III. Выявление несостоятельности демонстрации
Здесь показываются ошибки в форме доказательства. Наиболее распространенной ошибкой является подбор таких аргументов, из которых истинность опровергаемого тезиса не вытекает. Могут быть нарушены какие-либо правила умозаключения или сделано «поспешное обобщение». Если обнаружены ошибки в ходе демонстрации, то опровергнут всего лишь способ доказательства, но не опровергаем сам тезис.
Часто I, II, III способы опровержения применяются в сочетании друг с другом.
Правила доказательства
I. Правила тезиса
1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. В противном случае, спорящие могут плохо понимать сформулированный тезис или трактовать его по-разному, следовательно, скорее всего они будут спорить о разном. Такая ошибка называется логомахией.
2. Тезис должен оставаться тождественным самому себе, то есть быть одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения. При нарушении этого правила возможн ошибка «подмена тезиса». Суть ее в том, что один тезис подменяют другим, и этот новый начинают доказывать или опровергать. Происходит нарушение закона тождества, так как нетождественные тезисы пытаются отождествить, что и приводит к логической ошибке. Обычно тот, кого критикуют, заявляет, что он этого не говорил.
Разновидностью подмены тезиса является «довод к человеку». Ошибка состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис или того, о ком идет речь.
Разновидностью «довода к человеку» является ошибка «довод к публике», состоящая в попытке повлиять на чувства людей, чтобы те поверили в истинность тезиса, хотя его и нельзя доказать. Преднамеренно используется при манипулировании сознанием и поведением людей, например, служителями религиозных культов.
II. Правила аргументов
1. Аргументы, приводимые в подтверждение тезиса должны быть истинными и не противоречащими друг другу.
2. Аргументы должны быть достаточным основанием для подтверждения тезиса.
3. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.
При нарушении этих правил возможны следующие ошибки в аргументах:
1. Ложность основания или «основное заблуждение». В качестве аргументов берутся ложные суждения, которые выдаются за истинные. Такая ошибка может быть и преднамеренной, совершенной с целью запутать других людей, например, дача ложных показаний.
2. «Предвосхищение оснований». Эта ошибка появляется тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, которые не обосновывают тезис, а лишь предвосхищают его.
3. «Порочный круг». Тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Это разновидность ошибки «применение недоказанного аргумента».
III. Правила демонстрации
Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.
Ошибки демонстрации:
1. «Мнимое следование». Если тезис не следует из приводимых аргументов, то возникает указанная ошибка, называемая так же «не следует». В таких случаях часто можно понять, что человек полагается только на свой здравый смысл и интуицию, не зная логических закономерностей. При этом возникает всего лишь словесная видимость доказательства.
2. «От сказанного с условием к сказанному безусловно». Аргумент, истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях. Так, мышьяк ядовит, но в небольших дозах его добавляют в лекарство; этика определяет нормы поведения людей, но в различных условиях они могут варьироваться, например, правдивость – положительная черта, разглашение военной тайны – преступление.
Многие указанные ошибки строятся на нарушении правил умозаключений, о которых говорилось подробнее в главе «Умозаключение»:
1. Ошибки в дедуктивных умозаключениях чаще всего возникают, если не учитывается важное правило дедукции: нельзя строить умозаключение от утверждения следствия к утверждению основанию, то есть, если а ® в, то необязательно в ® а.
«Всякая селедка - рыба», но не «всякая рыба - селедка».
2. Ошибки в индуктивных утверждениях: «поспешное обобщение», «после этого, значит по причине этого».
3. Ошибки в умозаключениях по аналогии основаны на том, что аналогия может не исчерпывать сути предметов или явлений.