Раздел i. логика как наука
Практикум по логике
Учебное пособие
УДК 164(075.8)
ББК 87.4я7
К67
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Байкальского государственного университета
Рецензенты доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации А.А. Протасевич
кандидат юридических наук, доц. Ю.В. Арбатская
Корнакова С.В., Сергеева О.С. Практикум по логике: учебное пособие / С.В. Корнакова, О.С. Сергеева. — Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. — 195 с.
ISBN
Настоящее учебное пособие, предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», имеет своей целью дать читателям знания по основным понятиям и законам логики.
Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и Примерной программе по данной дисциплине.
ББК 87.4я7
ISBN © Корнакова С.В., Сергеева О.С., 2015
© Издательство БГУ, 2015
Учебное издание
Корнакова Светлана Викторовна
Сергеева Олеся Сергеевна
Практикум по логике
Учебное пособие
ИД № 06318 от 26.11.01.
Подписано в печать 00.00.00. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл.печ.л. 9,3. Тираж 500 экз. Заказ .
Издательство Байкальского государственного университета.
664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.
Отпечатано в ИПО БГУ.
Оглавление
Предисловие. 7
РАЗДЕЛ I. ЛОГИКА КАК НАУКА.. 8
Тема 1.1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.. 8
Тема 1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ.. 8
Вопросы для подготовки к практическому занятию.. 9
Практическое занятие № 1. 9
Раздел II. ПОНЯТИЕ. 11
Тема 2.1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ ПОНЯТИЙ.. 11
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 12
Практическое занятие № 2. 12
Тема 2.2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ.. 15
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 16
Практическое занятие № 3. 17
Тема 2.3. ОПЕРАЦИИ НАД ПОНЯТИЯМИ. ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.. 20
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 21
Практическое занятие № 4. 21
Тема 2.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.. 24
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 25
Практическое занятие № 5. 25
Раздел III. СУЖДЕНИЕ. 27
Тема 3.1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ СУЖДЕНИЙ.. 27
Тема 3.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСТЫХ КАТЕГОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ 28
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 29
Практическое занятие № 6. 29
Тема 3.3. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ СУЖДЕНИЯ.. 31
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 31
Практическое занятие № 7. 31
Тема 3.4. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ.. 33
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 34
Практическое занятие № 8. 34
Раздел IV. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 37
Тема 4.1. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 37
4.1.1. Превращение. 37
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 37
Практическое занятие № 9. 37
4.1.2. Операция «обращение». 38
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 39
Практическое занятие № 10. 39
4.1.3. Преобразование по логическому квадрату. 40
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 44
Практическое занятие № 11. 44
Тема 4.2. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ.. 45
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 48
Практическое занятие № 12-13. 48
Тема 4. 3. СИЛЛОГИЗМЫ СО СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ.. 50
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 53
Практическое занятие № 14. 53
Тема 5.1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ, ИХ ВИДЫ.. 55
Вопросы для подготовки к практическому занятию: 58
Практическое занятие № 15. 59
Предисловие
Особая роль в системе гуманитарного знания принадлежит логическому учению, поскольку логика призвана способствовать интеллектуальному развитию личности, повышать культуру мышления.
Логика служит базовым инструментом почти любой науки. При этом если все другие приобретаемые в процессе обучения познания имеют ограниченную сферу применения, то знание логики необходимы на любом поприще каждому человеку, вне зависимости от рода его занятий, вида профессиональной деятельности или социального статуса.
Для профессиональной деятельности юриста знание логики имеет определяющее значение, поскольку правоприменительная практика и правотворчество предъявляют высокие требования к умению юриста рационально мыслить.
По справедливому утверждению академика В. Н. Кудрявцева, «нет никакой другой области общественной жизни, где нарушение законов логики, построение неправильных умозаключений, приведение ложных аргументов могут причинить столь существенный вред, как в области права»[1], слишком высока цена логической ошибки у тех, от кого в той или иной степени зависят судьбы людей. Именно поэтому необходимость уяснения роли и значения формально-логических законов и правил в процессе любого рассуждения будущими юристами является очевидной.
Опыт преподавания логики позволяет утверждать, что эта дисциплина, хотя и является достаточно абстрактной и трудной для усвоения, тем не менее, вызывает неподдельный и живой интерес у студентов, поскольку развитое логическое мышление для юриста является показателем высокого профессионализма.
Разумом нужно уметь пользоваться, его нужно и можно развивать. И этому учит единственная из наук – логика.
РАЗДЕЛ I. ЛОГИКА КАК НАУКА
Тема 1.1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА МЫШЛЕНИЯ