Тема 5. Дедуктивные умозаключения

  1. Для закрепления и систематизации знаний.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: умозаключение, дедуктивное умозаключение, непосредственное умозаключение, превращение, обращение, противопоставление предикату, простой категорический силлогизм, условно-категорическое умозаключение утверждающий модус, условно-категорическое умозаключение отрицающий модус, разделительно-категорическое умозаключение утверждающе-отрицающий модус, разделительно-категорическое умозаключение отрицающе-утверждающий модус, энтимема, леммы.

2. Для формирования навыков.

· Подготовка к практическому занятию № 4,5,6 по теме «Дедуктивное умозаключение».

Практическое занятие №4

Тема «Дедуктивное умозаключение»

(выводы из простых суждений)

I. Теоретическая часть.

1. Непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату).

2. Простой категорический силлогизм, его фигуры, модусы и правила.

3. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).

II. Практическая часть.

· Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.50 – 59.

Методические рекомендации

Работа начинается с проверочной по теме «Суждение», на выполнение заданий отводится не более 5 мин.

Практическое занятие закрепляет теоретические знания и вырабатывает навыки выводов из простых суждений. Кроме того, на занятии решаются задачи на развитие логического мышления, предполагающие использование дедуктивного метода рассуждения.[‡] В этих логических головоломках речь идет о совершенных преступлениях. Решением задачи является нахождение виновного.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Практическое занятие №5

Тема «Дедуктивное умозаключение»

(выводы из сложных суждений)

I. Теоретическая часть.

1. Чисто условное и условно – категорическое умозаключение.

2. Разделительно – категорический силлогизм.

3. Условно – разделительное умозаключение (леммы).

II. Практическая часть.

· Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.61 – 70.

Методические рекомендации

Практическое занятие предполагает закрепление знаний и выработку навыков по выводам из сложных суждений. Кроме того, на занятии продолжается решение задач на развитие логического мышления, предполагающих использование дедуктивного метода рассуждения.

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Практическое занятие №6

Тема «Дедуктивное умозаключение»

I. Теоретическая часть.

1. Сокращенные силлогизмы

II. Практическая часть.

Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.61 – 70.

Методические рекомендации

Практическое занятие является закрепляющим по теме «Дедуктивное умозаключение». На занятии решаются задачи на развитие логического мышления, предполагающие использование дедуктивного метода рассуждения. Логические головоломки помогут закрепить и глубже понять дедуктивный метод.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Наши рекомендации