Часть 3. позы[9]. (статические положения тела). 4 страница
Когда человек стал целостным, в нем отсутствуют жесткие структуры. Доминанты возникают и гаснут естественным образом, как реакции на текущую ситуацию. То один, то другой фрагмент мира выходит в фокус восприятия и не задерживается дольше, чем человеку необходимо; при этом для него потенциально равновероятно доступны любые ситуации, состояния, переживания, фрагменты реальности, равно как и возможность переживания всего сразу - целиком, одномоментно.
Для работы с доминантой необходимо помнить несколько условий. Важнейшее из них - это то, что с доминантой бесполезно работать напрямую - «в лоб”. Это только подкрепит ее, да так, что человек этого сразу и не заметит. Для того, чтобы доминанту разрушить, необходимо сформировать контрдоминанту и сделать это незаметно для доминанты, постепенно усиливая новый очаг возбуждения, который стал бы суммировать сигналы уже на себя. Но как это сделать, если существующая доминанта не пропустит просто так сигналы мимо себя, а суммирует их?
Все - таки это возможно, так как существует некий порог, сигналы по уровню ниже которого, проходят “незамеченными” для доминанты. Если мы попробуем в области организма, находящейся вне прямого влияния существующей доминанты постепенно накопить достаточное количество таких микросигналов, то в какой-то момент может начать формироваться контрдоминанта.
Естественно, когда эта новая доминанта (контрдоминанта) выполнит свою функцию, нужно будет позволить ей естественно угаснуть, не подкрепляя исчерпавшую себя энерго-информационную структуру, и благоприятствуя тем самым возникновению нового очага возбуждения, адекватно отражающего движение человека по жизни. Организм сам войдет в естественный режим смены текущих доминант, когда исчезнут все жесткие деформации ИС.
Таким образом, перед практикующим стоит множество достаточно сложных задач. Для успеха в их решении он должен тщательно подбирать направление, время действия и дозировку (силу) нагрузок, а так же ту область своего организма, где такие нагрузки сейчас необходимы и где они не подкрепят осознаваемый блок. К тому же, очень важна регулярность и постоянность практики. Не стоит ждать каких-то потрясающих эффектов от одноразового выполнения упражнений. Практика работы с микродозировками дает эффект при регулярном, постоянном накоплении микросигналов; вот тогда, когда пойдет суммация, результат будет действительно сильным. Это как раз та ситуация, когда “вода по капельке камень точит”. Часто один пропущенный день может свести на нет предыдущую многомесячную работу. Хотя тому, кто начинает, не следует бояться трудностей, - вначале важно пробовать, искать, исследовать и, ошибаясь, учиться на ошибках, памятуя о том, что учиться только на ошибках – крайне неплодотворно. Попробуйте вывести в доминанту позицию исследователя... Но, в найденном – быть достаточно последовательным…
Наши рассуждения в этом параграфе о принципе Доминанты очень механистичны и упрощены. Мы даем здесь ориентиры для первых шагов самостоятельной работы и рекомендуем читателю изучить работы А.А.Ухтомского. Перед пытливым же исследователем принцип Доминанты может открыться необычайной мистической глубиной, превосходя все возможности рационального описания.
Рассмотрим теперь вопрос о дозировках выполнения поз с точки зрения принципа Доминанты:
Нагрузки в привычных интервалах, согласно свойству суммации, будут только подкреплять существующую доминанту. Макродозировки - нагрузки, существенно превышающие привычный интервал, могут доминанту разрушить (правда, при этом велика вероятность, что вместе с доминантой разрушится и весь организм). И, наконец, при работе с микродозировками мы можем “проскочить” мимо доминанты и начать суммировать сигналы вне зоны ее влияния, формируя там контрдоминанту, что приведет к естественному обесточиванию старой доминанты. Что важно для этого, так это - точная локализация нагрузок и правильный выбор компенсирующей стратегии для создания энергопотока в нужную нам сторону.
В случае описываемых техник, микродозировки - это интервалы времени, измеряемые секундами - от 1 до 60 (начинающим мы рекомендуем начинать с дозировок 1-5 секунд).
Глава 6. Форма и позиции внимания в ней.
Формы поз, с которыми мы работаем и которые описаны в гл.2, могут быть использованы для извлечения различного содержания (осознания большого спектра состояний). Соответственно предполагаются различные позиции внимания[25] в одних и тех же формах.
Рассматривать вариации на эту сложнейшую, требующую существенной подготовки, тему, мы не будем. Остановимся на базовой: локальное (один объем) или интегральное (два и более) в контуре физического тела, равномерно распределенное, расслабленное, статичное, созерцательное внимание. Для качественной и убедительной реализации всех перечисленных условий потребуется достаточно много времени, кропотливого труда и настойчивости. Одновременно существенно проясняться многие вопросы, связанные с управлением вниманием, его характеристиками и осознанным его использованием..
3. Акценты внимания
(!!!) Многочисленные примеры и иллюстрации «технической комбинаторики» следует рассматривать не как руководство к действию для любителей «всего понемногу попробовать», а как предложение неформально и искренне попытаться глубоко осознать и принять бесконечную вариативность и неисчерпаемость даже самых простых «элементарных» подходов к непосредственному восприятию ИС.
«Метод» самостоятельных, беспорядочных проб и ошибок совершенно не эффективен как технология самопознания (хотя дает поразительные результаты по саморазрушению и выращиванию дилетантов), но может быть весьма убедителен как повод для интенсивного, целенаправленного поиска компетентного профессионала – наставника, способного индивидуализировать весь технический (и любой другой!) материал практики.
Имея же возможность пусть редких, но регулярных живых консультаций (не из «космоса» и не «оттуда…»), можно принципиально, глубоко и системно использовать весь приведенный учебный материал.
Итак, мы предлагаем следующую структуру акцентов внимания:
а) «Точечная» локализация внимания. Это наиболее простая и часто употребляемая позиция (особенно на начальном этапе практики), когда внимание собирается в одной “точке”, одной области, в одном объеме. Далее, путем смены «точек» - смены поз на различные объемы - мы выстраиваем из этих “точек” “линию”, создавая энергопоток. «Точка» в данном случае чаще всего имеет масштаб всего объема в телесных границах.
б) Две и более одновременных «точки» внимания. Пример подобной ситуации: вначале мы входим в позу, например на Пупочный объем. Естественным образом данная поза (если тело принимает достаточно точную форму без сопутствующих напряжений) способствует локализации внимания в самом Пупочном объеме. Это - одна «точка» внимания. Далее, не меняя форму, путем различных микродвижений и напряжений мышц, а, в идеале, без дополнительных сильных стимулов, а только самим вниманием, мы можем задать вторую «точку», - пусть это будет, для примера, Горловой объем, - слегка увеличим наклон головы, чуть-чуть прижимая подбородок к яремной ямке и, тем самым дополнительно (и как можно меньше!) напрягая мышцы горла. Таким образом, мы получим две «точки», между которыми мы и можем перераспределить (кстати, в различных вариантах пропорций) свое внимание.
Ситуации, когда такая позиция распределенно-совмещенного внимания может периодически встречаться в практике, решая ряд задач по энерго-информационному обмену между объемами.
в) “Лучевое” внимание. (Энергопоток в одной форме). Пример: Продолжая случай двух “точек” внимания в позе на Пупочный объем, добавим к ним третью - Грудной объем. Для реальной дополнительной стимуляции можно слегка свести руки и этим усилить напряжение грудных мышц[26]. Можно добавить еще и четвертую, и пятую “точки”, но уже из этих трех соседних объемов у нас образовалась неразрывная линия - “луч”, форма движения энергии с раскрытием соответствующего содержания - состояния куда более динамичная и более сложная, чем отдельная “точка”.
г) Динамический вариант предыдущего случая. То же, что и в случае в), только теперь мы не одновременно создаем во внимании луч, а последовательно, путем исчезающе малых микронапряжений, формируем движение, динамику внимания, а с ним и появление соответствующих энергопотоков.
Случаи б)-г) достаточно сложны как технически, так и принципиально и методически. Поэтому мы не будем подробно разбирать тонкости подобных ситуаций, предоставляя читателю, по мере накопления практического опыта, исследовать их под руководством наставника.
4. Перераспределение внимания по модальностям.
В каждой из возможных ситуаций (а их, по результатам предыдущих трех параграфов, мы имеем уже почти неисчислимое множество), мы можем выделить вниманием самые разные модальности (одну или несколько сразу). Тем самым, мы еще более углубляем и дифференцируем практику, что позволяет для каждой неповторимой ситуации любого человека найти уникальную композицию действий, состоящую всего из нескольких поз, но за счет точного «попадания», позволяющих учесть любые индивидуальные особенности.
Напомним, что модальностями здесь мы называем качества ощущений, задаваемые определенными силами - гравитацией (модальность тяжесть-легкость), давлением (модальность сжатие-расширение), температурой (модальность тепло-холод) и др. Так, например, мы можем выделить среди всего комплекса ощущений, порождаемых позой, только диапазон тепла и работать в этом диапазоне, создавая тепловые энергопотоки и т.п.
Глава 7. Основные ошибки при выполнении поз.
Позы, которые мы привели в Главе 3., достаточно просты. Хотя они и требуют некоторой гибкости и расслабленности, подобная подготовка - отнюдь не предел возможностей для большинства людей. Тем не менее, для того, чтобы каждая поза “сработала” во всей своей многофакторности, необходимо соблюсти некоторые детали и “тонкие” нюансы, а также избежать множества возможных ошибок. Только тогда поза будет не просто аналогом обычного мышечного напряжения-расслабления, но сможет “проникнуть” в многомерный мир Объема, “раскрыть” его. Только тогда комплекс поз вызовет мощный, полимодальный, устойчивый энергопоток.
Те или иные ошибки допускает почти каждый, кто приступает к практике поз. На освоение точности выполнения поз, овладение тонкими деталями и нюансами требуется, обычно, от нескольких месяцев до нескольких лет непрерывной практики.
Любая «простая» практика (из тех, что мы описываем в этой книге), по мере возрастания профессионализма практикующего, открывает ему все новые и новые свои грани и горизонты, практически бесконечную глубину. Любая «простая» поза таит в себе бесчисленные находки и откровения, которые, увы, никак не передать ни на страницах книг, ни даже через устные инструкции. В этом и состоит эзотеричность практики - неизмеримый масштаб самых легких, на первый взгляд - банальных вещей, который абсолютно непонятен для начинающего и не доступен для объяснений, приходит к нему с опытом и только через действие и сопереживание.
Для того, чтобы у вас появилось направление работы по постепенному постижению многогранности и глубины содержания предлагаемых форм, мы опишем наиболее типичные ошибки.
Итак, рассмотрим сначала ошибки, общие для всех поз:
1. Выполнение практики в неподходящих внешних условиях (неудобства пространства - неровная поверхность, недостаток места; обилие мешающих факторов - посторонние люди, шумы и т.п; неудобная одежда; неоптимальная температура - слишком холодно или жарко; временные ограничения - например, вы спешите и т.п.).
Первый шаг в практике - это не выполнение упражнений, а обеспечение себе пространства и времени для них. Пока вы не создадите себе хотя бы более-менее приличных пространственно-временных условий, практика не будет эффективной. Пенять на то, что найти таковые условия при современной жизни сложно - мол работа, семья, коммунальная квартира и т.п. - бесполезно; если вы действительно захотите заниматься, если это войдет в вашу систему ценностей - вы найдете и место и время.
Выполнять позы лучше в спокойном уединенном месте (в комнате или на природе), на жесткой ровной поверхности, покрытой ковриком (лучше не синтетическим). Освещение - не яркое. Минимум отвлекающих факторов (на время занятий отключите телефон и попросите окружающих не входить к вам и не шуметь), минимизируйте звуки, по крайней мере, настолько, насколько это от вас зависит. Одежды - минимум. Она должна быть удобной, легкой, не мешающей гнуться и не синтетической. Если вы занимаетесь в помещении - проветрите его заранее.
2. Выполнение поз без предварительной подготовки тела. (например, сразу же после того, как вы проснулись или пришли усталым и “разбитым” с работы и т.п.).
Перед позами тело должно осознаваться, быть теплым, приведенным нормальный жизненный тонус и достаточно расслабленным. Ранее (в Гл.5) мы привели варианты комплекса подготовительных упражнений. Если же у вас все в порядке в этом отношении, сделайте хотя бы несколько следующих простых действий, легко, осознанно и спокойно:
- небольшой хаотический самомассаж всего тела (проглаживания, разминания, простукивания); уделите особое внимание тому, чтобы согреть кисти и стопы;
- немного повстряхивайтесь;
- потянитесь плавно и мягко, с удовольствием (без резких движений) в разных направлениях из разных исходных позиций (сидя, лежа, стоя);
- хотя бы по несколько раз совершите вращение основными суставами (плечи, локти, кисти, бедра, колени, стопы, область таза, поясница, грудной отдел, шея); можно понаклоняться вперед-назад, вправо-влево (старайтесь избегать резких движений и вращений, а также удерживайте концентрацию внимания на том, что вы делаете);
После того, как вы немного продвигались, согрелись и привели тело в тонус - посидите или полежите 30-60 секунд, чтобы снять возбуждение (которое, в идеале возникнуть не должно!) и расслабиться, а потом спокойно переходите к комплексу поз.
3. Выполнение поз после еды (или перед едой).
Между едой и упражнениями должен быть интервал, не менее 60 - 180 минут (в зависимости от плотности еды).
4. Выполнение поз, находясь в патологическом состоянии (перевозбуждение, истощение, болезнь...).
(!) Запущенные хронические, острые психические и физические заболевания требуют обязательного излечивания. Только после качественной терапии можно приступать к специальной психо-физической практике.
Наши рекомендации ни в коем случае не являются лечебными для таких случаев!!!
В случаях легкого недомогания, сразу после перенесенного заболевания сначала выведите себя из этих состояний доступными способами: с помощью оздоровительных процедур и “мягких” практик; если вы излишне взволнованы - также подберите “мягкую” практику, которая поможет вам психически расслабиться (это может быть душ, прогулка, самомассаж, расслабление лежа в удобном положении и т.п. Зная свои предрасположенности и особенности, найдите наиболее эффективные приемы психической релаксации).
Позы - достаточно сильная, интенсивная практика и, если вы работаете без инструктора, начинайте ей овладевать только из спокойного состояния. Когда вы ее освоите, вы сможете применять ее и для коррекции каких-то сильно дисгармоничных состояний, но это - потом.
5. Выполнение поз на перегруженные объемы. (!)
Одно из основных правил - не трогайте доминанту и ее проявления. Если у вас не совсем в порядке живот - не делайте позу на Пупочный объем и т.п. Иногда целесообразно не давать нагрузки даже на соседние объемы, особенно, если при выполнении позы на них - “отдает” в перегруженном объеме.
Делайте позы на другие объемы так, чтобы перегруженный объем не перехватил нагрузку и не суммировал ее «на себя».
А что же делать, если любая нагрузка на любой объем “отдает” в “больное” место? - В этом случае просто не делайте позы до тех пор, пока вы не разгрузите перегруженный объем другими способами и общим режимом релаксации. Возможно, стоит заняться коррекцией образа жизни в целом… И потратить на это достаточно времени и сил. Зато тогда в полной мере осознается необходимость «всего этого»
6. При выполнении позы на какой-то объем, возникают сопутствующие напряжения в теле и концентрация внимания оказывается совсем не там, где это необходимо.
Например, вы входите в позу на Копчиковый объем, но напрягается поясница и шея, а в области копчика нет ни ощущений, ни концентрации внимания.
Такие ситуации возникают очень часто и виной тому – не расслабленность тела и психики и технические неточности.
Выход один - ежедневно и разнообразно расслабляться (плавно и постепенно, без надрывов!!!), выполнять подготовительные упражнения (см. Гл.5). А до тех пор, пока организм не совсем готов, необходимо при выполнении комплекса поз, в который входит и поза на “проблемный” объем, делать облегченный, упрощенные варианты. Т.е. входите в соответствующую позу не глубоко, останавливаясь прежде, чем возникнут отвлекающие напряжения. А для привлечения внимания в нужный объем можно воспользоваться дополнительной его стимуляцией – например, перед входом в позу слегка промассировать область, где вам нужно удерживать внимание.
Повторяем, что такой подход к подобным «проблемам» необходим при выполнении комплекса поз для создания энергопотока.
7. Форма позы получается хорошо, лишних напряжений не возникает, но, тем не менее, поза не способствует естественной концентрации внимания в нужном объеме.
Так же, как и в предыдущем случае - используйте дополнительную стимуляцию или попробуйте что-то изменить в форме позы. Поищите индивидуальные отклонения от «канонической» формы, которые помогут прочувствовать объем, осознать в нем фон ощущений.
8. Неточность формы позы. (Сюда же относится несоблюдение мелких деталей - положения кистей, стоп, локтей, колен, захваты пальцев и т.п.).
Далее мы разберем отдельно ошибки формы для каждой позы. Общая рекомендация - неоднократно сверяйтесь с инструкциями и рисунками Гл.2.; попробуйте посмотреть на себя в зеркало при выполнении поз или попросите знакомых посмотреть, насколько точно вы выполняете форму. Но всегда помните: точно – это без каких-либо напряжений и преодолений!
9. Резкий вход или выход из позы.
Все движения - вход и выход - плавные и медленные (особенно не рекомендуется «падать» из позы). К этой же группе ошибок относятся «корявые» переходы между позами, с обилием лишних и резких движений. Постарайтесь переходить из одной позы в другую (обычно это делается через фазу небольшой релаксации сидя или лежа) плавно и подобрать оптимальную траекторию, так. чтобы не было лишних движений. В идеале переходы совершаются точно, красиво и бесшумно.
10. После выполнения одной позы вы сразу же перешли к другой, без фазы концентрации на последействии. (!)
Важно помнить, что последействие - неотъемлемая часть упражнения, столь же важная, как и сама поза.
Теперь разберем наиболее типичные ошибки, возникающие при выполнении каждой позы:
1. Поза на Копчиковый объем.
а) Напряжение рук (если вы стараетесь слишком сильно задействовать руки, чтобы притянуть себя вниз). Обычно это вызывает нежелательные дополнительные напряжения не только в руках, но и в Грудном объеме;
б) Неправильные положения рук (Рис.36а-б);
в) Перегибания шеи, как в одну, так и в другую стороны, вызывающие напряжения в Горловом объеме (Рис.36в-г);
г) Стопы отставлены слишком далеко от области паха (Рис.36д);
д) Колени не стремятся (не путать с «не могут»!) прижиматься к полу (Рис.36е);
е) Неправильные положения позвоночника (Рис.36ж-и).
ж) Движения ног к полу осуществляется через напряжение. правильно – только через релаксацию!
з) Теряется тенденция движения вперед – животом к стопам.
2. Поза на Мочеполовой объем.
а) Неправильный наклон (Рис.37а-б);
б) Неправильное положение шеи (Рис.37в-г);
в) Не расслабленные плечи.
г) Отсутствие движения вперед в позвоночнике.
3. Контрпоза на Мочеполовой (Крестцовая) объем.
а) Вход в позу в основном за счет рук, а не за счет мышц спины;
б) Низ живота и область таза отрываются от пола (Рис.38а);
в) Неправильные позиции позвоночника (Рис.38б-в).
г) Отсутствие вытяжения позвоночника вперед, особенно (!) в области крестца.
4. Поза на Пупочный объем.
а) Ноги сгибаются в коленях (Рис.39а); Если «тянет» даже при незначительном наклоне, используйте подготовительные упражнения и терпеливо расслабляйте подколенную область в положении до дискомфортного порога;
б) Неправильное положение локтей (Рис.39б);
в) Слишком сильное напряжение рук;
г) Неправильное положение шеи (Рис.39г);
д) Неправильные положения позвоночника (Рис.39д).
е) Отсутствие движения живота к бедрам, в целом – вперед;
ж) Нерасслабленный живот.
5. Контрпоза на Пупочный (Поясничная) объем.
а) Слишком сильно запрокинутая или наоборот, опущенная голова (Рис.40а-б);
б) Бедра не отрываются от пола (Рис.40в);
в) Неправильный захват рук (Рис.40г).
г) Отсутствие вытягивания позвоночника от точки максимального прогиба.
6. Поза на Грудной объем.
а) Непрямой позвоночник.
б) Руки смещены вверх или вниз (Рис.41а-б);
в) Неправильное положение кистей (Рис.41в-г);
г) Зажатая шея;
д) Поднятые плечи.
7. Контрпоза на Грудной (Межлопаточная) объем.
а) Неправильное положение позвоночника (Рис.42а-б);
б) Неправильное положение головы (Рис.42в-г);
в) Неправильный захват рук (Рис.42д);
8) Поза на Горловой объем.
а) Неправильные положения позвоночника при упрощенном варианте позы (Рис.43а-б);
б) Неправильный прогиб шеи при упрощенном варианте позы (Рис.43в);
б) Неправильные положения корпуса и ног при усложненном варианте позы (Рис.43г-е);
в) Слишком широко расставленные локти (Рис.43ж);
г) Ноги не вместе (Рис.43з);
д) Пережимание горла для дыхания.
9. Контрпоза на Горловой (Шейная) объем.
а) Неправильные положения позвоночника при упрощенном варианте позы (Рис.44а-б);
б) Неправильный прогиб при усложненном варианте позы (Рис.44в);
в) Неправильная постановка головы при усложненном варианте позы (Рис.44г);
10. Поза на Межбровный объем.
а) Прогнут позвоночник (Рис.45а);
11. Поза на Макушечный объем.
а) Неправильное положение головы и шеи (Рис.46а);
б) Неправильное положение ног относительно корпуса (Рис.46б-в);
в) Неправильное положение рук (слишком узко или слишком широко) (Рис.46г-д);
Глава 8. Некоторые Механизмы действия поз.
При работе с микродозировками и позициями внимания, предлагаемыми в этой книге, физиологические процессы не успевают «набрать силу в новом русле» за время выполнения той или иной позы. Наша задача иная - это работа не столько с физическим телом, сколько с осознанием, в частности, энергоструктур, со способностью задавать те или иные энергопотоки практически ориентируясь в ИС и осознавая себя соответствующим образом(благодаря чему уже, как следствие, могут наступать физиологические изменения). Позы развивают внимательность, самоосознание, выставляют, в какой-то степени ориентиры баланса и гармонии, используя и совершенствуя тело, как инструмент. Исходя из этой предпосылки, мы опишем несколько механизмов действия поз.
1. Меньшая инерционность энергетических процессов по сравнению с физиологией.
Благодаря этому механизму и возможно действие микродозировок. Мы успеваем осознать изменение различных сил (гравитации, тепла, сжатия, давления и др.) в том или ином объеме гораздо быстрее, чем там произойдет существенное изменение кровотока, выделение гормонов и биохимические реакции. Такое попадание концентрации внимания в нужный диапазон ощущений требует нескольких секунд, изменения физиологии - от нескольких минут до часов, - и это уже вопрос особенностей внимания, устойчивости последействия и целесообразности таких изменений.
2. Деформации различных энергетических полей организма и среды относительно друг друга..
Попробуем перейти от видения человека, как сочетания определенных клеток и физиологических систем, к другой плоскости[27] восприятия - видения его, как сложной совокупности различных физических и биологических полей (электромагнитного, гравитационного, теплового и др.), которые через систему разнообразных ощущений доступны самому человеку для восприятия, а значит, потенциально, для управления.
Человек обладает массой, а значит, является источником гравитационного поля; несет в себе множество взаимодействующих электрических зарядов и процессов, а значит, является источником разнообразных электромагнитных полей; в нем постоянно идут тепловые процессы, вызванные теми или иными биохимическими превращениями и механическими действиями; действуют постоянно силы упругости, сжатия-расширения, происходят микро и макровибрационные и колебательные процессы с самыми различными частотами...
И все это находится в постоянной динамике, “переливается“, меняется от каждого, самого микроскопического действия ( и не только физического, но и мысли, эмоции..). Причем все это находится в постоянном взаимодействии со средой обитания человека, более того, - является неотделимым от нее - если войти в эту плоскость восприятия, то там невозможно выделить некий изолированный контур и сказать - вот здесь мой организм, а это уже за его границей).
Вход в такую плоскость восприятия[28] является сам по себе захватывающим переживанием, где человек и мир предстают единой пульсацией, удивительным узором, сотканным из разнообразных сил, все время изменяющийся, но имеющий тем не менее, некие и более менее постоянные, а кое-где и жесткие характеристики. Именно в этом срезе восприятия можно почувствовать, как те или иные формы и позы создают определенные деформации, изменения в узоре и переплетении различных сил.
Принципиальные изменения в этот узор вносит и концентрация внимания, если научиться ее фокусировать и удерживать в определенных областях. Позы, описанные нами в Гл.2. являются оптимальными формами, где концентрация внимания на определенном диапазоне ощущений в требуемом объеме может быть достигнута точно и устойчиво.
Проявление энергопотока, например, с помощью комплекса поз, вызовет более - менее устойчивый градиент всех физических и биологических полей в системе Человек – Мир, что внесет существенные изменения во всю эту систему. Это отразится в ИС далеко за рамками пространства сил, побуждая обратить внимание и привести в соответствие эмоциональную, ментальную, событийную, ценностную и другие стороны жизни, продолжить поиск своих начал; в хитросплетении проявлений, изменений, форм обнаружить неизменное, неназываемое, чистое содержание – самого себя…
3. Многофакторное воздействие формы.
Для активизации того или иного объема, для привлечения туда внимания, можно выбрать достаточно широкий спектр упражнений. Тем не менее, мы останавливаем пока свой выбор на 11 позах, как на характерных пространственных структурах, проявляющих объем достаточно для дальнейшей работы. При этом мы исходим из предположения, что каждый объем - это не просто часть физического тела, а сложное энерго-информационное психофизическое образование[29], имеющее в соответствующих сегментах физического тела некий “центр тяжести”, но, тем не менее, захватывающее все физическое тело, как бы “размазанное” по всему телу.
Перечислим основные факторы, которые предусмотрены в позах:
а) Активизация рецепторов (в мышцах, коже, органах и т.п.)
б) Стимуляция проекционных зон (в частности их замыкание). В некоторых позах этот механизм проявляется через определенное замыкание пальцев рук и ног, в других - косвенно, через положение частей тела друг относительно друга.
в) Взаиморасположение энергетических каналов. Этот фактор учитывается опять-таки во взаимном положении рук, ног, корпуса и головы и их контактах.
г) Полярности (совмещение зарядов). Действие этого механизма основано на том, что различные участки тела (верх-низ, правое-левое) склонны к накоплению разноименных электрических зарядов и различное их взаиморасположение и замыкания либо увеличивают, либо нейтрализуют эти заряды, что также влияет на перераспределение энергетики и внимания.
д) “Запирание” энергопотоков в позе. Если учесть движение энергопотоков в организме, то каждая поза создает блокировку в соответствующем объеме для их протекания, работая, подобно плотине на реке и скапливая энергию (а значит и способствуя накоплению внимания) в нужном объеме.