Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему.

Сравнимые понятия могут оказаться и несовместимыми.
Такими понятиями являются:

контрадикторные (противоречивые) понятия. В отношении логического противоречия находятся такие понятия, одно из которых утверждает наличие определённых признаков (A), а другое – отрицает их (не-A). Например, понятие А – это «вторник», а понятие не-А – «не-вторник». Взятые одновременно, они полностью исчерпывают объём родового понятия.

Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru A – понятие «первый корпус» не-A – понятие «не первый корпус» Круг – объём универсального множества «корпус»

Поскольку противоречивые понятия исчерпывают объём универсального множества, к ним применим закон исключённого третьего.

контрарные (противоположные) понятия. Контрарные (или противные) понятия содержат противоположные признаки в пределах одного рода. Например, в нашем примере 2.4. контрарными будут понятия «первый корпус» и «последний корпус». Также контрарными будут понятия «белый» – «чёрный», «любовь» - «ненависть».

Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru A – понятие «белый» B – понятие «чёрный» C – понятие «красный»

Поскольку противоположные понятия могут не исчерпывать объём родового понятия, то наряду с понятиями A – «белый» и B – «черный» может быть возможно и третье понятие C – «красный». Поэтому к контрарным понятиям закон исключённого третьего не применим.За разными словами русского языка «противоречие» и «противоположность» стоит разный логический смысл. Понимание логической разницы между ними является условием правильного мышления.

соподчиненные понятия. Два и более понятия, различные в отдельности, взятые вместе могут быть совместно подчинены третьему, как виды роду:

Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru A – понятие «липа» B – понятие «дуб» C – понятие «дерево»

Упражнения:

Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют следующим схемам:

               
  Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru
    Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru
 
 
    Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru
 
    Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему. - student2.ru

А) Противоречивые понятия: а- чётные числа, не-а нечётные, круг – множество нат. Чисел.

Б) А- цветок, В – Автомобиль.

В) А – горький, В – сладкий, (С – солёный)

Г) А – роза, В – лилия, (с – цветок)

Д) А – Президент В – А. Г. Лукашенко

Е) А – сотрудник фирмы, В – бухгалтер.

Ж) А- современная литература, В – Классическая литература

З) А – современная литература, В – классическая литература, С – классическая музыка.

И) А – современная литература, В – классическая литература, С – классическая музыка, Д – искусство.

ТЕМА №6

"Обобщение и ограничение понятий"

План:

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
2. Логический смысл операции обобщения понятий.
3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родо-видовых отношений.

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

Обобщение и ограничение – взаимообратная операция, демонстрирующая гибкую связь между содержанием и объёмом понятия и придающая мысли динамику.

Содержание и объем понятия связаны законом обратного отношения (ЗОО). Суть закона заключается в том, что с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается. Этот закон имеет большое значение для индивидуальной мыслительной практики. Он позволяет переходить от понятия с бoльшим объемом к понятию с меньшим объемом за счет изменения его содержания. Объем – функция содержания. Поэтому изменения последнего автоматически влекут за собой изменения объема. ЗОО играет важное значение в установлении родовидовых отношений, в уточнениях и спецификациях, при ограничении и обобщении мысли.

Например, за счет уменьшения, а затем увеличения содержания понятия можно произвести следующую взаимообратную логическую операцию:

Б ГУИР → Г УИР → У ИР → ВУЗ ИР → В УЗ → УЗ

[Обобщение понятия «БГУИР»]

Б ГУИР ← Г УИР ← У ИР ← ВУЗ ИР ← В УЗ ← УЗ

[Ограничение понятия «учебное заведение»].

В «рамке» - признак, который мы отнимаем при обобщении и добавляем при ограничении. Буквы означают:
БГУИР – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.
ГУИР – государственный университет информатики и радиоэлектроники. Он может быть не только белорусским.
УИР – университет информатики и радиоэлектроники. Он может быть не только государственным, но и коммерческим.
ВУЗ ИР - высшее учебное заведение информатики и радиоэлектроники. Оно может быть не только университетом.
ВУЗ - высшее учебное заведение. Оно может быть не только технического профиля.
УЗ - учебное заведение. Оно бывает не только высшим.

Логический смысл операции обобщения понятий.
Обобщением называется переход от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом за счёт уменьшения его содержания. Например, «собака» > «животное», «авторучка» > «канцелярский прибор».

Наши рекомендации