Работа со словами из словаря

— Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.

—Составьте предложения со словами четыре и восемь, запи­шите.

—Запомните написание этих слов.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

—Прочитайте сведения о языке на с. 60.

—Что такое имя числительное?

—Что обозначают имена числительные?

— Какие вопросы можно к ним поставить? Упр. 106 (с. 60).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назо­вите в них имена числительные.

Работа со словами из словаря

—Найдите слова вторник и среда в орфографическом словаре.

—Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

—К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.

—Составьте предложения со словами вторник и среда, запи­шите.

—Запомните написание этих слов.

VIII. Рефлексия

—Выпишите имена числительные.

Раз, Два, Три, Четыре,

Начинается рассказ: В сто тринадцатой квартире Великан живёт у нас.

С. Маршак

—Что обозначают имена числительные?

—На какие вопросы отвечают имена числительные? Приве­дите примеры.

—Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Урок 2 8. Однокоренныеслова

Цели: совершенствовать умения находить однокоренные сло­ва, выделять в словах корень; развивать мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?

— А я тоже корень, — отвечает другой.

— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?

— А я живу в словах, — ответил второй.

— Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не расте­ний, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.

— Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

—Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть обший корень, так и у всех род­ственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.

— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Обод- нокоренных словах.)

— Прочитайте слова.

Море, морж, морская.

— Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)

Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.

— Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 107(с. 61).

— Прочитайте.

— Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.

— Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие слова называются однокоренными?

— Как пишется корень в однокоренных словах?

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расска­жите правило соседу по парте.

Упр. 108 (с. 61).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Игра «Третий лишний»

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Желток, железо, жёлтый.

2) Носильщик, нос, носатый.

3) Часовщик, часть, час.

4) Печурка, печать, печник.

5) Циркуль, циркач, цирковая.

— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)

— Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)

— Послушайте рассказ.

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Во­долаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрыва­ет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, приго­рюнился. Где ему родственников искать?

— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Во­дитель.)

— Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)

— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)

— Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

Наши рекомендации