Требования к выполнению научной работы

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет

Филологический факультет

Кафедра русского языка

Н.П. Курмакаева, Т.В. Тукова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Утверждено к печати

ученым советом

филологического факультета.

Протокол № 10 от 26.06.2013 г.

Донецк-2013

УДК 37.016:811.161.1(07)

ББК Ш12=411.2*9р20–268

К 93

Авторы-составители:

Курмакаева Н. П., канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры русского языка Донецкого национального университета;

Тукова Т. В., канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры русского языка Донецкого национального университета

Рецензент:

Н.А. Ярошенко – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего языкознания и истории языка ДонНУ

Ответственный редактор:

В.И. Теркулов – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка ДонНУ

Утверждено к печати ученым советом

филологического факультета.

Протокол № 10 от 26.06.2013 г.

Курмакаева, Н. П., Тукова, Т. В.

Научно-исследовательская работа школьника по русскому языку: учебно-методическое пособие / Н. П. Курмакаева, Т. В. Тукова. – Донецк: ДонНУ, 2013. – 56 с.

Цель пособия — помочь школьнику освоить форму научного произведения при написании научно-исследовательской работы. Пособие содержит перечень требований к научному сочинению по русскому языку и рекомендации по выбору темы, изучению теоретической литературы, сбору и систематизации языкового материала, описанию результатов научных изыска­ний, оформлению работы и подготовке к защите. Изложенные требования позволяют осуществлять преемственность в ряду «научно-исследовательская работа школьника – курсовая работа студента — магистерское сочинение – кандидатская диссертация».

Адресовано учащимся старших классов – членам МАН Украины, слушателям школы «Юный филолог», а также преподавателям, руководящим научными работами школьников.

УДК 37.016:811.161.1(07)

ББК Ш12=411.2*9р20–268

© Н.П. Курмакаева, Т.В. Тукова, 2013

© ДонНУ, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………………………..4

1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ……………………………….5

1.1. Цели и задачи научной работы по русскому языку ……………………………....5

1.2. Требования к исполнителю научной работы……………………………………7

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………..8

2.1. Этапы выполнения научно-исследовательской работы ……………………….....8

2.2. Выбор темы по русскому языку …………………………………………………...8

2.3. Работа с литературой по проблеме………………………………………………..10

2.4. Сбор и систематизация языковых фактов……………………………………….13

2.5. Обработка языкового материала…………………………………………………15

3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………….....16

3.1. Структура научной работы ……………………………………………………....16

3.2. Обязательные элементы вводной части ………………………………………....17

3.3. Рекомендации к написанию основной части работы …………………………..20

3.4. Особенности Заключения …………………………………………………………23

4. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ …………………………………………………....24

4.1. Язык и стиль научной работы …………………………………………………….24

4.2. Написание числительных в тексте ……………………………………………….27

4.3. Правила сокращения слов и словосочетаний ……………………………………28

4.4. Техническое оформление работы ………………………………………………..29

4.4.1. Правила оформления содержания и нумерация работы …………………30

4.4.2. Заголовки структурных частей работы ……………………………………30

4.4.3. Таблицы ……………………………………………………………………..32

4.4.4. Цитаты ……………………………………………………………………….33

4.4.5. Ссылки ………………………………………………………………………34

4.4.6. Иллюстрации, примечания, сноски, перечисления ……………………..35

4.4.7. Список использованных источников …………………………………….37

4.4.8. Приложения …………………………………………………………………40

5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА РАБОТЫ……………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примерная тематика научно-исследовательских работ школьников 42

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Образец выписки из научных источников ………………………….....43

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Образец оформления карточки иллюстративного материала………...43

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Средства организации связного текста …………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Список определений оценочного характера в научном тексте………46

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Некоторые общепринятые случаи сокращения слов …………………48

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Образец оформления титульного листа ……………………………….49

ПРИЛОЖЕНИЕ З. Образец оформления содержания работы ……………………………..50

ПРИЛОЖЕНИЕ И. Образцы оформления библиографического описания ……………….51

ПРИЛОЖЕНИЕ К. Заочное оценивание научно-исследовательской работы ……………..55

ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Оценивание защиты научно-исследовательской работы ……………..55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………….....56

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из важных задач, стоящих перед Малой академией наук (МАН) Украины, является формирование у молодежи умений и навыков ведения научного исследования. Формой реализации этой задачи определена научная работа школьника по актуальной теме избранной отрасли научных знаний. В секции русского языка, самой молодой в системе МАН Украины, еще только складываются традиции подготовки, организации и проведения конкурсов-защит научных работ. Опыт предыдущих лет выявил ряд слабых мест, как-то: правильный выбор проблематики, точность и корректность формулировки темы, методика сбора, систематизации и описания языкового материала, культура письменной научной речи, технические требования к оформлению и др.

Данной пособие призвано помочь и юному исследователю русского языка, и его научному руководителю на всех этапах работы над избранной проблемой – от выбора темы до защиты подготовленного научного сочинения.

Научная работа по русскому языку – это самостоятельно выполненное исследование по четко сформулированной теме, актуальной для современной лингвистической науки, в процессе работы над которым ученик получает знания, умения и навыки в ведении научных изысканий. Работа должна иметь четкую структуру и содержать результаты самостоятельного поиска, сформулированные в выводах. Выбор темы, методика ее разработки, оформление результатов исследовательской работы школьника почти не отличаются от студенческих курсовых и дипломных работ. А техническое оформление должно полностью соответствовать требованиям Государственного стандарта, предъявляемым к диссертационным исследованиям (ДСТУ 3008-95) [2; 3].

Научная работа состоит в разработке либо недостаточно изученной, либо дискуссионной для современной лингвистики проблемы и, как и курсовая работа студента, пре­дусматривает достижение таких результатов, которые представляли бы определенный научный интерес и могли бы быть использованы в дальнейших языковедческих изысканиях – в курсовых, дипломных, магистерских и диссертационных сочинениях. Качество ученического исследования и весомость достигнутых результатов зависят от ряда факторов, в числе которых посильность избранной темы, правильность поставленной цели и методов исследования, достаточная обеспеченность теоретической литературой, умение собирать и работать с картотекой фактического материала, способность обобщать и формулировать выводы. На учете этих и других факторов и строится данное пособие, представляющее собой попытку комплекс­ного рассмотрения всего процесса подготовки членами МАН научных работ, обобщения важнейших проблем, которые возни­кают у юных исследователей на разных этапах подготовки. В пособии раскрываются основы методологии научного твор­чества, методика написания и правила оформления научных ра­бот школьников, порядок их защиты. Однако данные рекомендации не могут в полной мере заменить ученику консультаций со своим научным руководи­телем. Наше пособие лишь позволит более самостоятельно ра­ботать над избранной проблемой и избежать особенно часто встречающихся недостатков и ошибок при подготовке и оформлении работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации