Как формировать список использованных источников?

ОБЩЕЕ

Учебно-исследовательский проект (курсовая, дипломная) (далее – УИП) является самостоятельной научно-исследовательской работой студента, выполненной под руководством научного руководителя.

УИП – это законченное самостоятельное исследование, в котором содержится обоснованное решение практической задачи, вытекающее из анализа выбранного объекта, предмета, проблемы, ситуации.

Целью выполнения УИП является углубление и закрепление теоретических знаний, овладение теоретико-методологическими основами специальности, развитие навыков применения имеющихся знаний для решения практических и прикладных задач.

В процессе подготовки УИП студенту следует:

· изучить отечественную и зарубежную научную литературу и аналитические материалы по теме исследования, имеющиеся статистические данные;

· определить актуальность темы исследования, степень ее разработки в научной литературе, описать объект, предмет, цель и задачи исследования, его теоретическую и практическую значимость;

· провести анализ основных научно-теоретических концепций по изучаемой проблеме;

· раскрыть проблематику исследования в соответствии с объектом, предметом, поставленными целью и задачами;

· раскрыть возможности применения полученных данных к решению практических задач;

· сформулировать выводы и предложения.

Все УИП выполняются в сроки, предусмотренные соответствующим учебным планом. За время обучения студенты выполняют две курсовых и одну дипломную работу.

Особенностью УИП, является следующее:

· обязательное использование не только российских, но и зарубежных источников по теме исследования (печатных и размещенных в сети Интернет);

· проведение сравнительного анализа российских и зарубежных статистических данных, эмпирических исследований (в зависимости от темы исследования);

· разработка, доказательство и научное обоснование авторских выводов, рекомендаций, предложений;

· описание возможности использования результатов исследования;

· использование нормативно-правовой базы и проведение сравнительного анализа нормативно-правовой базы РФ и других стран;

· знание и использование материалов российских и зарубежных аналитических агентств, международных организаций;

· обязательная визуализация материалов исследования (карты, таблицы, схемы, рисунки);

· подготовка доклада по результатам УИП к Студенческой научной конференции;

· подготовка и публикация тезисов конференции (в течение 3 курса) и исследовательской статьи (в течение 4 курса).

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Списки тем УИП формируются и утверждаются на кафедре. Студент может согласовать с научным руководителем и другую тему, обосновав свой выбор. Согласование такой темы должно пройти не позднее, чем за 4 месяцев до дня защиты курсовой работы (проекта).

ДОПУСК, ПРЕДПОКАЗ

УИП – диплом допускается к защите при условии:

- положительного отзыва научного руководителя, что выражается в рекомендации к защите. Отзыв должен быть представлен в печатном виде, научный руководитель вписывает вручную только дату отзыва, фразу «рекомендуется или не рекомендуется» к защите, свою подпись и ее расшифровку;

- справки системы Антиплагиат (не менее 70% оригинальности текста).

УИП - курсовая проходит стадию освещения результатов исследования на секции Студенческой научной конференции (апрель) и является предпоказом УИП. Итогом предпоказа являются рекомендации и указание на недочеты в УИП. Студенту дается время (месяц) доработать проект и сдать его в срок на кафедру.

СХЕМА РАБОТЫ НАД УИП

как формировать список использованных источников? - student2.ru

Рисунок 1 - Логическая схема исследования

СТРУКТУРА УИП

УИП, как правило, содержит введение, две главы (2 курс), три главы (3 курс), четыре главы (4 курс), заключение.

Следует помнить: структура работы должна соответствовать сформулированным целям и задачам исследования и способствовать раскрытию выбранной темы. Все части работы должны излагаться в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Изложение в содержательной части должно быть строго объективным, целостным и непротиворечивым. Предложения, выводы и рекомендации должны быть обоснованы. Каждая глава (по желанию, – каждый параграф) должен заканчиваться выводами.

УИП должен иметь: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения (при необходимости).

Титульный лист содержит информацию о теме работы, авторе, научном руководителе и кафедре, на которой выполняется проект. Научный руководитель НЕ ставит оценку на титульном листе (дипломная). Оценка работы дается в отзыве (дипломная). Образец титульного листа представлен на кафедре.

В содержании работы перечисляются названия структурных частей проекта, проставляются номера страниц, с которых начинаются разделы работы.

Во введении излагаются:

· актуальность выбранной темы, суть проблемы;

· степень изученности темы;

· цель и задачи работы;

· предмет и объект исследования;

· практическая значимость исследования;

· научная новизна исследования;

· используемые методы и подходы.

КАК НАПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ?

Актуальность исследования – это степень важности темы на данный момент времени. Актуальность всегда находится в тесной связи с решаемой в работе научной проблемой. Проблема – это противоречие между потребностью и возможностью ее решения. При написании данного раздела необходимо убедительно показать, что по данной теме существует определенный пробел, который необходимо восполнить. Для этого необходимо показать, что изучено предшественниками, определить, какие задачи стоят перед автором, и сформулировать ту проблему, которая будет решаться в работе.

Степень изученности темы – систематизация и характеристика проведенных ранее исследований и теоретических работ предшественников (ученых и практиков), изучавших выбранную проблему. При перечислении авторов должны быть ссылки на их работы.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное: в объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования –это область научных изысканий, в пределах которых выявлена и существует указанная проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, процессов и явлений, в рамках которой возникает проблемная ситуация.

Предмет исследования формулируется после объекта.

Это то, что находится в границах объекта, т.е. часть системы или процесс, протекающий в системе, аспект или точка зрения, с которой познается целостный объект. Предмет исследования должен быть обозначен в теме исследования.

Например,

тема исследования: «Факторы муниципальной реформы в России»,

объект – муниципальная реформа в России,

предмет – система факторов, обусловливающих муниципальную реформу в России.

тема исследования: «Место России в мировом рейтинге ИРЧП»

объект: индекс развития человеческого потенциала как комплексный показатель развития человека в странах и регионах мира

предмет: индекс развития человеческого потенциала России в структуре мировых рейтингов

Цель работы формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. В нашем примере (см. выше) целью исследования может быть изучение сущности, значения, структуры, факторов современных социальных механизмов международного регионального сотрудничества.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Например, задачи исследования в научной работе могут быть следующими:

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая задачасвязана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.

Третья задачакасается основных возможностей и способов преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая задача связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Задач в исследовательской работе не должно быть много, и они должны последовательно решаться в разделах работы (правило – сколько задач, столько глав!).

Научная новизна исследования это раздел, в котором автор показывает, что он сделал нового по исследуемой теме. Определить новизну можно при рассмотрении существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в контексте задач работы часто приводит к новым или компромиссным решениям.

Элементы новизны, которые могут быть в работе:

· новый объект (или предмет) исследования, т.е. рассматривается впервые (или ранее редко рассматривался);

· новая постановка известных проблем или задач;

· новый контекст исследования ранее изученных объектов и предметов;

· новый метод решения;

· новое применение известного решения или метода;

· новые следствия из известной теории в новых условиях;

· новые результаты эксперимента, их следствия;

· новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

· разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.

В УИП достаточно одной-двух позиций новизны. Оценку научной новизны работы обязан дать и научный руководитель. Эта оценка учитывается комиссией по защите.

Практическая значимость исследования выражается в разработанных предложениях по решению проблемы исследования, совершенствованию исследуемой деятельности. Оценку практической значимости работы обязан дать и научный руководитель. Эта оценка учитывается комиссией по защите.

Вместе с тем не следует понимать практическую значимость исследования только в узком, прикладном смысле. Значимость работы определяется также тем, что она способствует восполнению пробелов в той или иной области научного знания, в том, что она может быть использована в процессе обучения, в разработке различных прикладных исследований.

КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Заключение к курсовой работе не должно быть слишком объемным. Оно, как правило, должно содержаться на 1-2 стандартных листах. Текст печатается только на одной стороне страницы. Шрифт должен соответствовать всей работе, то есть должен быть абсолютно идентичным с ней. Слово «Заключение» пишется в самом верху страницы ровно посередине. Эту часть работы не нужно писать на том месте, где закончился текст. Заключение должно быть написано с нового листа. Нумеруется оно, учитывая предыдущую нумерацию остальных страниц.

В вопросе о том, как написать заключение к курсовой работе, важным нюансом считается начало этого раздела. Многим студентом удобно начинать раздел со слов «Итак…» или «В итоге….». Также есть вариант начинать заключение со слов «В заключение я хочу сказать…..» или «Подвод итоги исследования…..». Затем следует само размышление на тему подведения итогов работы.

Не стоит зацикливаться в заключении только на самом исследовании. Важно передать те моменты, которые не подверглись изучению, но нуждаются в этом. Такую информацию можно оформить в виде отдельного абзаца. Не рекомендуется делить заключительную часть на параграфы, главы и прочее. Структура должна представлять собой текст, разделенный только на абзацы. Употребление подзаголовков также не желательно. Абзацы должны быть более-менее одинаковыми.

Начало заключение должно в полной мере передавать и отражать актуальность рассматриваемой области. Основа этой главы передает итоги приведенных исследований, приводит некие факты, которые связаны с темой, останавливается на главной мысли. Заключительная часть главы должна передать перспективу исследованной проблемы. Здесь можно привести такие доводы, которые будут являться основанием для того, чтобы рассматриваемая область имела дальнейшее развитие. Целью студента здесь является возможность показать преподавателю уровень своей подготовки.

Подводя итоги сказанного, важно отметить, что заключение УИП – это полноценна глава, которая подводит определенные итоги. На написание ее должно руководствоваться только фактами, перечисленными в основной части. Заключение курсовой работы должно быть полноценно связано с общим содержанием работы.

КАК ФОРМИРОВАТЬ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ?

Список должен включать первоисточники, изученную литературу по теме исследования и состоять из трех частей.

Сначала указываются международные официальные документы и нормативно-правовые акты (согласно иерархической системе нормативно-правовых актов).

Затем в список включается научная литература (монографии, статьи из сборников и периодических изданий, диссертации и авторефераты), статистические источники, справочные и информационные издания.

Третья часть списка литературы включает источники на электронных носителях удаленного доступа (Интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках, расположенные в алфавитном порядке.

При использовании Интернет-источников допускаются ссылки только на официальные сайты органов власти Российской Федерации и зарубежных стран, а также на сайты организаций, где находится используемая в работе информация, включая базы статистических данных. Например, необходимая информация может быть частично представлена на сайтах www.word-atlas.ru – электронный атлас мира: города и страны мира; www.worldatlas.com – электронный атлас мира (англоязычный); www.rgo.ru – сайт Русского географического общества; www.geografia.ru – сайт общества путешественников ; http://www.consultant.ru/ - база нормативно-правовых документов; http://iam.duma.gov.ru/ - база информационно-аналитических материалов Государственной Думы СФ РФ.

Допустимы также ссылки на электронные издания. Правильное описание электронных ресурсов регулируется специальным стандартом – ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления». Например: Иванов И.П. Региональные особенности Бразилии [Электронный ресурс] / И.П. Иванов, В.А. Сидоров – Режим доступа: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html (дата обращения: 12.10.2014).

КАК ОФОРМИТЬ УИП?

Нумерация страниц проставляется, начиная с основного текста – с третьей страницы (с введения), вверху, по центру страницы.

Первой страницей является титульный лист, второй страницей – содержание работы (с указанием страниц, с которых начинаются главы, параграфы, введение, заключение, список литературы и приложения).

Работа выполняется на бумаге формата А4. Печать осуществляется с одной стороны листа. Шрифт – TimesNewRoman. Основной текст работы набирается 14-м шрифтом через междустрочный интервал 1,5 (обычный), выравнивание по ширине, красная строка или абзац –1,25 см.

Поля: верхнее –2 см, нижнее –2 см, левое –3 см, правое –1 см. Промежутки между абзацами отсутствуют.

Введение, названия глав, заключение, список литературы и приложения форматируются как заголовки первого уровня и начинаются на новой странице. Подразделы глав (параграфы) следуют друг за другом.

Цитирование используется как прием аргументации. Оформление сносок имеет свою специфику, связанную с правилами описания библиографии. Студент должен знать требования ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

УИП в обязательном порядке иллюстрируется таблицами, рисунками и схемами, которые имеют строгие правила оформления. Студенту следует изучить ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Оформление таблиц.

Слово «Таблица» ставится в правом верхнем углу.Нумерация таблиц – сквозная, точка после цифры не ставится.Название таблицы выделяется жирным шрифтом и центрируется. Если необходимо, указывается единица измерения (например, в %). Точка после названия таблицы не ставится.

Под таблицей указывается источник. Если данные таблицы – продукт собственных аналитических группировок и выполненных самостоятельно расчетов слушателя, пишется следующим образом:

Источник: Росстат или ежегодный отчет ООО «Интердом» за 2012 г., или расчеты автора.

В тексте работы обязательно должны быть ссылки на все таблицы. Например: «указанные тенденции можно проследить по данным табл. 6». При этом таблица должна занимать не более 2/3 страницы (если таблица не помещается, следует вынести её в приложение). Не рекомендуется разрывать упоминание таблицы в тексте и саму таблицу более чем на одну страницу.

В тексте таблицы допускается интервал1,0.

Если в таблице используются количественные показатели, то необходимо правильно использовать сокращения. Наиболее употребляемыми являются: тыс.; млн.; млрд.

При использовании аналитических таблиц, автором которых студент не является, необходимо проверить их на грамотность составления, поскольку зачастую даже в официальных изданиях таблицы являются статистически неверными и плохо читаемыми ввиду отсутствия некоторых элементов.

Практикой выработаны следующие основные правила составления и оформления статистических таблиц:

· таблица должна быть по возможности небольшой по размерам (облегчается анализ данных). Целесообразнее построить несколько небольших взаимосвязанных таблиц, чем одну большую, иначе её выносят в приложение;

· таблица должна иметь кратко, ясно и точно сформулированное название, заголовки строк подлежащего и граф сказуемого. В названии необходимо отразить объект изучения, территорию и период времени, к которым относятся приводимые данные;

· строки подлежащего и графы сказуемого обычно размещаются по принципу от частного к общему. Если приводятся не все слагаемые, то сначала показывают общие итоги, а затем выделяют наиболее важные их составные части («в том числе», «из них»);

· таблица должна обязательно содержать необходимые итоги (групповые, общие, проверочные); их отсутствие затрудняет анализ и обесценивает таблицу;

· строки в подлежащем и графы в сказуемом часто нумеруют порядковыми номерами. При этом в сказуемом нумеруются только графы, в которые вписываются цифры. Графы для обозначений подлежащего и единиц его измерения обычно обозначаются буквами («а», «б»… или «А», «Б»…);

· при заполнении таблицы необходимо строго соблюдать следующие условные обозначения: если данное явление (событие) отсутствует, ставится знак « - » (тире); если отсутствуют сведения, ставится знак « … » (многоточие) или пишут «нет сведений»; если сведения имеются, но числовое значение меньше принятой в таблице точности, то ставится « 0,0 »;

· округлённые числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности (до 0,1; до 0,01 и т.д.) для всей графы однородных показателей. Не следует округлять проценты до целых чисел. Никогда не пишут в графах знак %, если в шапке этот знак уже указан.

Графики, рисунки и схемы (схема – это изображение, выражающее идею какого-либо процесса и взаимосвязи его главных элементов)оформляются следующим образом.

Надпись ставится внизу и выделяется курсивом. Слова: «График», «Рисунок», «Схема» не выделяются жирным шрифтом. Нумерация идет по каждому виду изображений отдельно. После номера ставится тире, далее следует собственно название с прописной буквы.

Ссылки на весь иллюстративный материал в тексте должны быть расположены достаточно близко к графикам, рисункам, схемам, диаграммам и оформляться следующим образом: «см. рис. 5»; «по данным рис. 5 можно проследить…» и т.п.

Формулы выделяются в тексте с новой строки. Пояснение значений символов, входящих в формулу, начинается после запятой со слова «где» непосредственно под формулой. Простые формулы, не имеющие самостоятельного значения, могут размещаться непосредственно в тексте.

Перечисления в тексте имеют свои особенности оформления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис, арабские цифры или строчные буквы (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ) с полукруглой закрывающейся скобкой.

Оформление приложений к курсовой работе(проекту).

В приложения выносятся документы, справки, описания, аналитика, на которую имеются ссылки в тексте работы. Внутри содержательной части работы обязательно должны быть ссылки на приложения. Кроме того, в приложения могут выноситься таблицы и рисунки, размер которых приближается к одной и более страницам. Приложения, представляющие собой текст исходного документа на иностранном языке, должны быть переведены на государственный язык РФ – русский язык.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Нумерация рисунков, формул и таблиц внутри приложений своя собственная и не связана с нумерацией в других приложениях и в содержательной части работы. Для ссылки на рисунок, формулу или таблицу, находящуюся в приложении, в работе указывается ее номер и номер приложения, например: (прил. А рис. 7). Приложения должны иметь непосредственное отношение к работе. Если работа может обойтись без какого-то приложения, то его следует исключить.

ЗАЩИТА УИП

Защита УИП это определение уровня теоретических знаний и практических навыков студента. На защите слушатель кратко излагает основные результаты, полученные в ходе исследования, дает исчерпывающие ответы на замечания научного руководителя и вопросы членов комиссии.

На защите студент должен:

· свободно ориентироваться в представляемой работе;

· знать научные источники и источники количественных показателей;

· понимать сущность применяемой методики, её недостатки и достоинства;

· уметь обосновать собственные выводы и результаты;

· уметь отвечать на вопросы членов комиссии.

Оценка УИП.

Оценка «ОТЛИЧНО»выставляется в том случае, если:

· содержание работы соответствует выбранной специальности и теме;

· работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной;

· проведен обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению;

· показано знание информационной (при необходимости – нормативной) базы, использованы актуальные данные;

· проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично;

· теоретические положения органично сопряжены с практикой;

· даны практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы;

· проведен количественный анализ проблемы, который подтверждает выводы автора, иллюстрирует актуальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализовать результаты исследования;

· широко представлена библиография по теме работы, в том числе и зарубежные источники;

· приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы;

· по содержанию и форме курсовая работа (проект) полностью соответствует всем предъявленным требованиям, указанным в данных методических рекомендациях.

Оценка «ХОРОШО»:

· тема соответствует специальности;

· содержание работы в целом соответствует теме;

· работа актуальна, написана самостоятельно;

· дан анализ степени теоретического исследования проблемы;

· основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом и методологическом уровне;

· теоретические положения сопряжены с практикой;

· представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию;

· практические рекомендации обоснованы;

· приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы;

· составлен список использованной литературы по теме работы.

Но имеются отдельные несоответствия требованиям к курсовой работе (проекту) и неточности в оформлении работы.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»:

· работа соответствует специальности;

· имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме;

· исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью;

· нарушена логика изложения материала, задачи решены не полностью;

· в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, информационные базы данных, а также материалы исследований;

· теоретические положения слабо связаны с практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер;

· содержание приложений не отражает решения поставленных задач;

· имеются многочисленные неточности в оформлении работы.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»:

· тема работы не соответствует специальности;

· содержание работы не соответствует теме;

· работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений;

· курсовая работа(проект) носит компилятивный характер;

· предложения автора четко не сформулированы.

Представляемый к защите доклад по результатам УИП содержит основную часть (актуальность работы, цель, задачи, объект, предмет, описание структуры работы, основные понятия, выводы по результатам проведенного исследования), большинство материала подкрепляется наглядностью в виде электронной презентации.

Наши рекомендации