Работа над основной частью работы
Написание текста начинается с работы над основной частью курсового исследования. В идеале рекомендуется строгая последовательность обработки материала и составления текста в соответствии с пунктами плана. Однако на практике процесс сбора материала не всегда совпадает с выбранной логикой.
Отдельные параграфы пишутся быстро. Для других долго не хватает материала. Поэтому последовательность работы над текстом нарушается. Тем не менее, подобные отклонения не нарушают общего замысла и логики изложения материала, если студент имеет четкий предварительный план и представляет себе в общих чертах содержание работы и результаты, которые будут изложены в виде основных выводов и заключения.
Существуют определенные правила изложения материала, которые помогут студенту выполнить главное требование к основной части: последовательность и логичность. Работая над параграфом надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом. Разрабатывая широкую проблему, надо уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.
Каждый параграф целесообразно начинать с тезиса, который в дальнейшем должен быть доказан. В ходе доказательства необходимо следить за тем, чтобы этот тезис оставался неизменным, т. е. доказываться должно одно и то же положение. В конце параграфа должен быть сделан вывод, который позволит перейти к следующему параграфу, к следующему этапу решения главной проблемы, отраженной в целях курсовой работы.
Изложение положение главы должно быть аргументированным. В качестве аргументов могут выступать лишь такие утверждения, истинность которых уже была доказана или она не может вызывать сомнения, поскольку основана на привлечении достоверных источников: статистических данных, социологических опросов, законодательных документов.
Аргументы, приведенные для доказательства тезиса должны иметь автономное обоснование. То есть, необходимо доказать, что они непротиворечивы и достаточны, чтобы с помощью них можно было обосновать тезис. Такое требование к аргументам объясняется тем, что они играют роль фундамента, на котором строится доказательство.
Особой формой изложения материала являются цитаты. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения. Цитаты служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания можно создать систему убедительных доказательств. Цитаты могут использоваться для подтверждения отдельных положений, которые приводит автор работы. Но текст не должен состоять из одних только цитат. Основная часть работа – это анализ фактов, обобщения и самостоятельный поиск ответов на вопросы. Наряду с прямым цитированием можно привести пересказ текста первоисточника.
Прибегая к пересказу или прямому цитированию данных источника или научной литературы обязательно делать сноску и указывать название книги, автора и все выходные данные. Все аргументы, приводимые в обоснование тезиса, это факты, взятые из определенных источников. Наличие и размещение сносок – один из важнейших критериев самостоятельности работы. Большое количество ссылок на разнообразную литературу свидетельствует о том, что автор творчески подошел к формулировке проблемы и поиску доказательств выносимых на обсуждение тезисов; отказался от логики и системы аргументов, предложенных только одной из научных монографий. Оформляя ссылки, студент демонстрирует навыки работы с научной литературой и источниками, способность к анализу материала, умение выбирать главное, искать ответы на самостоятельно поставленные вопросы, не зависимости от последовательности их изложения в первоисточниках.
Отсутствие сносок дает преподавателю право не допустить автора курсовой работы к защите. Небольшое количество и однообразие использованной для цитирования литературы существенным образом влияет на оценку в сторону ее снижения. Любая смысловая единица основного текста (параграф, глава) должны завершаться краткими выводами. Очень важно проследить, чтобы вывод соответствовал тезисам, которые были обозначены выше.
Вывод в конце главы является более обобщающим. В нем содержится ответы на вопросы, сформулированные в качестве задач курсовой работы. Серьезным недостатком будет считаться нарушение последовательности в изложении материала. Эта ошибка обнаруживается при сравнении поставленной проблемы, целей и задач исследования с материалом, который приводится в основной части курсовой работы, с выводами, которые делаются после каждого параграфа и в заключении.
Работа над введением и заключением.
Написание текста введения, как правило, начинается после того, как завершена основная часть работы, хотя основные его положения уже продуманы на подготовительном этапе.
Основное назначение введения это показать, насколько осмысленно студент подошел к определению темы, продемонстрировать степень изученности темы, сформулировать четко цели и задачи исследования, обосновать выбор источника.
Введение начинается с формулировки проблемы. Сначала констатируется какое-либо явление, или исторический факт, которые, как правило, составляют объект исследования, потом задается вопрос к этому явлению или факту, тому, который и будет главной проблемой в рамках изучения темы курсовой работы.
После постановки проблемы необходимо показать теоретическую и практическую актуальность ее решения. Теоретическая актуальность определяется в рамках общетеоретических концепций формирования, развития и совершенствования систем государственного и муниципального управления. При этом автор должен сформулировать или обозначить эту концепцию и показать место поставленной проблемы в ее развитии.
Практическая актуальность формулируется исходя из современных тенденций и приоритетов в практике управления, требований к методологической и методической разработке принципов организации государственного и муниципального управления. Далее во введении приводится подробный анализ научной литературы (монографий, статей), в которой поставленная проблема освещается в различных ракурсах и аспектах. На этом этапе написания введения необходимо продемонстрировать степень глубины изучения студентом темы, знание им основных направлений теоретической разработки проблемы, методов ее изучения, различных точек зрения на ее решение.
Анализ литературы должен быть максимально подробным, основанным на конкретных научных исследованиях, что обязательно отражается в сносках. Целесообразно однотипные работы группировать (по методам, подходам к решению проблемы, аспектам ее рассмотрения) и давать им общую оценку. Простого перечисления названий работ недостаточно, нужно показать место каждой (или группы работ) в исследовании вопроса.
Анализ литературы завершается небольшим резюме, в котором студент обобщает результаты изучения темы, выявляет неизученные аспекты проблемы или недостаточно аргументированные. Этот вывод становится основой для формулировки цели и задач курсовой работы.
Цель и задачи должны быть определены после библиографического обзора. Важно проследить, чтобы задачи полностью охватывали все аспекты рассматриваемой проблемы и не ставились ýже, чем они рассмотрены студентом в основной части и сформулированы в виде тезисов.
Набор задач должен таким, чтобы прямо выводить автора на достижение цели. Определив цель и способы ее достижения, студент должен обосновать выбор источников, данные которых будут основными аргументами в доказательстве тезисов курсовой работы.
Применительно к разработке темы по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» студенту необходимо объяснить, насколько обозначенный источник является достоверным, насколько полно он охватывает пути решения проблемы, сделать резюме о том, можно ли считать данные, приведенные в нем, достаточными для доказательства тезисов. Введение завершается описанием структуры курсовой работы с краткой характеристикой содержания каждой главы и параграфа и разъяснением принципов логической связи всех структурных частей в единое целое.
Заключение является резюмирующим разделом курсовой работы. Оно позволяет студенту продемонстрировать на самом высоком уровне способность к самостоятельным теоретическим обобщениям на основе подробного анализа проблемы.
Основой заключения является ответ на вопрос, сформулированный во введении в виде научной проблемы. Этот ответ должен быть полным, развернутым, с приведением промежуточных результатов исследовательской деятельности студента в рамках решения отдельных задач и обобщающим выводом по всей работе.
В заключении должна быть отражена логика всей курсовой работы, последовательность шагов в достижении цели. Одной из распространенных ошибок студентов является формулировка в заключении новых тезисов, которые требуют дополнительных доказательств и развернутого обоснования. Поэтому необходимо строго следить за четкостью формулировок и связью с основными материалами всей работы. По этой же причине ошибкой считается приведение в тесте заключения каких бы то ни было цитат, ссылок на авторитеты и публикации. Заключение является результатом самостоятельной работы и должно содержать только самостоятельные выводы, отражающие основное содержание работы.
Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в СМК-О-СМГТУ-36-12 версия 2.
Техническое оформление работы осуществляется по требованиям, указанным в СМК.