Тема: «Логические основы аргументации: доказательство и

Планы семинарских (практических) занятий

Целью семинарских (практических) занятий по логике является формирование культуры мышления студентов, способствующей умению правильно увязывать поступающий информационный (теоретический и практический) материал со своими личностными и профессиональными интересами. Надежным путем для приобретения привычек рационального мышления является решение логических задач и выполнение соответствующих упражнений. Для реализации цели и приобретения практических навыков совершения разнообразных логических операций необходимы систематические практические занятия в определенной последовательности: переход от простых упражнений к более сложным.

Планы семинарских (практических) рассчитаны на 18 аудиторных часов.

Семинарское занятие №1 (2 часа)

Тема: « Предмет и значение логики»

Цель занятия – закрепить теоретический материал и выработать навыки

определения тех языковых выражений, в которых нарушены законы логики, определения форм мышления, введение символики для обозначения структуры мысли.

План занятия

1. Предмет логики как науки о мышлении.

2. Логическая ступень познания. Языки естественные и искусственные.

3. Логическая форма и содержание мысли.

4. Логический закон. Истинность мышления и формальная правильность рассуждения. Ошибки в мышлении.

5. Логика в системе наук, технике, обучении и других сферах человеческой деятельности.

Упражнения:

1.Вставьте в скобки слово-омоним, соответствующее понятию, стоящему за скобками:

небесное тело (…) морской обитатель;

одежда балерины (…) упаковка;

игральная карта (…) литературное произведение;

лес (…) химический элемент;

шифр (…) слесарный инструмент;

символ девичьей красоты (…) символ смерти;

животное (…) монах;

металл (…) кожа;

собака (…) прейскурант;

шалость (…) болезнь

небесное тело (…) химический элемент

баллы (…) корректор зрения

( Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1972).

1.Проанализируйте выражения и укажите, в каких случаях нарушены законы логики:

а) Говорят, что язык до Киева доведет, а я сегодня купил язык. Завтра смело можно ехать в Киев.

б) Здесь можно заморить не только червячка (Объявление в столовой).

2.Укажите, какие методологические принципы формальной логики наруше-

ны (принцип объективности, всесторонности рассмотрения, тождества, достаточного основания).

а) Отец говорит сыну: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня».

Сын отвечает: «Тогда сегодня я не пойду в школу и буду отдыхать. Ведь завтра воскресенье».

б) «Один философ испытал сильнейшее потрясение, узнав от Бертрана Рассела, что из ложного утверждения следует любое утверждение. Он спросил: « Вы всерьез считаете, что из утверждения «два плюс два – пять» следует, что вы папа римский?» Рассел ответил утвердительно. «И вы можете доказать это?» - продолжал сомневаться философ. «Конечно!» - последовал утвердительный ответ, и Рассел тотчас же предложил такое доказательство:

1) предположим, что 2+2=5;

2) вычтем из обеих частей по 2: 2=3;

3) переставим правую и левую части: 3=2;

4) вычтем из обеих частей по 1: 2=1;

Папа римский и я – нас двое. Так как 2=1, то папа римский и я – одно лицо. Следовательно, я – папа римский» ( Смаллион Р. Как же называется эта книга? – М., 1981. С. 202).

в) В Уголовном кодексе РБ указано условие, при котором приговор признается несоответствующим деянию: « при наличии противоречивых доказательств…».

г) «Мертвый человек сгорает на костре, а живой сгорает от забот» (индийская мудрость).

4. Выявите логические формы мыслей, представленных в следующих языковых выражениях:

а) Некоторые студенты являются книголюбами.

б) Ни одна звезда не является обитаемой.

в) Все амебы - одноклеточные существа.

г) Некоторые животные не имеют четырехкамерного сердца.

д) планета Земля.

е) В конце нынешнего столетия население планеты составило приблизительно 6 миллиардов человек, и, как ожидается, к 2020 году оно достигнет 8 миллиардов. ( Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. – Женева, 1993. – С. 8)

ж) компьютерный вирус.

з) «15» не делится на «2» без остатка;

и) факультет экологической медицины;

к) Обязательное условие успешности вашей работы – непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений.

л) Мозг человека - хранилище разнообразной информации, накопленной в результате опыта и обучения, которой человек пользуется в течение всей жизни.

м) Если человек не владеет той или иной способностью, то корректным является следующее утверждение: « Мне еще предстоит развить эту способность в себе».

о) На том основании, что здоровье людей зависит от качества окружающей среды, заключаем, что важными условиями сохранения здоровья являются обеспечение населения чистой водой, наличие достаточного количества качественной пищи, удаление бытовых и промышленных отходов. ( Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. – Женева, 1993. – С.10 )

5. Выявите логические формы мыслей, выраженных сложными предложениями, с учетом логических форм мыслей, выраженных простыми предложениями ( р, q ).

а) Если у человека есть склонность к абстрактному мышлению, то он способен хорошо освоить логику, а если такой склонности у него нет, то хорошо освоить логику такой человек не способен.

б) Врач либо правильно поставил диагноз, либо он ошибся.

в) Перейти к новому мышлению можно тогда и только тогда, когда откажешься от несоответствующих реальности догм и стереотипов.

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: Тетра Системс, 2007. Глава 1.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 1.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 1.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 1.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 1.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 1-4.

Контрольные вопросы:

1. Каковы формы чувственного опыта и логические формы мысли?

2. Какой из аспектов языка изучается в формальной логике?

3. Чем объясняется существование искусственных языков?

4. Как вы понимаете такие логические ошибки, как «подмена понятия», «противоречивость в рассуждении», «непоследовательность рассуждения», «незавершенность рассуждения», «декларативность, бездоказательность рассуждения»? Почему возникают подобные ошибки?

5. В чем суть и источники софизмов и паралогизмов?

Семинарское занятие №2 (2часа)

Тема: «Понятие (Имя)»

Цель занятия – выработать навыки выявления понятий, как форм мышления, определения видов понятий и отношений между ними; характеристики понятий по объему и содержанию.

План занятия:

1. Определение понятия. Понятие и слово.

2. Структура понятия. Содержание и объем понятия. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение.

3.Виды понятий.

4.Виды отношений между понятиями.

Упражнения:

1.Определите,какие из признаков являются существенными отличительными признаками для перечисленных ниже понятий?

а) Карандаш – красный; длина 18 см; оставляет след на бумаге; имеет грифельный стержень, деревянный корпус; затачивается перочинным ножом. б) Вертолет – средство передвижения по воздуху; имеет двигатель, пилотскую кабину, систему управления, несущий винт, помещение для пассажиров или грузов, привязные ремни.

в) Черепаха - имеет костный (или кожистый) панцирь; панцирь срастается с позвонками и ребрами; обитает в степях и пустынях, в пресных водоемах и морях; откладывает яйца; мясо черепахи употребляется в пищу; роговые щитки черепахи используются на различные поделки.

2.Определите объемы понятий:

Космический грузовой корабль; Тихий океан; сознание; первый советский космонавт; Зевс; ОНТ; религия; свобода; Упражнение са мая чистая родниковая вода; общественное мнение; русалка; общая теория относительности; белорусская лексика; Вавилонская башня; самый быстрый арабский скакун; виртуальная реальность; северо-байкальское нагорье; северный олень; закон Ома; государственная премия.

3. Найдите понятия, подчиненные следующим:

Растение. Город. ВУЗ. Экология. Понятие. Млекопитающее. Религия. Химический элемент. Движение. Дерево. Компьютер. Поэзия. Античный философ.

4. Приведите примеры понятий, равнозначных перечисленным ниже, не используя собственных имен:

Столица Беларуси; материя; высочайшая вершина Гималаев; равносторонний прямоугольник; плодородный слой земли; мельчайшая элементарная частица; насилие; крокодил; человек, знающий множество языков; завод; Вселенная.

5. Найдите понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими понятиями:

Учебное пособие. Столица. Депутат Совета национальностей Республики Беларусь. Самолет. Республика. Живопись. Наука. Хирург. Логика. Хищение.

6. Приведите понятие, подчиняющее приведенное ниже:

Университет. Лейтенант. Ехидна. Материалист. Генетика. Семинарское занятие. Антропология. Океан. Шиншилла. Саламандра. Биоценоз.

7. Найдите понятия, противоположные и противоречащие следующим:

Вежливость. Смелость. Дружелюбие. Твёрдый. Чистый. Далёкий. Справедливый. Любовь.

6.Изобразите круговыми схемами отношения между понятиями:

а) условный рефлекс, безусловный рефлекс;

б) моряк, офицер;

в) мотор, двигатель;

г) драматургия, поэзия;

д) Полярная звезда, созвездие Малая Медведица;

е) летательный аппарат, вертолет, винт;

ж) белорус, минчанин, славянин;

з) Мировой океан, море, суша;

и) академик, историк, доктор исторических наук;

к) элементарная частица, электрон, протон, молекула;

л) самолет, реактивный самолет, реактивный двигатель;

м) прямоугольник, ромб, квадрат;

н) ВУЗ, институт, колледж.

9. Найдите понятия, родовые по отношению к следующим:

Кинокомедия. Атомная электростанция. Газета. Ворона серая. Наводнение. Словарь. Параллелепипед. Натрий. Барбарис обыкновенный. Доцент. Окружность. Суффикс. Партеногенез.

10. Найдите понятия, видовые по отношению к представленным:

Общественно-экономическая формация. Учреждение. Искусство. Преподаватель. Климатический пояс. Флора. Полезное ископаемое. Море. Химический элемент. Партия. Стоимость. Правонарушение. Компьютер. Форма государственного правления. Закон. Лес. Философское направление. Деление клеток.

11.Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Экологическая практика. Сердце. Белорусский город. Нотариус. Восьмеричный путь спасения от страдания. Факультет мониторинга окружающей среды. Искусственный спутник земли. Аморальный поступок. Невежественный человек. Мэр города.

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 3.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 2.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 3,4.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 2,3.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 2.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 5.

Контрольные вопросы:

1)Каким законом регулируется отношение между содержанием и объемом понятия?

2)Какие виды отнощений существуют между понятиями?

3)Какие виды понятий существуют?

4)Что значит дать полную логическую характеристику понятия?

5)Различаются ли понятия по содержанию и объему?

Семинарское занятие №3 (2часа)

Тема: «Логические операции с понятиями»

Цель занятия – выработать навыки осуществления логических операций с понятиями: обобщение, ограничение, деление, определение.

План занятия:

1.Обобщение и ограничение понятий.

2. Определение понятий. Правила и ошибки определения. Виды определения понятий.

3.Деление понятий. Правила и ошибки деления. Классификация.

Упражнения:

1. Обобщите и ограничьте понятия:

Тонометр. Закон. Военнослужащий. Первокурсник. Государственный гимн. Музыкальные инструменты. Итальянская живопись. Естественная наука. Производственное объединение. Экология. Любовь. Экологическая этика. Населенный пункт. Отглагольное существительное.

2. Произведите деление перечисленных понятий:

Человек. Страна. Море. Плоская геометрическая фигура. История. Деньги. Художественное произведение. Наука. Книга. Философ. Кинофильм. Экономика. Насекомые. Растения. Монитор.

3. Дайте определения следующим понятиям через род и видовое отличие:

Устойчивое развитие. Невозобновляемые ресурсы. Остров. Генетика. Государство. Экологическая безопасность. Университет. Космогония. Автомобиль. Глагол. Суждение. Лед. Экология. Буддизм. Биосфера.

3. Приведите собственные примеры с обобщением и ограничением понятий

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 3.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 2.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 4-5.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 3.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 2.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 5.

Контрольные вопросы:

  1. Каким законом регулируется отношение между содержанием и объемом понятия?
  2. Как определить объем понятия?
  3. Какие виды отнощений существуют между понятиями?
  4. Какие бывают виды делений?
  5. Что представляет собой классификация?
  6. Какие правила необходимо соблюдать при определении понятий?
  7. Какие ошибки встречаются при неправильном делении понятий?

8. С помощью какой логической операции можно уточнить или выяснить смысл понятия?

9. Играет ли роль в повышении логической культуры мышления операция определения понятий и какую?

10. Почему происходит так, что иногда нас не понимают в разговоре или искажают смысл нами сказанного?

Семинарское занятие № 4 (2 часа)

Тема: «Суждение (Высказывание). Простое суждение »

Цель занятия – выработать навыки выявления простых суждений, классификации суждений по качеству и количеству, определения отношений между суждениями при помощи логического квадрата.

План занятия:

1. Классификация простых суждений по количеству и качеству.

2. Распределенность терминов в атрибутивном суждении.

3. Отношения между простыми суждениями по истинности. Логический квадрат.

Упражнения:

1. Найдите субъект, предикат, связку в суждениях, укажите кванторное слово, определите количество и качество суждений:

а) Шведская муха является вредителем сельскохозяйственных растений. б) Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики.

в) Наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных.

г) Некоторые рыбы живут до ста лет. д) Эльфов нет.

2. Определите виды суждений по объединенной классификации. Установите распределенность терминов (субъекта и предиката):

1) Это рассуждение является неправильным.

2) Это рассуждение не является правильным.

3) В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко.

4) Среди дикорастущих растений многие представляют собой большую ценность для медицины.

5) У него нет возможности прочесть эту книгу.

6) Человек находится на верхней ступени эволюционной лестницы природы.

7) Трава в этом месте достигала роста человека.

8) Наукообразное преподнесение лжи гипнотически действует на доверчивого человека.

9) Авторы этой книги не ставили своей задачей охватить все аспекты обсуждаемой проблемы.

10) Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

11) «Техника в сочетании с пошлостью – это самый страшный враг искусства» ( И.В.Гете).

3. Образуйте суждения всех форм (А, Е, I, О) из следующих пар понятий:

1) Русский князь; сторонник централизованной власти.

2) Моральная норма; норма права.

3) Крестьянское восстание; восстание закончившееся победой.

4) Комета; тело солнечной системы.

5) Звезда; мощный источник радиоизлучения.

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 2.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 3.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 6.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 4.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 3.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 6.

Контрольные вопросы:

  1. Все ли формы мышления бывают истинными или ложными?
  2. В чем смысл логического квадрата?
  3. Что означает распределенность терминов?
  4. Каким бывает количество и качество суждений?

Семинарское занятие № 5 (2 часа)

Тема: «Сложные суждения»

Цель занятия – выработать навыки характеристики логических союзов и сложных суждений, проверки сложных суждений путем построения таблиц истинности для отбора логических законов.

План занятия:

1. Образование сложных суждений. Логические союзы. Виды сложных суждений.

2. Отношения между сложными суждениями. Таблицы истинности.

3.Суждение и вопрос. Логика вопросов и ответов.

Упражнения:

1. Установите вид суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

1) Повсюду были видны либо озера, либо болота, либо речки.

2) Дождь то начинал хлестать теплыми каплями, то переставал.

3) С поезда сошли мы да какой-то старик.

4) «Храбрец или сидит в седле, иль спит в сырой земле» (Р. Гамзатов).

5) Движение парусника было возможно лишь тогда, когда дул ветер.

6) Атеросклероз чаще всего поражает жителей больших городов и людей умственного труда.

7) Если я устал и хочу спать, то я не могу готовиться к занятиям.

8) Неверно, что он систематически готовился к занятиям, однако он может решить эту задачу.

9) Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если оно не вынуждено изменить его под влиянием действующих сил.

10) Деньги – продукт стихийного развития товарных отношений, а не результат договоренности или какого-либо иного сознательного акта.

11) Если в какой-то точке пространства возникло переменное поле, то оно не стоит на месте, а со скоростью света распространяется во все стороны.

2. Подберите примеры сложных комбинированных суждений, произведите их символическую запись.

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 2.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 3.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 7.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 5-6.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 3.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 6.

Контрольные вопросы:

1. Какие логические союзы используются в логике?

2. С какой целью строят таблицы истинности?

3. По каким критериям в логике оценивается вопрос?

4. Какой вопрос называется некорректным?

5. Как правильно отвечать на вопросы?

6. Какой вопрос называется риторическим

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 2.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 3.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 3-4.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 7.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 3.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 6.

Контрольные вопросы:

1. Какие логические союзы используются в логике?

2. С какой целью строят таблицы истинности?

3. По каким критериям в логике оценивается вопрос?

4. Какой вопрос называется некорректным?

Семинарское занятие № 6 (2 часа)

Тема: «Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений»

Цель занятия – выработка навыков анализа дедуктивных умозаключенний (дедуктивных выводов), осуществления логических операций с целью получения непосредственных умозаключений.

План занятия:

1. Определение умозаключения. Его структура и виды.

2. Непосредственные умозаключения (логические операции превращения, обращения, противопоставления предикату, выводы по логическому квадрату).

3. Простой категорический силлогизм. Правила, фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

4. Сокращенный (энтимема), сложный ( прогрессивный и регрессивный полисиллогизмы, сорит) и сложносокращенный (эпихейрема) силлогизмы.

Упражнения:

1.Подберите суждения вида А, Е, I, О. Сделайте из них непосредственные выводы посредством логических операций: превращения, обращения, противопоставления предикату.

2.Сделайте вывод посредством логических операций превращения и обращения следующих суждений (если это возможно):

1. Некоторые философы не являются диалектиками.

2. Все граждане Республики Беларусь имеют равные права перед законом.

3. Многие страны мира проводят независимую внешнюю политику.

4. Многие вулканы не являются потухшими.

5. В частных суждениях субъект не является распределенным.

6. Демократические страны не одобряют агрессивной внешней политики.

7. Некоторые глаголы изменяются по родам.

8. Все морские котики являются ластоногими животными.

9. Никто из студентов этой группы не получил неудовлетворительной оценки по физике.

10. Все студенты вузов изучают логику.

11. Ни один вегетарианец не есть мясо.

12. Все православные соблюдают христианские заповеди.

13. Все десантники - здоровые люди.

14. Некоторые птицы являются водоплавающими.

15. Все необходимое для лечения уже было сделано.

16. Любой компьютерный вирус является программой.

17. Некоторые ответы не являются правильными.

18. Ни один политик не работает штукатуром.

19. Некоторые дети любят рисовать.

20. Металлы не растворяются в воде.

3.Сделайте выводпутем логической операции противопоставления предикату следующих суждений:

1. Все млекопитающие являются позвоночными животными.

2. Ни один невиновный не должен быть наказан.

3. Некоторые преступления не удается раскрыть.

4. Все фрукты содержать витамины.

5. Дельфин не является рыбой.

6. Многие неорганические соединения не растворяются в воде.

7. Шар не является плоской геометрической фигурой.

8. Жесткое космическое излучение является невидимым.

4.Сделайте полный разбор ПКС: укажите посылки и заключение, средний, меньший и большой термины; установите, какие из правил фигур ПКС нарушены:

1. Хулиганство – наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство – преступление.

2. Все города – населенные пункты. Село не является городом. Следовательно, село не является населенным пунктом.

3. Ни одна работа, в которой нет новых идей, не может быть премирована. Работа Озерова не премирована. Следовательно, в ней нет новых идей.

4. Некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд. Некоторые элементарные частицы – электроны. Следовательно, все электроны имеют отрицательный заряд.

5. Человек совершает полеты в космическое пространство. Иван Ильич – человек. Следовательно, Иван Ильич совершает полеты в космическое пространство.

6. Все тракторы являются машинами. Автомобили тоже машины. Следовательно, автомобили являются тракторами.

7. Все планеты – небесные тела. Луна не является планетой. Следовательно, Луна не является небесным телом.

8. Законы подлежат соблюдению, а инструкция не является законом, следовательно, инструкции не подлежат соблюдению.

5. Восстановите энтимемы до полных категорических силлогизмов с соблюдением их правил. По каким признакам, после этого, можно установить неприемлемость этих энтимем:

1. Антон не болен, так как у него нет повышенной температуры.

2. Ни одна женщина не мужчина, поскольку всякий мужчина человек.

3. Это растение папоротник, так как ни один папоротник никогда не цветет.

4. Трус не играет в хоккей, поскольку в хоккей играют настоящие мужчины.

5. Он стал поэтом, так как у него не хватало для занятий физикой воображения.

6. Все шутки придуманы, чтобы смешить людей. Поэтому ни один парламентский акт не придуман для того, чтобы смешить людей.

7. Сосед виновен, так как его привлекли к уголовной ответственности.

8. Уткин - отличник, так как он старательно готовится к экзаменам.

6.Определите виды полисиллогизмов и их логическую правильность:

1) Все деревья – растения, сосна тоже растение, следовательно, сосна - - твердоствольные растения, сосна – дерево, дерево. Все деревья следовательно, сосна - твердоствольное растение. Некоторые твердоствольные растения используются для постройки домов, сосна - твердоствольное растение, следовательно, используется для постройки домов.

2) Все рациональные числа – действительные числа, все натуральные числа – действительные числа, следовательно, все натуральные числа – рациональные числа. Все натуральные числа – рациональные числа, а все нечетные числа – натуральные числа, следовательно, все нечетные числа – рациональные числа. Все нечетные числа – рациональные числа, 9 – нечетное число, следовательно, 9 – рациональное число.

7.Определите правомерность вывода в следующих эпихейремах:

а) Все заповедные места в Беларуси взяты под охрану государства, так как они являются частью национального достояния. Беловежская пуща - заповедное место, так как она представляет собой уголок первозданной природы с редкой флорой и фауной. Следовательно, Беловежская пуща взята под охрану государства.

б) Искусственные спутники Земли имеют огромное народохозяйственное значение, поскольку на основании полученной с них информации осуществляется разведка полезных ископаемых, производится уточнение географических карт, составляется долгосрочный прогноз погоды и выполняются другие работы. Орбитальная станция «Мир» является искусственным спутником Земли, так как она, двигаясь по инерции, длительное время обращается вокруг Земли. Следовательно, орбитальная станция «Мир» имеет огромное народнохозяйственное значение.

8. Превратите сорит в развернутый полисиллогизм и определите логическую правильность рассуждений:

а) Земля обращается вокруг Солнца. Все планеты обращаются вокруг Солнца. Все планеты шарообразны. Все шарообразные тела отбрасывают круглую тень. Следовательно, Земля отбрасывает круглую тень.

б) Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой механики – физические законы. Следовательно, все законы квантовой механики имеют объективное содержание.

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 4.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 4.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 8-9.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 7-8.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 4.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 7.

Контрольные вопросы:

1. Какие умозаключения называются силлогизмами?

2. Как образуются фигуры и модусы простого категорического силлогизма?

3. С какой целью восстанавливают до полного силлогизма энтимему?

4. Какие силлогизмы называются сложными и сложносокращенными?

5. Какие примеры логических ошибок можете привести из силлогистической практики?

Семинарское занятие № 7 (2 часа)

Тема: «Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений»

Цель занятия – выработка навыков анализа дедуктивных умозаключенний, выводов из сложных суждений, определения модусов и правильности условно-категорических, разделительных, условно-разделительных и других видов силлогизмов.

План занятия:

1.Условные и условно-категорические силлогизмы.

2. Разделительные и разделительно-категорические силлогизмы.

3. Условно-разделительные силлогизмы. Дилеммы.

4. Понятие о логике предикатов и логике высказываний.

Упражнения:

1. Определите посылки, заключения и модусы в следующих условно-категорических умозаключениях:

а) Если имеется вирус, то не нужно продолжать работу. Работу не нужно продолжать. Значить, имеется вирус.

б) Если ангина – это болезнь, то ее нужно лечить. Ангина – болезнь, значить, ее нужно лечить.

в) Если компьютерная программа сделана правильно, то она работает. Компьютерная программа не работает. Значит, она сделана неправильно.

г) Если философ не признает первичность материи по отношению к сознанию, то он является идеалистом. Л.Фейербах признавал первичность материи по отношению к сознанию. Следовательно, Л.Фейербах не был идеалистом.

д) Если содержание понятия относится лишь к одному предмету, то такое понятие является единичным. Содержание понятия «профессор» относится более чем к одному предмету. Следовательно, оно не является единичным.

е) Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления. Действия А. содержат такие признаки. Следовательно, уголовное дело против А. может быть возбуждено.

2.Определите форму, модус и правильность следующих разделительных силлогизмов:

1) Приговор суда может быть либо обвинительным, либо оправдательным. Приговор суда по делу Ш. является обвинительным. Следовательно, этот приговор не является оправдательным.

2) Мировоззрение может быть или материалистическим, или идеалистическим, или религиозным. М. придерживается религиозного мировоззрения. Следовательно, М. не придерживается ни материалистического, ни идеалистического мировоззрения.

3) Обнаружить логическую ошибку в софизме может человек, обладающий логической или математической строгостью мышления. В., обнаруживший ошибку в софизме, обладает логической строгостью мышления. Следовательно, В. не обладает математической строгостью мышления.

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 4.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 4,5.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 9.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 8.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 5.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 7.

Контрольные вопросы:

1.Назовите отличия выводов из сложных суждений от выводов из простых суждений.

2. Как образуются разновидности условно-категорического силлогизма?

3. Что такое модус толенс?

4. Что называется дилеммой?

Семинарское занятие № 8 (2 часа)

Тема: «Индуктивное умозаключение. Умозаключение по аналогии» (1час.)

Тема: «Формы развития знаний: гипотеза, проблема, теория»(1 час.)

Цель занятия – выработка навыков построения и анализа индуктивных умозаключений, установления правильности вывода; построения выводов по аналогии;, распознавания логических ошибок в недедуктивных выводах, анализ основных форм развития знаний – проблемы, теории, гипотезы.

План занятия:

1.Индукция, ее структура и виды (полная и неполная индукция, популярная индукция, научная индукция).

1. Методы научной индукции.

2. Умозаключения по аналогии. Виды аналогии. Роль аналогии в науке и технике.

3. Формы развития знаний: проблема, теория, гипотеза.

Упражнения:

1.

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 5.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 6.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 9,10.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 9,10,13.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 6.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 8.

Контрольные вопросы:

Семинарское занятие № 9 (2 часа)

Тема: «Логические основы аргументации: доказательство и

опровержение» (2 часа)

. Цель занятия – выработка навыков правильного построения разных типов доказательств и опровержения; анализа ошибок в аргументации, доказательстве,.опровержении.

План занятия:

1. Доказательство и его структура: тезис, демонстрация и аргументы. Способы доказательства: прямое и косвенное.

2. Опровержение и его структура. Виды опровержения (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации).

Задачи и упражнения:

1. Проанализируйте логическую структуру следующих доказа­тельств:

а) "Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, при­ятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он - лишний" (Ж.Лабрюйер).

б ) "Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточи­вают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне" (К.Гельвеций).

в) "Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем" (Эпикур).

2. Какие виды доказательств существуют? Определите вид косвенного доказательства в следующем примере:

Врач пытается доказать пациенту, что тот не болен гриппом. Он приводит такие аргументы: если бы пациент был болен грип­пом, то у него были бы соответствующие признаки этой болезни (повышенная температура, головная боль, насморк и т.п.). Этих признаков у пациента нет.

3. Определите ошибки в рассуждениях, выдаваемых за доказательства:

а) Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовлетворительную оценку, или экзаменовать его дальше: "Я прочел весь курс. Так неужели же я ничего не знаю? Может быть, и я отвечу на что-нибудь?"

б) Конечно, это пьяница: взгляните только, какой у него красный нос.

в) «Вышеизображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушают всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих по­коев, чего прежде никогда по причине своей лености и гнус­ной тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собствен­ную... землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит свет, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже кaганец был потушаем» (Н.В.Гоголь "Повесть о том, как посорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем").

г) Все застенчивые люди самолюбивы. Следовательно, все неса­молюбивые люди не застенчивы.

7. Что такое паралогизм, софизм и парадокс?

8. В чем состоит нарушение законов логики, допущенное в следующих софизмах:

а) «Кто учит кого-нибудь, тот хочет, чтобы ученик его стал мудрым и перестал быть невеждою. Он, значит, хочет, чтобы ученик его стал тем, что он не есть, и перестал быть тем, что он есть теперь. Следовательно, он хочет его привести из бытия в небытие, то есть уничтожить».

б) «Знаешь ли ты этого закрытого человека? Нет. Это твой отец. Значит

ты не знаешь своего отца».

Литература

1.Берков, В.Ф. Логика: элементарный курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. – Минск: ТетраСистемс, 2007. Глава 5,6.

2. Гетманова, А.Д. Логика. – М: Высшая школа, 2000. Глава 7.

3.Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2001.

4.Ивин, А.А. Логика: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. Глава 11.

5.Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 10,11,12.

6.Савчук, Т.Н. Логика: учебное пособие. – Минск: БГПУ, 2008. Глава 7.

7. Чуешов, В.И. Основы современной логики: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. ( Серия «Социально-гуманитарное образование»). Глава 9.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы участвуют в формировании убеждений?

2. В чем отличие прямого доказательства от косвенного?

3. В чем заключается специфика различных способов опровержения?

4. Что такое опровержение? Какова его логическая структура?

5. Какие имеются способы опровержений?

6. Какие правила необходимо выполнять по отношению к те­зису, аргументам и демонстрации доказательства или опровержения?

7. Что такое паралогизм, софизм и парадокс?

4. Индукция и ее виды.

5. Умозаключения по аналогии.

Доказательство и опроверженКонтрольные задания по курсу «Логика»

Вариант 1

Тема: Логика как наука, ее предмет и задачи.

Задачи.

1. Дать определение понятию: силлогизм.

2. Провести операцию деление с понятием: растения.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все млекопитающие имеют четырехкамерное сердце.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Ни одна амеба обыкновенная не является многоклеточным живым организмом.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Медь, как и все металлы электропроводна.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (рÚù q) ® (r ºù p)

Вариант 2

Тема: Понятия.

Задачи.

1. Дать определение понятию: медицина.

2. Провести операцию деление с понятием: материал.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все рептилии являются хладнокровными животными.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Некоторые люди имеют IV Rh- группу крови.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Так как он не знает правил логики, ему будет трудно понять в чем здесь заключается ошибка.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

(р ® q) Ú ù r

Вариант 3

Тема: Простое суждение.

Задачи.

1. Дать определение понятию: млекопитающие.

2. Провести операцию деление с понятием: водные системы.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Ни один невиновный не должный быть наказан.

4. Обобщить понятие: Обезьяна.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Слово «кофе» не изменяется по падежам, как и некоторые существительные.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (р Ùù q) º ù r

Вариант 4

Тема: Дедуктивное умозаключение. Выводы из сложных суждений.

Задачи.

1. Привести подчиненное понятие и понятие подчиняющее: Философия.

2. Провести операцию деление с понятием: почва.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все самолеты является летательными аппаратами.

4. Преобразовать суждение путем операции превращения:

Беларусь не является членом НАТО.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

У него в соматических клетках нет лишней 47 хромосомы, значит он не болен синдромом Дауна.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности

(ù q Ù p) Ú ù r

Вариант 5.

Тема: Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение понятий.

Задачи.

1. Привести подчиненное понятие и понятие подчиняющее: Психология

2. Провести операцию деление с понятием: лес.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все врачи имеют медицинское образование.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Все млекопитающие дышат легкими.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Некоторые автомашины дребезжат на ходу. Моя автомашина дребезжит на ходу.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности

(p ® q) ºù r

Вариант 6

Тема: Логические операции с понятиями. Определение понятий.

Задачи.

1. Дать определение понятию: катастрофа.

2. Провести операцию деление с понятием: искусство.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Некоторые млекопитающие являются сумчатыми животными.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Некоторые птицы не строят гнезд.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Некоторые млекопитающие являются водными животными.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (p Ú q) º (ù p ® r)

Вариант 7

Тема: Логические операции с понятиями: деление понятий.

Задачи.

1. Дать определение понятию: гигиена.

2. Провести операцию деление с понятием: часы.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Каждая учебная практика является обязательным элементом образования, делающим из студента специалиста.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Инвестиции – важная составляющая часть ВНП.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Шимпанзе относится к отряду приматов, как и человек.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

р ® (ù q º ù r)

Вариант 8

Тема: Аргументация. Структура и виды аргументации..

Задачи.

1. Дать определение понятию: ареал.

2. Провести операцию деление с понятием: климатические зоны..

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все лошади непарнокопытные животные..

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Птицам в полете помогает процесс двойного дыхания..

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Некоторые сбережения граждан Республики Беларусь являются потенциальными инвестициями в экономику страны, поэтому мои сбережения являются вкладом в экономику страны.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

p º ( q Ùù r)

Вариант 9

Тема: Логика опровержения.

Задачи.

1. Дать определение понятию: экономика.

2. Провести операцию деление с понятием: медицина.

3. Преобразовать суждение путем операции превращения:

Некоторые птицы являются перелетными.

4. Обобщить понятие: сердолик.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

(ù p ® ù q) Ú r

Вариант 10

Тема: Сложные суждения.

Упражнение.

1. Дать определение понятию: индуктивное умозаключение.

2. Провести операцию деление с понятием: история.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Некоторые моллюски не имеют раковины.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Обтекаемая форма тела птиц способствует полету.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки – преступление против государственной власти.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (p Ù q) Ú ( ù r ® ù q)

Вопросы к зачету.

1. Предмет логики и ее место в системе научного знания: понятие абстрактного мышления.

2. Особенность и отличительные признаки абстрактного мышления.

3. Какова роль логики в формировании общей и профессиональной культуры специалиста (практическое значение и функции логики).

4. Истинность и правильность мышления как логические понятия и критерии. Понятие истины и логической формы мысли

5. Мышление и язык. Логический анализ языка: понятие знака, язык как знаковая система.

6. Понятие как форма мышления. Роль понятий в мыслительной деятельности.

7. Виды понятий. Основные характеристики понятия.

8. Отношения между понятиями. Круговые схемы Эйлера.

9. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение.

10. Логические операции с понятиями: определение. Правила и виды.

11. Логические операции с понятиями: деление. Виды и правила деления.

12. Структура и виды суждений.

13. Классификация суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в простых суждениях.

14. Модель «логический квадрат». Правила логического квадрата.

15. Образование сложных суждений. Отрицание как логическая связка.

16. Виды сложных суждений. Понятие логического союза.

17. Умозаключение как форма мысли и выводного знания.

18. Дедуктивные умозаключения, их виды.

19. Простой категорический силлогизм. Структура и правила.

20. Фигуры силлогизма и правила фигур.

21. Индуктивные умозаключения, их виды и особенности.

22. Популярная и научная индукция как виды неполной индукции.

23. Общенаучные методы установления причинно-следственных связей в индуктивной системе логики.

24. Роль и значение дедукции и индукции в мышлении, познании, образовании, экологии и т.д.

25. Умозаключение по аналогии.

26. Основные логические законы.

27. Вопрос и ответ. Структура и виды.

28. Логические аспекты проблемы доказательства.

29. Прямое и косвенное доказательство.

30. Логические основы аргументации. Правила аргументации.

31. Логика и словесный диалог. Структура и виды диалога.

32. Логическая работа над созданием научного текста.

33. Логическая структура текста и проблема понимания.

34. Способы логического изложения научного материала.

35. Логика публичной речи.

36. Понятие логической культуры.

Наши рекомендации