Категории нарушений в работе АЭС 4 страница

После этого должно быть осуществлено моделирование аварии, если позволяют ее тип
и сохранность активной зоны. Моделирование проводится на мощности дозы, близкой к
аварийной, и на малой с последующим переходом к реальной ситуации по наиболее надежным
параметрам, например, по соотношению наведенной активности 24Na в теле пострадавших и
в фантомах, по показаниям индивидуальных дозиметров на пострадавших и фантомах, зонных
дозиметров, по активации предметов. Особое внимание должно быть уделено учету
возможных неконтролируемых перемещений пострадавших, которые приводят к положениям
дозиметров, невоспроизводимым при моделировании.

ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА АЭС ПРИ АВАРИЯХ

На стадии проектирования АЭС определяется набор проектных аварий, включая
максимальную проектную аварию, которая устанавливается для каждого типа реактора.
При этом в проекте предусматриваются технические меры, обеспечивающие безопасность
АЭС в случае возникновения таких аварий.

В частности еще до завоза ядерного топлива на АЭС должен быть разработан и готов к
осуществлению "План защиты персонала в случае радиационной аварии", который должен
содержать:

• распределение обязанностей относительно информирования регулирующих органов,
государственных административных органов и общественности;

• распределение обязанностей и ответственности относительно инициации вмешательства;

• типовые сценарии, рассматривающие разные состояния аварийного источника и

варианты распространения зоны аварии в помещениях и промплощадке объекта и за его
пределами;

• все процедуры относительно обмена информацией между аварийным объектом и
организациями, персонал которых примет участие в аварийных работах: пожарные,
медицинские бригады, органы внутренних дел, службы гражданской обороны и т. д.;

• систему оценки масштабов и значимости аварийных выбросов и сбросов в
окружающую среду, а также систему оперативного и долгосрочного прогноза развития
аварии.

• основные мероприятия по защите персонала;

• организация аварийной службы;

• инженерная защита;

• подготовка персонала.

В плане должны быть предусмотрены меры относительно образования необходимых
аварийных запасов, которые включают:

• дозиметрическую и радиометрическую аппаратуру и источники автономного питания
к ней для условий работы в интенсивных гамма-полях и при интенсивных уровнях
радиоактивного загрязнения;

• транспортные средства и аварийный резерв горюче-смазочных материалов;

• средства индивидуальной и коллективной защиты, включая спецодежду,
респираторы и т. д.;

•средства фармокологической противорадиационной защиты, в том числе и для йодной
профилактики;

• средства связи и управления;

• моюще-дезактивационные ере детва и приспособления;

• другие ресурсы для проведения аварийных работ.

Другими плановыми документами на АЭС должны быть строго регламентированы:

• контрольные уровни аварийной готовности и уровни вмешательства;

• средства оповещения об аварии и начале действия планов мероприятий по защите
персонала и населения в случае аварии;

• технические средства контроля и ликвидации последствий аварии.

В соответствии с ОПБ-88 на АЭС до завоза ядерного топлива должны быть созданы и
поддерживаться в постоянной готовности внешний и внутренний аварийные центры,
оснащенные необходимым оборудованием, приборами и средствами связи, из которых
осуществляется руководство реализацией планов по защите персонала и населения в случае
аварии.

В составе системы радиационного контроля должна быть предусмотрена подсистема
повышенной надежности для эксплуатации в условиях аварии АЭС (CPK-A) CPK-A должна
обеспечивать:

• контроль газоаэрозольных выбросов АЭС;

• контроль полей ионизирующих излучений в производственных помещениях:

• контроль радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и полей
ионизирующих излучений в контролируемом районе расположения АЭС:

• контроль метеорологических параметров, определяющих распространение
радионуклидов в окружающей среде;

• информационное обеспечение администрации АЭС с целью оптимизации управления в
условиях аварии.

Цель управления запроектной аварией заключается в возвращении АЭС в
контролируемое состояние, при котором прекращается цепная реакция деления,
обеспечивается постоянное охлаждение топлива и удержание радиоактивных продуктов в
установленных границах и количествах.

Персонал АЭС должен быть подготовлен к действиям при проектных и запроектных
авариях.

Действия эксплуатационного персонала при запроектных авариях должны
регламентироваться специальными инструкциями, которые должны разрабатываться с
учетом выполнения анализов проектных и запроектных аварий. Для подготовки персонала
к действиям в аварийных условиях должны периодически проводиться противоаварийные
тренировки.

Предписываемые специальными инструкциями действия персонала должны основываться
на признаках происходящих событий и состояния реакторной установки и прогноза ожидаемых
в процессе развития аварий условиях. Основанные на прогнозе действия должны быть
направлены на восстановление определяющих функций безопасности и на ограничение
радиационных последствий аварии.

В условиях радиационной аварии все работы выполняются аварийным персоналом, в
состав которого входят:

• персонал аварийного объекта, а также члены специальных, предварительно
подготовленных аварийных бригад — основной персонал;

• привлеченные к аварийным работам лица — привлеченный персонал, который также
должен быть предварительно обучен и информирован о радиационной обстановке на местах
выполнения работ.

К работам по ликвидации последствий промышленной радиационной аварии привлекается
лишь основной персонал как из числа работников объекта так и профессионально обученные
работники аварийных бригад.

Ограничение облучения основного персонала занятого на аварийных работах,
осуществляется таким образом, чтобы не были превышены установленные НРБУ-97 значения
регламентов первой группы для категории А.

На время работ в условиях коммунальной радиационной аварии привлеченный персонал
приравнивается к категории А. При этом, привлеченный персонал должен быть обеспечен
в одинаковой мере с основным персоналом всеми табельными и специальными средствами
индивидуальной и коллективной защиты (спецодежда, средства защиты органов дыхания,
зрения и открытых поверхностей кожи, средства дезактивации и пр ), а также системой
измерения и регистрации полученных в ходе проведения работ доз облучения.

Аварийный персонал должен быть постоянно проинформированным о полученных
дозах облучения и соответствующих этим дозам рисках для здоровья.

В случаях, есчи работы в зоне аварии совмещаются с:

• осуществлением вмешательства для предотвращения серьезных поражений людей,
которые очутились в зоне аварии,

• уменьшением численности лиц, которые могут получить аварийное облучение
(предотвращение больших коллективных доз),

• предотвращением такого развития аварии, которое может привести к катастрофическим
последствиям, допускается запланированное повышенное облучение лиц из состава
аварийного персонала (за исключением женщин, а также мужчин до 30 лет).

При этом должны быть приняты все меры для того, чтобы величина суммарного облучения
не превысила 100 мЗв(удвоенное значение максимального предела дозы профессионального
облучения за один год).

В исключительных случаях, когда работы ведутся с целью сохранения жизни
людей, должны быть применены все возможные меры для того, чтобы лица из числа
аварийного персонала, выполняющие эти работы, не могли получить дозу, превышающую
десятикратное значение максимального дозового предела облучения за один год, равной
500 мЗв.Выполнение этого требования обеспечивает предотвращение детерминистических
эффектов.

При осуществлении мероприятий, в которых доза может превышать максимальный
дозовый предел (для одного года), лица из числа аварийного персонала, выполняющие эти
работы, должны быть добровольцами, прошедшими медицинское обследование. Причем,
каждый из них должен быть четко и всесторонне проинформирован о риске подобного
облучения для здоровья, пройти предварительную подготовку и дать письменное согласие
на участие в подобных работах.

Дозы, полученные в результате проведения аварийных работ, не могут служить основанием
для отстранения работников, участвовавших в этих работах, от продолжения (или начала)
профессиональной деятельности, связанной с производственным контактом с источниками
ионизирующего излучения.

Однако, если участник аварийных работ получил дозу, в десять раз превышающую
максимальный предел дозы для одного года (500мЗв), то дальнейшее его профессиональное
облучение возможно лишь после квалифицированного медицинского обследования и
всестороннего информирования о возможном риске для его здоровья, связанным с работами
в сфере радиационных технологий.

В аварийных планах кроме организационно-технологических схем проведения аварийных
работ должны быть определены:

• официальные лица, отвечающие за организацию и общее руководство работами;

• лица, отвечающие за проведение индивидуального и коллективного дозиметрического
контроля;

• лица, отвечающие за медицинский контроль, информирование аварийного персонала и
получение согласия работников на участие в аварийных работах, связанных с запланированным
повышенным облучением.

Общие первоочередные действия оперативного персонала при возникновении аварийных
ситуаций следующие:

• определение вида и причин аварии по показаниям приборов, работе сигнализации и
сообщениям с рабочих мест;

• обнаружение места аварии и ее масштабов;

• обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности;

• обеспечение безопасности персонала в пределах блока и АЭС;

• локализация аварии и ликвидация ее последствий;

• обеспечение условий и пределов безопасной работы неохваченного аварией
оборудования;

• локализация возможного радиационного загрязнения помещений, блока АЭС и
окружающей местности;

Критериями возникновения аварийной ситуации могут быть внезапное увеличение
(изменение) до значений аварийных уставок и/или срабатывание аварийной сигнализации
следующих характеристик:

• технологических параметров реакторной установки;

• мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, активности йода, инертных
радиоактивных газов (ИРГ), аэрозолей в производственных помещениях и вентиляционных
системах;

• выброса ИРГ, изотопов йода, аэрозолей в атмосферу;

• активности продуктов деления в теплоносителе контура многократно-принудительной
циркуляции (КМПЦ);

а также появление внешних признаков аварии (взрыв, шум. пар, течи и т.п.).

НСБ при поступлении сообщения об аварии, немедленно нажимает кнопку аварийного

оповещения.

HCC при получении сигнала об аварии организует инженерную и экспертную

радиационную разведку дает команды оперативному персоналу цехов на проверку состояния

АЭС и его соответствия пределам и условиям безопасной эксплуатации по показаниям

контрольного осмотра, организует работы по предотвращению развития и локализации

аварии, докладывает об аварии.

При инженерной разведке оперативный персонал АЭС проводит визуальный осмотр

помещений и территории АЭС на наличие:

• возгораний и пожаров;

• парения оборудования, запаривания и загазовывания помещений;

• истечения воды, затопления помещений;

• посторонних шумов, стуков, толчков, вибраций;

• выхода пара из вестовых труб вентиляции или других источников;

• видимых разрушений строительных конструкций;

• разрыва или смятия трубопроводов;

• срабатывания звуковой или световой сигнализации.

Персонал, производящий радиационную разведку во время аварии должен принять
содержимое индивидуальной противорадиационной аптечки, надеть средства индивидуальной
защиты до начала разведки.

Разведку производить с помощью приборов, имеющих верхний предел измерения не
менее 200 Р/ч.

При достижении прибором верхнего предела по мощности дозы (зашкал прибора)
дальнейшую разведку необходимо прекратить и вернуться в безопасное место.

Персонал, производящий инженерную и радиационную разведку, должен быть обеспечен
средствами оперативного индивидуального дозиметрического контроля.

Начальник смены службы радиационной безопасности сравнивает результаты разведки
с перечнем возможных аварий, удельными значениями радиационных параметров и определят
вид аварии.

HCC делает заключение о виде радиационной аварии в течение не более 15 минут с
момента появления признаков аварии.

План аварийных мероприятий вводится в действие после получения результатов
экстренной проверки и подтверждения сигнала об аварии. Этот план вводится в действие
лицом, ответственным за ликвидацию последствий аварии (обычно директором или главным
инженером).

После этого начальник смены станции, где произошла авария, принимает срочные меры
по отключению приточно-вытяжной вентиляции и вывода из аварийной зоны работающего
персонала, останову аварийного блока и по согласовании с директором (главным инженером),
ав их отсутствие самостоятельно, принимает решение об остановке неаварийных энергоблоков
и эвакуации их персоналав убежище.

Дежурный дозиметрист определяет показания гамма-дозиметров у лиц, предположительно
подвергшихся облучению в дозе больше 200 рад, и сообщают начальнику смены список лиц
с максимальной дозой более 200 рад. Далее определяют показания гамма-дозиметров у
остальных пострадавших в порядке уменьшения вероятной степени облучения.

Производится медицинская сортировка пораженных, в процессе которой должны быть
решены следующие вопросы:

• необходимость в специальной (санитарной) обработке;

• срочность и объем медицинской помощи;

• очередность и способ эвакуации.

Основной задачей медицинской сортировки является выбор очередности оказания
экстренной медицинской помощи, эвакуации и выбор профиля медицинского учреждения,
где должен лечиться пораженный.

Все пострадавшие при радиационной аварии проходят под руководством медицинских
работников здравпункта медицинскую сортировку по следующим группам.

Группа 1:

• лица с тяжелыми клиническими проявлениями (неукротимая рвота в течение первых
30 минут, первичная реакция с уменьшением АД, гипертермия, потеря сознания, ранняя
эритема кожи с отеком);

• лица, получившие дозу внешнего общего облучения более 600 рад (6 Гр): — лица,
получившие дозу внешнего локального облучения более 1200 рад (12 Гр);

• лица с острым отравлением радионуклидами.
Группа 2:

• лица, получившие дозу внешнего общего облучения от 100 до 600 рад (1 Гр — 6 Гр);

• лица, получившие дозу внешнего локального облучения от 1000 до 1200 рад
(10 Гр — 12 Гр).

Группа 3:

• лица, получившие дозу внешнего общего облучения от 25 до 100 рад (0,25-1Гр);

• лица с поступлением радиоактивного йода с дозой на щитовидную железу от 75 до
225 рад (0,75 —2,25 Гр).

Группа 4:

• группа лиц, получивших дозу общего внешнего облучения менее 25 рад (0,25Гр).
Первая помощь оказывается персоналом предприятия или самими пострадавшими —

в порядке само- и взаимопомощи. Контроль за выполнением экстренных лечебно-
профилактических мероприятий возлагается на специализированную аварийную бригаду.

Первые мероприятия по ограничению поступления нуклида в организм, начинающиеся
непосредственно на месте происшествия, должны включать следующее:

• срочный вывод пострадавших из зоны загрязнения;

• наложение жгута выше локализации загрязненной нуклидом раны для усиления
венозного кровотечения;

• срочное последовательное снятие загрязненной одежды по заранее определенному
порядку;

• полный или частичный обмыв тела, ограничение распространения активности по телу и
поступления нуклида внутрь, герметизация повязкой (заклеивание) плохо отмываемого
загрязнения и др.;

• полоскание рта, носа, промывание глаз — после отбора мазков, с обязательным сбором
промывных вод в специальные четко маркированные емкости для радиометрического
исследования.

После принятия экстренных мер на здравпункте, пострадавший направляется в
медицинскую санитарную часть (МСЧ) с сопровождающим. Направление на обследование
подписывается администрацией или начальником службы радиационной безопасности или
дежурным персоналом здравпункта. В направлении-выписке указываются необходимые
сведения о пострадавшем. Дозиметрическая и прочая информация, необходимая для выбора
диагностических приемов и мер медицинской помощи, формируется службой радиационной
безопасности или персоналом смены на основании результатов предварительного экстренного
расследования обстоятельств происшествия. Информация является предварительной,
краткой и должна поступать в медицинское учреждение одновременно с пострадавшим в
виде соответствующей карты гигиенического обследования.

Одежда, бывшая на пострадавшем в момент аварии, а также сопутствующие предметы
(деньги, часы и пр.) должны быть сохранены и доставлены в специализированное учреждение
для специальных дозиметрических исследований, позволяющих с наибольшей точностью
определить дозу воздействия и ее распределение по телу. Карта подлежит постоянному
хранению в учреждении, а при переводе пострадавшего в другое медицинское учреждение
из нее делают необходимые выписки (эпикриз) или дублируют полностью.

Создается комплексная аварийная бригада. В ее обязанности должны входить:
расследование радиационных аварий, возможно полное выявление контингента пострадавших,
организация и проведение в необходимом объеме медицинской помощи.

Оказание медицинской помощи лицам, пострадавших при радиационных авариях, включает:

• экстренную доврачебную помощь;

• экстренную медицинскую врачебную помощь;

• квалифицированное медицинское обследование и лечение в полном объеме в
острый период;

• последующее динамическое медицинское наблюдение — в отдаленные сроки после
радиационной аварии;

• проведение общих и специфических лечебно-профилактических и оздоровительных
мероприятий;

• рациональное трудоустройство на основе экспертного заключения.

При получении сигнала оповещения о радиационной аварии, введении в действие "Плана
защиты персонала..." и эвакуации всего персонала смены в защитные сооружения на своих
рабочих местах остаются лица, необходимые для аварийной остановки блока.

Лица, оставшиеся на рабочих местах, обязаны:

• немедленно принять противорадиационные мед. препараты, надеть средства
индивидуальной зашиты (СИЗ) органов дыхания, глаз и кожных покровов;

• выполнять свои обязанности по останову блока согласно инструкций и директивных
документов по ликвидации аварии;

• при явной опасности для своей жизни или переоблучения с разрешения HCC перейти
на резервный щит управления;

• выполнять свои обязанности.

На рабочих местах и в медпунктах АЭС хранятся индивидуальные противорадиационные
аптечки, в состав которых входят:

Таблица 9.6
Состав индивидуальных противорадиационных аптечек

Препарат Единица измерения Разовая доза Количество доз
Препарат "Б-190" таблетки 3 (таблетка 0, 15 г) 2 (6 таблеток)
Иодид калия таблетки 1 (0,125 г)
Ферроцин (порошок) упаковки 1(1г)
Диметкарб таблетки
Биметил таблетки 1 (3 таблетки)
Порошок "Защита'" упаковки 1 (50г) 1 упаковка

Индивидуальная противорадиационная аптечка предназначена для персонала,
работающего на АЭС, и применяется с профилактической целью при прогнозируемой дозе
облучения более 25 бэр.

Как видно из вышесказанного, ожидается, что дозиметрист должен играть очень активную
роль в организации работы при преодолению последствий аварии в фазах аварии и

восстановления. В США для того, чтобы имелось руководство к действию, составлен шаг за
шагом, план действий для дозиметриста, непосредственно принимающего участие в ликвидации
аварии. Этот план приведен ниже в табл 9.7. Дозиметрист должен быть готов в любой
момент оказать значимую помощь в случае возникновения радиационной аварии.

Таблица 9. 7
План действий дозиметриста при аварии

1. Найди минуту для того, чтобы ознакомиться с рабочим пространством. Не действуй слишком поспешно. 2 . Первая помощь пострадавшим - главный приоритет. 3 . Эвакуируй персонал в безопасное место. Убедись, что никого не забыли. 4. Перекрой каналы вентиляционной системы, совершите другие шаги для минимизации мгновенного распространения загрязнения. 5. Вызови помощь. Извести аварийный персонал предприятия. 6. Отдели раненых, загрязненных и/или облученных людей для немедленного лечения. Проследи чтобы этим жертвам аварии была оказана медицинская помощь. 7. Достань дозиметрические приборы защитную одежду и средства защиты необходимые в данных условиях. 8. Осторожно войди в зону загрязнении и определи основные опасные места. Измерения проводи быстро оцени уровни радиации и/или установи пробоотборники воздуха. Быстро покинь зону и запиши полученные данные. 9. Опроси очевидцев. Определи вовлеченные в инцидент источники радиации. Передай эту информацию присутствующим врачам. 10. Используй силы службы охраны для удаления зевак из зоны и для контроля за входом. 11. Установи "горячую линию" по периметру загрязненной зоны и пропускной пункт. Заведи книгу учета входа и выхода персонала с учетом полученных доз. 12. Организуй приемник для отделения загрязненного, облученного и раненого персонала, выходящего из зоны на протяжении восстановительных работ. Организуй соответствующее материальное обеспечение и чистую одежду. 13. Убедись, что зона физически достаточно изолирована и несанкционированный вход невозможен. 14. Пере дай полномочия персоналу занимающемуся восстановительными работами

При возникновении коммунальной радиационной аварии кроме неотложных работ
относительно стабилизации радиационной обстановки (включая восстановление контроля
над источником) должны быть одновременно осуществлены меры, направленные на:

• сведение к минимуму количества лиц из населения получивших аварийное облучение;

• предупреждение или снижение индивидуальных и коллективных доз обучения
населения;

• предупреждение или снижение уровней радиоактивного загрязнения продуктов
питания, питьевой воды, сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственных угодий,
объектов окружающей среды (воздуха, воды, грунта, растений и т.п.), а также строений и
сооружений.

Радиологическая защита населения в условиях радиационной аварии базируется на
системе противорадиационных мер (контрмер), практически всегда являющихся
вмешательством в нормальную жизнедеятельность людей, а также в сферу нормального
социально-бытового, хозяйственного и культурного функционирования территорий.

При планировании и реализации вмешательств, направленных на минимизацию доз и
численности лиц из населения, попавших в сферу действия аварийного облучения, следует
руководствоваться тремя главными принципами радиологической защиты в условиях
радиационной аварии:

• любая контрмера должна быть оправданной, то есть полученная польза (для общества
и человека) от предотвращенной этой контрмерой дозы должна быть больше, чем
суммарный ущерб (медицинский, экономический, социально-психологический и т.д.) от
вмешательства, связанного с его проведением (принцип оправданности);

• должны быть применены все возможные меры (вмешательства) для ограничения
индивидуальных доз облучения на уровне, ниже порога детерминистических радиационных
эффектов, особенно порогов острых клинических радиационных проявлений (принцип
непревышения);

• необходимо выбирать такую контрмеру (или комбинацию нескольких контрмер),
чтобы разница между суммарной пользой и суммарным ущербом была не только
положительной, но и максимальной (в сравнении с другими возможными решениями)
(принцип оптимизации).

Все защитные контрмеры, используемые в условиях радиационной аварии, делятся на
прямые и непрямые.

К прямым относятся контрмеры, реализация которых приводит к предупреждению
индивидуальных и/или коллективных доз аварийного облучения населения.

К непрямым относятся все виды контрмер, не приводящих к предупреждению
индивидуальных и коллективных доз облучения населения, но уменьшающих
(компенсирующих) величину ущерба для здоровья, связанного с этим аварийным
облучением.

К непрямым, в частности, относятся контрмеры, направленные на повышение качества
жизни населения, получившее аварийное облучение введение социально-экономических и
медицинских льгот и денежных компенсаций, улучшение качества питания и др.

В зависимости от масштабов и фаз радиационной аварии, а также от уровней
прогнозируемых аварийных доз облучения контрмеры условно подразделяются на
экстренные, неотложные и долгосрочные.

С этого момента и далее под термином "контрмеры" следует понимать
"прямые контрмеры".

К экстренным относятся такие контрмеры, проведение которых ставит целью
предотвращение таких уровней доз острого и/или хронического облучения лиц из населения,
которые создают угрозу возникновения клинически выявленных радиационных эффектов.

Контрмеры квалифицируются как неотложные, если их реализация направлена на
устранение пороговых детерминистических эффектов.

К долгосрочным относятся контрмеры, направленные на предотвращение доз
кратковременного или хронического облучения, значения которых, как правило, ниже порогов
индуцирования детерминистических эффектов.

В Таблице 9.8 дано распределение разных видов контрмер по фазам радиационной аварии.

Таблица 9.8

Наши рекомендации