тому или иному предмету, мысленное отделе-
ние этих свойств и отношений от самого предмета, придание им ста-
туса самостоятельного существования. Примерами таких абстракт-
ных предметов могут служить понятия: растворимость, устойчивость,
надежность, красота, простота, белизна и т.д.

2. Обобщающая абстракция. Здесь отвлекаются от индивиду-
альных особенностей и черт предметов с выделением таких их общих
признаков, которые позволяют вводить в рассмотрение классы пред-
метов. Так, используемые в металлообработке резцы, сверла, фрезы,
протяжки, напильники, ножовки и т.п. с помощью обобщающей абст-
ракции образуют понятие класса «металлорежущий инструмент».

3. Абстракция потенциальной осуществимости, при которой
отвлекаются от реальных границ конструктивных возможностей че-
ловеческого сознания, связанных с ограниченпоетью жизни человека
в пространстве и времени. С этой точки зрения бесконечность высту-
пает уже не как непосредственно данная, актуальная, а как потепци-

(.11



ально осуществимая. Эта абстракция лежит в основе конструктивной
математики, теории алгоритмов, абстрактных автоматов и других тео-
рий.

4. Абстракция как продукт идеализации, образованная посредст-
вом предельного абстрагирования от свойств реальных предметов.
Полученные абстракции (идеализированные объекты) широко рас-
пространены в науке: точка, прямая, инерция, точечный электриче-
ский заряд, абсолютно черное тело, несжимаемая жидкость, сплош-
ная среда, идеальный газ. Идеализированные объекты составляют
важный арсенал понятий научного знания, без которого оно функцио-
нировать не может.

Система абстракций образует научный язык, посредством кото-
рого формируются и формулируются понятия: научный факт, научная
проблема, научная идея, научная гипотеза, научный закон, научная
теория.

5.2. Определение

Определение - логическая операция, раскрывающая содержание
понятия. Главное здесь -путём исследования установить отличитель-
ные признаки предмета, которые позволили бы, во-первых, отыскать
и отграничить предмет1 от других; во-вторых, раскрыть сущность ис-
следуемого предмета.

Определение охватывает собой: а) процесс выработки понятия,
т.е. выявление отличительных существенных признаков предмета;
б)результат, выраженный в формулировке понятия.

Формулировка понятия часто именуется дефиницией (от лат. -
определение). При этом то, что в ней определяется (определяемое),
называют дефиниендумом (сокращенно - Ц/сГ), а то, чем определяют
(определяющее), - дефиниенсом (сокращенно - Ц/п). Так, одна из де-
финиций науки выглядит следующим образом: «Наука (Ц/П) - это
система исторически развивающегося достоверного (истинного) зна-
ния, отражающего реальность в знаковых формах» (ОГп).

Существуют разнообразные способы определения понятий с це-
лью разграничения классов предметов и выявления их специфическо-
го содержания (см., например: Горский Д.П. Определение. - М., 1972;
Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997). Однако классиче-
ским, известным еще со времен Древней Греции и широко распро-
страненным сейчас является определение через ближайший род

Принцип диалектической противоречивости 2 страница - student2.ru (класс) предметов и видовые отличия. Схема определения: «А есть В |
и С»,
где А - определяемое понятие («наука»);

В - понятие более общее по отношению к А, т.е. родовое («зна- '
ние»);

С - видовое отличие, т.е. признак, который выделяет предметы,
обозначенные А, среди всех предметов, обозначенных В («достовер-
ное, истинное»).

К научным дефинициям предъявляется ряд требований, которые
носят название правил определения. Эти требования бывают трех ви-
дов: литературные, фактические, логические.

1. Литературные требования: научное определение должно
быть, по возможности, более ясным (используемые термины понятны
адресату), должно избегать фигуральных и метафорических выраже-
ний, жаргонов, художественных образов и т.д.

2. Фактические требования:

- выделение понятия (Ц/а1) должно производиться по существен- :
ным признакам,

- уточнение понятия должно опираться на известные и более по-
нятные адресату термины.

3. Логические требования:

- определяемое и определяющее понятия должны быть взаимо-
заменяемы (соразмерны) во всех контекстах (О/а1 =0/п).

При этом возможны два вида ошибок:

а) объем определяющего понятия шире определяемого (Ц/и <
Ц/п). Определяя, к примеру, науку просто как знание, мы поневоле к
ней приписываем другие формы знания (философские, этические, эс-
тетические, политические, религиозные и др.), которые опираются не
на критерий истинности, а на критерий, скажем, ценности;

б) объем определяющего понятия угнсе определяемого (Ц/и >
О/п). Если определить науку как достоверное знание, обоснованное
экспериментом, то она сводится к эмпирическим наукам, оставляя в
стороне ее теоретический уровень познания.

Запрещается логический круг в определении или тавтология (с
греч. - то же самое): термин определяемого (Эй) не должен встре-
чаться в составе определяющего (О/п) (Например: «Демократ - это
человек демократических убеждений»).

В пределах теории каждому О/п должен соответствовать один-
единственный термин Ц/и, играющий роль научного термина теории,

но не наоборот. Так что каждому термину Ц/Д, играющему роль науч-
ного термина теории, может соответствовать ряд терминов В/п:

1. Наука (Шй) - система исторически развивающЪгося досто-
верного (истинного) знания, отражающего реальность в знаковых
формах (Р/щ).

2. Наука (Ц/Д) - система специфической социальной деятельно-
сти профессионально подготовленных субъектов (ученых и научных
коллективов), направленной на получение научного знания средства-
ми особой методологии (В/п2).

3. Наука (Ц/3) - система организационных форм (социальных
учреждений и норм), объединяющих и регулирующих научную дея-
тельность (В/щ).

4. Наука (Ц/с!) - особый вид социальной деятельности и ее ор-
ганизации, целью которых является отражение реальности в системе
достоверного (истинного) знания, выраженного в знаковых формах
естественного и искусственного языков (В/п4).

Таким образом, каждому Ц/Д может соответствовать множество
В/п (В/пь В/пъ В/щ, ВМ,...В/пп).

Поскольку реальный предмет обладает бесчисленным количест-
вом свойств, то нельзя создать полного, всеобъемлющего, «хорошего»
определения. Какое же из возможного множества определений дол-
жен выбрать исследователь?

Один и тот же научный термин должен всегда иметь одно значе-
ние, но может иметь различный смысл. Поэтому каждое определение
формируют и формулируют под конкретные цели и задачи. Если оп-
ределение позволяет решать задачи эффективно, то оно достаточное,
полное и хорошее.

5.3. Анализ и синтез

Анализ (с греч. - разложение, расчленение, разбор) - это метод
исследования, включающий приемы и способы теоретического или
эмпирического расчленения системы на составляющие элементы,
свойства и отношения.

Анализ необходимо входит в первую стадию всякого научного
исследования с целью выяснения свойств элементов как основания и
причины их связи и может протекать в следующих целевых формах:

1. Расчленение предмета исследования как целого на части, изу-
чение строения, функций и особенностей связи частей в целом. Па-
пример, расчленение растений с выделением корневой системы, стсб-

ля, листьев, цветков, плодов; разложение веществ на составные эле-
менты и компоненты, изучение их порознь и в сравнении и т.п.

2. Выделение признаков, свойств предметов, изучение отноше-
ний между ними. Так, в листе растения устанавливают его форму,
размеры, характер жилкования, окраску, фотосинтезирующие особен-
ности, пластинки, черешки и др., выделяют их функциональные при-
знаки и т. п.; в веществах определяют признаки химических элемен-
тов, их атомный вес, валентность и др., физические свойства твердых,
жидких и газообразных компонентов и т.д.

3. Разделение множества предметов по общности свойств и
признаков на подмножества, определение каждого элемента множе-
ства и отношений между ними. Так, растения подразделяют на виды,
роды, семейства, типы; химические элементы - нагруппы и периоды,
металлы и металлоиды, органические и неорганические соединения,
твердые и жидкие вещества и т.д.

Продукты этой формы анализа позволяют установить связи ме-
жду группами явлений и перейти к различным видам классификаций
и систематизации. В результате получают множество эмпирических
данных (данных наблюдения, эксперимента, измерения) или данных
опыта, выраженных затем в научных фактах. Однако ни в одном на-
учном исследовании не останавливаются на выделении и фиксирова-
нии эмпирических данных или фактов. Изучение частей не является
самоцелью, а выступает как этап познания системы. Но познание
свойств, связей, взаимодействий, зависимостей, функций компонен-
тов позволяет понять закономерности их соединения, перейти к вос-
производству целого, т.е. к синтезу.

Синтез (с греч. - соединение, сочетание, составление) - это ме-
тод исследования, включающий приемы и способы теоретического
или эмпирического соединения элементов, свойств и отношений в це-
лое (систему). Синтез предполагает обобщение результатов анализа в
следующих формах:

1. Образование научных понятий. Данные опыта по некоторому
исследуемому объекту в соответствии со сходными свойствами и на-
блюдаемыми величинами распределяются по группам и обобщаются
в эмпирическом понятии или эмпирическом объекте. Если реальным
объектам присуще бесконечное число свойств, то эмпирические объ-
екты, хотя и сопоставляются с реальными предметами опыта, не на-
деляются жестко фиксированным, ограниченным целевым числом
признаков, становятся абстрактными объектами. Эмпирические объ-

екты (эмпирические понятия) - это абстракции, выделяющие в дейст-
вительности некоторый набор свойств и отношений изучаемых пред-
метов. Эмпирические объекты составляют смысл, например, таких
терминов эмпирического языка, как «химический элемент с атомным
весом», «организм», «вид», «проводник с током» и др.

2. Формулирование законов. Связывая эмпирические понятия,
присущие отдельной группе данных опыта, формулируют эмпириче-
ские закономерности, часто именуемые «эмпирическими законами».
К таким законам, устанавливающим связь эмпирических понятий
(эмпирических объектов) некоторой группы наблюдаемых явлений и
их величин, можно, например, отнести:

- периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева:
«Свойства простых тел, также формы и свойства соединений элемен-
тов, находятся в периодической зависимости...от величины атомных
весов элементов»;

- биологический закон Э. Геккеля: «Организм (особь) в индиви-
дуальном развитии (онтогенез) повторяет (в сокращенном и законо-
мерно измененном виде) историческое (эволюционное) развитие сво-
его вида (филогенез)».

3. Формирование систематизации и теорий. Эмпирические по-
нятия и законы (закономерности) синтезируются в различные виды
систематизации подобно периодической системе химических элемен-
тов Д.И. Менделеева. Такие систематизации можно обозначить как
эмпирические теории, отражающие сущность первого порядка. Что
касается знания сущности второго порядка и выше, то его уже полу-
чают качественно иными процедурами теоретического исследования.
Здесь на основе анализа научной картины мира, разработки идеали-
зированных теоретических объектов (теоретических понятий),
формулировки принципов и выдвижения гипотез синтезируют
истинную научную теорию как систему связей теоретических

Анализ и синтез взаимно предполагают и дополняют друг друга.
Анализ в конечном счете предполагает синтез, синтез невозможен без
предварительного анализа системы. Синтез знания, выявляя законы,
сущность первого порядка, включается в теорию объекта, которая
обогащается и позволяет перейти к новым путям поиска и более глу-
бокому анализу.

Единство анализа и синтеза на уровне системы научного знания
в целом проявляется как единство дифференциации и интеграции
знания. Развитие знания вглубь (аналитическая тенденция) готовит

Б?

Принцип диалектической противоречивости 2 страница - student2.ru условия для новых связей между различными областями знания. С
другой стороны, возникшие в рамках синтетической тенденции новые
области знания становятся предметом углубленного аналитического
исследования.

5.4. Индукция и дедукция

Индукция (от лат. - наведение) - это метод научного исследова-
ния, связанный с движением мысли от данных опыта, фактов (полу-
ченных в наблюдениях и экспериментах) к их обобщению в выводах,
заключениях.

Основа индуктивного вывода - повторяемость признаков в ряду
предметов определенного класса. Отсюда заключение по индукции
представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов данно-
го класса на основе наблюдения широкого множества единичных
фактов. В любом явлении есть нечто общее, выступающее как объек-
тивная закономерность, на которую и нацелен индуктивный метод.

Различают полную и неполную индукцию. В полной индукции
общий вывод базируется на знании всех без исключения предметов
изучаемого- класса. Но в силу пространственно-временной ограни-
ченности познания исследователь может опереться не на все предме-
ты класса, а воспользоваться лишь их частью. В этой связи приходит-
ся обращаться к неполной индукции трех видов:

а) индукция через простое перечисление фактов, или популярная
индукция. Суть популярной индукции состоит в том, что она строит
общий вывод на основании наблюдения ограниченного множества
фактов, если среди них не встретится случай, противоречащий ему.
Так, например, европейское обобщение «Все лебеди белые» оказалось
неполным и было опровергнуто, когда в Австралии были обнаружены
черные лебеди;

б) индукция через отбор фактов из общей их массы по опреде-
ленному правилу. Широко используется в статистических методах
оценки, когда вместо всего класса фактов по заранее принятым 'пра-
вилам используют контрольные группы и по результатам исследова-
ния этих групп судят о характеристиках целого. Например, в лесотак-
сационных работах по результатам исследований на выборочных
площадках определяют запасы древесины, структуру древостоев,
темпы прироста древесины и т.д. для всей лесохозяйственной терри-
тории;

в) индукция, осуществляемая на основе знания причинных связей
явлений в пределах изучаемого класса. Если первые два вида непол-
ной индукции дают проблематические (вероятностные) выводы, то
научная индукция способна на синтез достоверного знания, посколь-
ку недостаток числа фактов компенсируется опорой на причинно-
следственные связи и установленные некоторые объективные законо-
мерности. Это обстоятельство позволяет вводить корректировки для
отбора существенных фактов и формирования научных гипотез. По-
этому исходная целевая установка научной индукции - выявить при-
чинно-следственную зависимость явлений. Для достижения постав-
ленной цели используют следующие методы:

1. Метод сходства: если два или более случаев изучаемого яв-
ления имеют общим лишь одно обстоятельство, в котором они сходны
между собой, то это обстоятельство и есть причина данного явления.

Такими обстоятельствами, например, при заболевании гриппом
могут быть переохлаждение, утомление, физическое истощение, ави-
таминоз и др. Однако общим фактором для всех случаев, причиной
заболевания служит заражение вирусом, а все остальное - обусловли-
вает характер возникновения и протекания процесса болезни.

2. Метод различия: если случай, в котором исследуемое явление
наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны и
различны только в одном обстоятельстве, то обстоятельство, присут-
ствующее в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причи-
на изучаемого явления.

Метод позволяет не просто наблюдать явления в естественных
условиях их протекания, а изменять условия, обеспечивая более веро-
ятные заключения о причинах. Так, устанавливая причину разной
скорости падения птичьего пера и золотой монеты в естественных ус-
ловиях, Ньютон поместил их в вакуумную трубку и выяснил причину
- трение о воздух.

Наши рекомендации