Тема 8. Работа над имплицитно представленной текстовой информацией

Задание 1. Прочитайте параграф 2.4. монографии Е.С. Богдановой «Свойства художественного текста как основа методики обучения старших школьников текстовой деятельности» и ответьте на вопросы

1) Каковы основные причины неоднозначности интерпретаций художественного текста?

_________________________________________________________________

2) Что такое подтекст?

__________________________

3) Какие термины синонимичны понятию «подтекст»?

____________________________________________________

4) Укажите виды информации в тексте (По И.Р. Гальперину) и кратко охарактеризуйте каждый.

_________________________________________________________________

5) Укажите виды подтекста, которые выделяют разные учёные

_______________________________________

6) Разграничиваются ли понятия подтекст, импликация, имплицитность, пресуппозиция?

_________________________________________________________________

7) Каковы условия понимания подтекста?

_________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте статью Лекманова О.А. О возможности биографического подтекста сонета О.Э Мандельштама «Казино» (1912 г.) / Новый филологический вестник. – 2009. – № 3 (10). – С. 26 – 30. Опишите, как автор доказывает наличие биографического подтекста в исследуемом стихотворении О.Э. Мандельштама.

_________________________________________________________________

Рис. 1. Тема 8. Работа над имплицитно представленной текстовой информацией - student2.ru Рис. 2 Тема 8. Работа над имплицитно представленной текстовой информацией - student2.ru

Рис. 3 Тема 8. Работа над имплицитно представленной текстовой информацией - student2.ru

Рис. 1. Николай Николаевич Сапунов

Рис. 2. Натюрморт Н.Н. Сапунова «Вазы и цветы на розовом фоне»

Рис. 3. Териоки. Курорт «Казино»

_________________________________________________________________

Задание 3. Прочитайте параграф 3.4 данной монографии. Ответьте на вопросы.

1) Что должны знать и что уметь школьники, чтобы интерпретировать имплицитно представленную информацию?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2) Какие приёмы и методы автор предлагает использовать для анализа подтекстовых смыслов при работе над стихотворением М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»?

____________________________________________________

_____________

____________________________________________________

_____________

Задание 4. Перечислите приемы и методы работы над имплицитно представленной информацией, которые можно использовать при анализе стихотворения М.И. Цветаевой «Бабушке». Не забудьте о затекстовой информации! Привлеките наглядный материал.

«Бабушке» Марина Цветаева

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей — сколько? —

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

— Бабушка! — Этот жестокий мятеж

В сердце моем — не от вас ли?..

____________________________________________________

_____________

____________________________________________________

_____________

Задание 5. Разработайте конспект урока, цель которого – познакомить учащихся с понятием «подтекст» на примере анализа стихотворения-песни В.С. Высоцкого «Затяжной прыжок»

Хорошо, что за ревом не слышалось звука,

Что с позором своим был один на один:

Я замешкался возле открытого люка -

И забыл пристегнуть карабин.

Мой инструктор помог, и коленом пинок -

Перейти этой слабости грань:

За обычное наше: "Смелее, сынок!"

Принял я его сонную брань.

И оборвали крик мой,

И обожгли мне щеки

Холодной острой бритвой

Восходящие потоки.

И звук обратно в печень мне

Вогнали вновь на вдохе

Веселые, беспечные

Воздушные потоки.

Я попал к ним в умелые, цепкие руки:

Мнут, швыряют меня - что хотят, то творят!

И с готовностью я сумасшедшие трюки

Выполняю шутя - все подряд.

Есть ли в этом паденьи какой-то резон -

Я узнаю потом, а пока -

То ввалился в лицо мне земной горизонт,

То шарахались вниз облака.

И обрывали крик мой,

И выбривали щеки

Холодной острой бритвой

Восходящие потоки.

И кровь вгоняли в печень мне,

Упруги и жестоки,

Невидимые, встречные

Воздушные потоки.

Но рванул я кольцо на одном вдохновеньи,

Как рубаху от ворота или чеку.

Это было в случайном свободном паденьи

Восемнадцать недолгих секунд.

А теперь - некрасив я, горбат с двух сторон,

В каждом горбе - спасительный шелк.

Я на цель устремлен и влюблен, и влюблен

В затяжной, неслучайный прыжок!

И обрывают крик мой,

И выбривают щеки

Холодной острой бритвой

Восходящие потоки.

И проникают в печень мне

На выдохе и вдохе

Бездушные и вечные

Воздушные потоки.

Беспримерный прыжок из глубин стратосферы -

По сигналу "Пошел!" я шагнул в никуда.

За невидимой тенью безликой химеры,

За свободным паденьем - айда!

Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,

Хоть условья паденья не те.

Но и падать свободно нельзя - потому,

Что мы падаем не в пустоте.

И обрывают крик мой,

И выбривают щеки

Холодной острой бритвой

Восходящие потоки.

На мне мешки заплечные,

Встречаю - руки в боки -

Прямые, безупречные

Воздушные потоки.

Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно:

"Не тяни за кольцо - скоро легкость придет..."

До земли триста метров - сейчас будет поздно!

Ветер врет, обязательно врет!

Стропы рвут меня вверх, выстрел купола - стоп!

И как не было этих минут.

Нет свободных падений с высот, но зато

Есть свобода раскрыть парашют.

Мне охлаждают щеки

И открывают веки -

Исполнены потоки

Забот о человеке.

Глазею ввысь печально я -

Там звезды одиноки -

И пью горизонтальные

Воздушные потоки.

____________________________________________________

_____________

____________________________________________________

_____________

____________________________________________________

_____________

____________________________________________________

_____________

____________________________________________________

_____________

____________________________________________________

_____________

Наши рекомендации