Строение системы синхронного словообразования.

Способы словообразования

Вопросы к домашнему заданию

1. Что является основной единицей системы синхронного словообразования? Перечислите простейшие (внутрисловные) единицы производного слова, более сложные, комплексные единицы.

2. Объясните, что такое словообразовательный тип ? Словообразовательная категория? Словообразовательная парадигма? Словообразовательная цепь? Словообразовательное гнездо? Словообразовательные микросистемы?

3. Назовите виды словообразования.

4. Что такое способ словообразования? Перечислите способы аффиксального словообразования. Назовите неаффиксальные способы словообразования.

5. Что понимается под субстантивацией? Адъективацией?

6. Какие способы диахронного словообразования вы знаете? Приведите примеры.

7. Можно ли рассматривать калькирование как способ словообразования? Обоснуйте свой ответ.

8. Основные тенденции в словообразовательной системе современного русского языка.

Практические задания

1. Выделите простейшие единицы внутри производного слова в следующих лексемах:

раскричаться, обрадоваться, побелка, ясновидец, общегородской, закупорить.

2. Образуйте словообразовательные пары и, если можно, веера от следующих слов:

белый, градус, волк, греметь, метафора, баян, пищать.

3. Составьте словообразовательные цепи от слов зло, учить, мыслить, зима, кричать.

Скажите, от каких слов – вершин, расположение звеньев может быть однонаправленным, от каких разветвлений? За справками обратитесь к «Словообразовательному словарю русского языка» А.Н. Тихонова или к его «Школьному словообразовательному словарю».

4. Постройте словообразовательные цепи следующих слов от конца к началу:

озлобленность, безденежный, отрезвление, раздосадовано.

5. Постройте словообразовательные парадигмы от слов шум, штраф, метафора; монумент, лес.

6. Сформируйте понятие «словообразовательное гнездо». Какие разновидности гнезд могут быть? Определите, какие здесь разновидности гнезд.

1. Ранг – ранговый, автохтон – автохтонный

2. Дискретный бостон

дискретность дискретно бостонный бостоновый

3. Комильфо взмыть

комильфотный взмывать

комильфотность взмыв Øс Øф

4. Азарт

азартный азартничать

азартно азартность

Монумент

монументщик монументальный

монументально монументальность монументалист

Метафора

метафорический метафоричный

метафорически метафорично метафоричность

Деривация [j-a]

дериват Øс Øф деривационный

дериватология дериватема дериватный

дериватологический 2 дериватолог Øс

дериватологический 1

1,2 Двойственность мотивации

доктрина

доктринер

доктринерство доктринерский доктринерствовать

доктринерствовать доктринерски

демагогия

демагог Øс Øф демагогический демагогичный

демагогический демагогически демагогично демагогичность

В «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова представлен такой способ подачи словообразовательных гнезд слов:

1. Гнезда – пары слов:

аксессуар биатлон

аксессуарный биатлонист

2. Гнезда – пучки (или веера):

акут

акутовый аспирант

акутированный аспирантка

аспирантура

аспирантский

3. Гнезда – цепочки

приматы

приматология птаха

приматологический пташка

пташечка

4. Гнезда – деревья – комплексы цепочек и вееров:

деривация

деривационный

дериват Øс

дериватема

дериватный

дериватология

дериватолог Øс

дериватологический 1

дериватологический 2

метафора

метафорический

метафорически

метафоричный

метафорично

метафоричность

В «Школьном словообразовательном словаре русского языка. Пособие для учащихся» (М., 1978; 3-е изд. 1996) того же автора (А.Н. Тихонова) принят иной способ подачи гнезд слов.

1) алфавит – алфавит-н-ый

акцент-н-ый

2) акцент – акцент-ирова-ть

3) разбав|и|ть – разбавл-я-ть (черед. в-вл) – разбавлять-ся

сенсация – сенсаци-онн(ый) – сенсационн-ость

ал-еньк-ий

ал-оват-(ый)

4) ал(ый) – ал-о

ал-ость

ал-е-ть – алеть-ся

за-алеть

ал-о-щек-ий

7. Оформите словообразовательное гнездо слов винт, город, трава. Свои построения сравните с данными «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова.

8. К какому словообразовательному типу относятся производные слова читатель, выключатель, каменный, посадка, шляпка, вжиться, соавтор, безденежный, заречный, запеть, пловец, забег.

9. Определите, по какому способу образованы следующие слова:

столовая, петушиться, раскричаться, перешучиваться, разноязычный, однорукий, прадед, засухоустойчивый, диван-кровать, манка, сумасшедший, благодаря вам, кто-то, автоника, зав, купаться, нуждаться, зарплата, землепроходец, хлеборез, синь.

10. Какие из данных ниже слов образованы префиксальным способом, а какие префиксально-суффиксальным (постфиксальным), с помощью нулевой суффиксации?

Подрамник, досуха, просинь, заплыв, сработаться, налететь, начитаться, застенок, выстрел, безглазый, вдуматься, погасить, подраздел, собеседник, послезавтра, вперемежку, привоз, заречный.

11. Определите, от каких производящих основ и каким способом образованы следующие слова:

созвониться, облысеть, блокировать, вжиться, помолодеть, прибедниться, насмехаться, гордиться, расшуметься, улететь, телятник, двухметровый, долгоиграющий, черно-белый, по-волчьи, бескормица, куститься.

12. От каких частей речи образованы данные ниже слова? Определите способ образования, часть речи деривата. Значение форманта.

1. Ельник, путник, курьерша, орленок, передовик, кожанка, ловкость, выключатель, жилище, двойка, зов, рева, беспорядок, залесье, глинобетон, жизнелюбец, мышеловка, профком.

2. Кисловатый, песчанистый, вдовий, музыкальный, обжигательный, пиленый, троякий, шестой, меньший, алогичный, сопричастный, безвизовый, невозвратимый, безголосый, морозостойкий, каждодневный, двухголосый, нижеподписавшиеся.

3. Пудрить, резюмировать, добреть, нервничать, якать, декодировать, вбежать, чернеться, доплясаться, зачитаться, подпрыгивать, засекретить, выяснить, утроить, ветвиться, толпиться, самовозгораться, злоупотребить.

4. Утром, босиком, дважды, торчком, сидя, бедновато (живут), давненько, бочком, куда-то, негде, суперсовременно (одет), по-новому, донизу, едва-едва, туго-натуго, мимоходом, вполоборота.

5. Двадцать, восьмеро, двести, шестьдесят.

6. Некто, кое-кто, какой-то, чей-нибудь.

Наши рекомендации