Раздел 2. Физическая жизнь земной коры

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Студент д о л ж е н:

з н а т ь место и роль Геологии в системе получаемых знаний по специальности, связь с другими дисциплинами.

Геологические науки их цели и задачи. Разделы геологии. Роль геологии в развитии нефтяной и газовой промышленности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В теме «Введение» студенты знакомятся с геологией как наукой, уясняют ее связи с другими науками.

Особо надо обратить внимание на задачи в области развития геологоразведочных работ и перспектив развития нефтяной промышленности России и своего региона.

Раздел 1. Строение Земли

Студент д о л ж е н:

з н а т ь общую характеристику Земли. Характеристику атмосферы, её физические свойства и состав. Характеристику гидросферы. Строение и состав Земли. Форму (сфероид, геоид), размеры и масса Земли. Внутреннее строение Земли. Сейсмические границы, оболочки (геосферы) Земли. Физические поля Земли (магнитное, гравитационное, тепловое, электрическое). История развития земной коры. Строение и вещественный состав земной коры. Закономерности размещения в земной коре месторождений полезных ископаемых. Понятие о минералах. Минералы твердые, жидкие, газообразные. Кристаллические и аморфные минералы. Форма кристаллов. Агрегатные состояния минералов. Образование минералов. Физические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу. Породообразующие минералы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении темы следует обратить внимание на форму Земли – геоид, силу тяжести, плотность, магнетизм, значение этих характеристик для геологии и для поисков полезных ископаемых.

Для лучшего запоминания размеров и форм Земли рекомендуется в рабочей тетради сделать схематические рисунки и показать на них размеры.

При изучении теплоты Земли обратите внимание на внутренние температурные пояса Земли, особое внимание надо уделять понятиям геотермический градиент, т.к. изучение тепловых условий недр Земли имеет большое значение как теоретически, так и практически. При ответе привести примеры использования тепла для хозяйственных нужд и нефтепромысловой практики. При изучении темы обратите внимание на газовую оболочку- атмосферу, которая имеет в свою очередь сложное строение. Слои выделяются по изменению газового состава с высотой. Надо обратить внимание на роль гидросферы в образовании осадочных пород. При изучении внутренних оболочек Земли надо хорошо уяснить, по каким признакам выделяются земная кора, мантия и ядро, изучить их химический состав, физическое состояние и роль в формировании глубинного строения недр.

Основным объектом исследования геологии является земная кора, которая состоит из горных пород, а горные породы образуются из отдельных минералов. При изучении минералов запомните определение, что такое минералы, как подразделяются они по физическому состоянию и в зависимости от расположения молекул и атомов. В рабочей тетради сделайте зарисовки агрегатных форм минералов. Следует запомнить, что наиболее характерными физическими свойствами минералов являются их спайность, твердость, цвет, цвет черты, прозрачность, блеск, излом, относительная плотность. Следует познакомиться со шкалой твердости Мооса и запомнить, что она отражает относительную твердость минералов.

Практическая работа № 1

Определение физических свойств минералов, классификация минералов по химическому составу.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова площадь Земли?

2. Что позволяет определить масса Земли?

3. Что такое магнитное наклонение и магнитное склонение?

4. Что такое геотермическая ступень?

5. Что является источником тепла Земли?

6. Какие оболочки Земли называют внешними? Внутренними?

7. Каков химический состав земной коры?

8. Что означает граница Мохоровичича?

9. Из чего состоит ядро Земли? Что называется минералогией?

10. Перечислите физические свойства минералов

11. По какому признаку классифицируется минералы?

12. Что означает природные органические соединения?

13. Какие минералы называются породообразующими?

Раздел 2. Физическая жизнь земной коры

Студент д о л ж е н:

з н а т ь общую характеристика геологических процессов. Выветривание. Геологическая деятельность ветра. Геологическая деятельность поверхностных и подземных вод, ледников, мерзлоты, озер, болот и моря. Тектонические, магматические, метаморфические процессы. Вулканизм и землетрясения. Понятие о горных породах. Генезис горных пород. Структура и текстура горных пород. Физико-химические и механические свойства горных пород. Осадочные породы, их классификация. Обломочные, терригенные, карбонатные, хемогенные, органогенные породы. Понятие о каустобиолитах. Магматические породы. Глубинные и излившиеся горные породы. Химическая классификация магматических пород. Метаморфические породы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В данной теме приводятся сведения о геологических процессах и явлениях, которые в настоящее время происходят и происходили в прошлом в земной коре.

Следует уяснить различие между экзогенными и эндогенными процессами.

Развитие земной коры происходило и происходит в непрерывной борьбе внешних и внутренних сил. В обстановке их постоянной борьбы, взаимодействия и единства изменяется облик Земли.

При изучении экзогенных процессов. Процессов разрушения и преобразования горных пород, следует разобраться в том, что под действием этих процессов происходит значительные изменения поверхности земной коры, происходит как разрушение горных пород, так и перенос их и отложение. Следует знать, что весь переносимый материал накапливается в водных бассейнах или в пониженных метах суши, где осадки в результате процессов диагенеза преобразуются в осадочные горные породы, с которыми связаны почти все известные месторождения нефти и газа.

Студенты изучающие эту тему, очень часто путают выветривание с геологической деятельностью ветра, надо уяснить, в чем существенные различия между этими процессами.

Выветривание представляет собой разрушение горных пород под действием колебания температуры, замерзающей воды, подземных вод, содержащих главным образом углекислоту и различные газы, под действием организмов.

Все геологические явления, связанные с деятельность. Ветра, носят название эоловых процессов. Отложения, которые образуются при помощи ветра(лессы) называются эоловыми отложениями. Образующие формы рельефа, дюны и барханы – эоловыми формами.

При своем движении ветер производит большую геологическую работу в степях и особенно в пустынных областях.

При изучении геологической деятельности текучих вод обратите внимание, что среди денудационных геологических процессов поверхностные текущие воды занимают очень важное место. Они размывают, переносят и образуют мощные толщи различных аллювиальных, делювиальных отложений.

Под действием эрозионных процессов с течением длительного времени происходит разрушение водораздельных пространств, горных хребтов. Данные участки земной поверхности превращаются в ровную поверхность- пенеплен.

В рабочей тетради вычертите схему развития оврага, речных меандр и стариц.

Изучение геологической деятельности подземных вод по происхождению и условиям залегания.

В конце изучения данной темы обратите внимание на практическое значение подземных вод. Огромна роль подземных вод при поисках, разведке и разработке нефтяных месторождений.

На изучение геологической деятельности моря следует уделить максимум внимания, т.к. с деятельностью моря в прошлые геологические эпохи связано образование осадочной толщины земной коры. Следует обратить внимание на строение морского дна.

При изучении геологической деятельности озер, болот, лагун следует отметить, что масштабы их геологической деятельности значительно меньше. Однако, с геологической деятельностью накопление химических и органических осадков, многие из которых являются полезными ископаемыми (каменная, калийная, глауберова и другие соли, болотные железные руды, торф, бурые и каменные угли, нефть).

При изучении характера деятельности и распространения магматических процессов в земной коре, следует сосредоточить свое внимание на продуктах деятельности этих процессов, вызванных интрузивными и эффузивными процессами. В рабочей тетради обязательно нужно сделать зарисовки форм залегания магматических тел. Следует иметь понятие о термальных и минеральных источниках, гейзерах, происхождение которых связано с вулканической деятельностью.

При изучении землетрясений, необходимо знать на какие три группы подразделяются землетрясения, также, что такое эпицентр и гипоцентр. Следует хорошо разобраться с географическим распределением землетрясений. Основное внимание должно быть обращено на сейсмические волны, их виды, способы регистрации.

Основным объектом геологии являются горные породы, поэтому очень важно усвоить представление о горных породах, их классификацию по происхождению. Важным признаком горных пород является структура и текстура.

При изучении магматических пород надо изучить их генезис, химический состав, условия залегания, формы залегания пород, сделать их зарисовки. Особое внимание следует уделить изучению осадочных пород, к которым приурочены залежи нефти и газа.

При изучении метаморфических пород следует запомнить, что это преобразованные первично осадочные или магматические породы.

На практических занятиях следует ознакомиться с наиболее распространенными горными породами, научиться классифицировать континентальные отложения и определять по внешним признакам осадочные породы, встречающиеся в процессе бурения

Практическая работа № 2

Классификация континентальных отложений по типам

Практическая работа № 3

Определение структуры и текстуры горных пород

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое выветривание?

2. Что такое денудация?

3. В чем заключается деятельность ветра?

4. Что такое диагенез осадков?

5. Понятие о магматических процессах

6. Интрузивный магматизм? Вулканизм?

7. Что означает метаморфизм горных пород? Что такое горные породы?

8. Что понимают под структурой и текстурой горных пород?

9. Чем определяется степень кислотности магматический пород?

10. Какие породы выделяются среди осадочных пород?

11. Как образуются метаморфические горные породы?

Наши рекомендации