Работа со словами из словаря
— Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
—Составьте предложения со словами четыре и восемь, запишите.
—Запомните написание этих слов.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
—Прочитайте сведения о языке на с. 60.
—Что такое имя числительное?
—Что обозначают имена числительные?
— Какие вопросы можно к ним поставить? Упр. 106 (с. 60).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назовите в них имена числительные.
Работа со словами из словаря
—Найдите слова вторник и среда в орфографическом словаре.
—Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
—К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
—Составьте предложения со словами вторник и среда, запишите.
—Запомните написание этих слов.
VIII. Рефлексия
—Выпишите имена числительные.
Раз, Два, Три, Четыре,
Начинается рассказ: В сто тринадцатой квартире Великан живёт у нас.
С. Маршак
—Что обозначают имена числительные?
—На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.
—Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
—Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Урок 2 8. Однокоренныеслова
Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
— А я тоже корень, — отвечает другой.
— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?
— А я живу в словах, — ответил второй.
— Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
— Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
—Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть обший корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Обод- нокоренных словах.)
— Прочитайте слова.
Море, морж, морская.
— Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 107(с. 61).
— Прочитайте.
— Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
— Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как пишется корень в однокоренных словах?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 108 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2. Игра «Третий лишний»
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
1) Желток, железо, жёлтый.
2) Носильщик, нос, носатый.
3) Часовщик, часть, час.
4) Печурка, печать, печник.
5) Циркуль, циркач, цирковая.
— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)
— Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)
— Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
— Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)
— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)
— Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала