Типичные недостатки сочинений, выявленные при оценке по критерию № 1 4 страница

К ним, прежде всего, относится искажение пропорций сочинения, вызванное неумением ученика соотносить части работы с точки зрения их объема, разграничивать вступление и основную часть, основную часть и заключение. В результате этого нарушения вступление может сливаться с основной частью, забирая на себя значительную часть объема сочинения в целом, для основной части остаются только аргументы, а стандартный вывод не в состоянии уравновесить возникший дисбаланс и т.д. Наиболее гармоничной принято считать композицию, при которой суммарный объем вступления и заключения составляет примерно половину объема основной части, а вступление и заключение в целом уравновешивают друг друга. Безусловно, подобная рекомендация носит общий характер и должна использоваться с учетом содержательного наполнения частей.

Другой типичной логико-композиционной ошибкой является нарушение смысловых связей между основными частями сочинения, то есть между вступлением и основной частью работы, вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. В наиболее сложных случаях логический сбой пронизывает всю работу и может в итоге привести к отступлению от темы. Приведем пример сочинения на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?», в котором на протяжении работы происходит постепенная подмена темы другой, близкой по звучанию и набору ключевых слов, но совершенно непохожей на первую по характеру вопроса, содержательному акценту.

Вступление: «Дом – основа человеческого житья. Семейный очаг – символ безопасности, уюта и тепла. Теплые воспоминания о родительском доме человек хранит всю жизнь. Если мы дорожим домом, он действительно может многое рассказать о нас».

Основная часть содержит рассказ о детстве Обломова в доме родителей, весьма неудачный, с фактическими ошибками, но в целом соответствующий исходным тезисам. Далее следует списанный фрагмент. Он связан с понятием «дом», но очень далек и от темы, и от тезиса, которым закончилось вступление: «Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир». Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живет большая и дружная семья графа Ильи Андреевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места. Глава дома - граф Илья Андреевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. «Он – сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нем знакомые после его смерти. Толстой подчеркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы. Все это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности».

Заключение: «Дом, где хозяин заботится о своей семье, является настоящим истоком нравственных ориентиров. Дом должен быть образцом семейного счастья и уюта».

И второй аргумент, и вывод больше соответствуют теме: «Какое значение дом имеет в жизни человека?» Очевидно, что начало работы и первый аргумент были соотнесены с выбранной темой, поскольку обучающийся еще мог удержать ее в центре внимания. Во втором аргументе он использовал готовый материал по ключевому слову «дом», который не смог преломить в нужном ракурсе, поэтому нарушил логические связи между частями работы и незаметно для себя перешел к ответу на другой вопрос в рамках того же тематического направления. При оценивании такой работы приходится констатировать, что или тема не раскрыта, или логические ошибки мешают понять смысл сочинения.

Одним из наиболее распространенных логико-композиционных нарушений в сочинении является несоответствие между тезисами и аргументами, между тезисами и приведенными примерами.

Рассмотрим фрагмент сочинения на тему «Мой дом – моя крепость?», содержащий перечисленные выше недостатки.

(Тезис 1) Передо мной тема сочинения «Мой дом – моя крепость?». Могу предположить, что понятие о слове «дом» бывает разным: дом отдыха, культуры и творчества, для кого-то дом – это крепость, Родина. Позволю себе высказать свою точку зрения. Каждый человек понимает и воспринимает значение слов «Мой дом – моя крепость» по-своему.

(Аргументы) Я в данном сочинении хочу написать о своем доме как о крепости, что значит для меня понятие слов: «Мой дом – моя крепость»? Мои родные пенаты не только крыша над головой, где можно существовать. Это, в первую очередь – родной уголок, семейный очаг, то место, где живет моя семья. Здесь я могу отдохнуть, набраться сил, где мне не откажут в трудную минуту. За стенами своего дома, своей крепости ничего не грозит, а рядом окружают близкие люди.

Очевидно, что в многословном и нечетком тезисе заключена всего одна мысль: выражение «Мой дом – моя крепость» каждый человек понимает по-своему. (Заметим, что афористический смысл выражения предельно ясен, а именно: дом-крепость защищает человека от всех внешних опасностей). Вместо необходимых аргументов, доказывающих этот тезис, выпускник пишет, чем для него является его родной дом.

(Тезис 2) У народов значение слов «Мой дом – моя крепость» тоже разное. Например, современное понятие калмыков о доме сильно отличается от предков.

(Аргументы) Калмыки были кочевым народом и жили иначе, в сборно-разборных, покрытых кошмой жилищах, называемых кибиткой. Для кочевников степь – это то место, которое они считают домом и крепостью.

(Пример из литературы) Свою точку зрения могу доказать, обратившись к произведению М. А. Шолохова «Судьба человека». В этом рассказе идет речь об Андрее Соколове, у которого была семья и дом. Но тут пришла война. Андрей ушел на фронт защищать свою Родину, дом и семью. После победы над немецкими захватчиками возвращается домой и видит, что от его дома осталась «глубокая яма, заполненная ржавой водой». «Была семья, свой дом, все это лепилось годами и рухнуло в один миг», – говорит о себе герой. Вскоре он устраивается на работу водителем и встречает мальчика-сироту у чайной. Герой рассказа решает усыновить ребенка и говорит, что он его родной отец. Мальчик очень счастлив встрече с отцом. Андрей тоже рад, что у него появилась надежда на создание семьи и родного дома, своей крепости.

Очевидно, что приведенный пример из литературного произведения неудачен и не соответствует ни тезису 1, ни тезису 2 (о специфике понятия «дом» у калмыков). Выпускник вместо ключевого понятия «крепость», которое в сочинении можно раскрыть двояко (дом как стены, которые могут защитить жизнь человека, и дом как люди, которые являются единомышленниками и могут защитить внутренний мир человека от сомнений и душевных ран), все время пишет о доме вообще и о том, какой трагедией может стать отсутствие дома.

Нередко даже в хороших сочинениях наблюдается нарушение логики при переходе от одной мысли к другой, отсутствие логической связи между отдельными тезисами, содержательное противоречие тезисов, сформулированных в разных частях работы, например:

«А вовремя урока, если он скучный, кажется, что он длится целую вечность» (в рассуждении до аргументов); «Время всегда идет быстро» (в выводе той же работы); ситуативно каждый тезис оправдан, но канву своего размышления в целом выпускник не сумел удержать в поле зрения;

«В детстве мир наполнен радостью открывающихся впереди возможностей. Все люди также отчетливо помнят и хранят в памяти события, связанные с первым чувством любви»;

«Люди миллиарды лет развивались, выживали, вели войны между собой. Большая часть истории вовсе не сказочки для детей, это суровая реальность нашего мира, сущность человека, его последствия. История она ценна. История она одна».

Таким образом, логические ошибки в сочинении могут быть очень разнообразными. К числу наиболее частых ошибок следует отнести следующие:

· отсутствие логических «мостиков» между смысловыми частями работы,

· отсутствие логических переходов от одной мысли к другой,

· необоснованные повторы одних и тех же мыслей,

· неумение структурировать текст на абзацы и пр.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Речевой компонент итогового сочинения имеет важное значение в оценке качества работы. Лучшие работы выпускников отличаются грамотным речевым оформлением, соответствующим критериям содержательности, точности, понятности, выразительности, правильности речи.

Развитость речи выпускника проявляется в следующих особенностях речевого оформления сочинения: точность выбора слова, богатство лексики; использование разнообразных средств выразительности, синонимов, разнообразных синтаксических конструкций, риторических приемов; умение подобрать слова, передающие нюансы мысли.

Приведем фрагмент работы выпускника, обладающего развитой речью.

Что человек стремиться забыть? А что наоборот, старается удержать в памяти? На первый взгляд ответ очевиден – мы стараемся сохранить память о хороших, светлых и радостных моментах нашей жизни, а все темное, все, что нам неприятно, больно вспоминать, мы стремимся стереть из нашей памяти. И не только из памяти. Многие из нас и вовсе хотели бы убрать все эти неприятные события из своей жизни, стереть из самого бытия, сделать так, чтобы они вовсе не происходили. Но как бы мы не хотели забыть, память цепко держит плохие воспоминания. Все события, произошедшие в нашей жизни, в той или иной степени меняют нас. Обычно потрясения делают нас сильнее и крепче. Уверен, человек, выросший в тепличных условиях, без невзгод и печалей, был бы слабой личностью.

На основе анализа качества письменной речи авторов итоговых сочинений можно заметить закономерность: хорошее речевое оформление работ сочетается с глубиной и оригинальностью мысли, выраженной выпускником.

Приведем фрагменты сочинений, удачных как в речевом, так и в содержательном отношении:

• «Дом охраняет не только от непогоды, недоброжелателей, но и от душевного беспорядка»;

• «Что для нас означает чтение? На первый взгляд может показаться, что это отдых. Нам представляется человек, сидящий на диване или в кресле с книгой в руках. Он, наверное, не заметит нашего присутствия, если по-настоящему глубоко увлечен книгой. Его разум, его эмоции в этот момент поглощены произведением. Конечно же, чтение – это труд, умственный труд и духовный»;

• «Одни выбрали жизнь. Это свободные люди с чистой совестью. А другие – страх. Страх разоблачения окружающими и страх собственного разочарования в сделанном когда-то выборе. Это преступники»;

• «Гуров начал чувствовать приземленность и даже низменность своих прежних интересов»;

• «Мгновение хочется остановить, когда человек обретает гармонию с природой и самим собою».

Число работ, в которых низкое качество речи действительно существенно затрудняет понимание смысла сочинения, минимально. Однако около 20% сочинений имеет по критерию № 4 «незачет».

Анализ сочинений в целом свидетельствует о недостаточно высоком уровне сформированности речевых компетенций выпускников: бедности лексики, однообразии грамматических конструкций, разного рода речевых недочетах и ошибках.

Ниже выделены наиболее часто встречающиеся в сочинениях недостатки речевого оформления работ.

1) Неуместный повтор слова, выявляющий бедность словарного запаса

«Автор книги сумел показать в своей книге интересных героев»; «Я люблю любовную лирику»; «История творится человеком. История построена на судьбах людей. Люди творят свою судьбу сами. У каждого человека своя история, и она может отличаться от других. Но каждый человек влияет на историю других»;

2) Употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

«Изображение образа»; «В повести повествуется…»; «Каждый понимает понятие «дом» по-своему…»; «Писатель хочет написать свой рассказ»; «Манилов судьбами и интересами крестьян не интересуется»; «В их числе можно перечислить и Шекспира»; «Любовь – это светлое, радостное, а также жестокое, бесчувственное чувство»;

3) Смысловая избыточность (плеоназм)

«В детстве для каждого из нас все бывает впервые и вновь»; «Люди также отчетливо помнят и хранят в памяти события»; «Обломов снимал квартиру, в которой царил хаос и беспорядок»; «За стенами своего дома, своей крепости ничего не грозит, и рядом окружают близкие люди»; «Люди вкладывают огромные денежные финансы в проекты, связанные со временем»; «Любовь может дать взаимопонимание друг к другу»;

4) Неточное словоупотребление

«Когда мне хочется посмотреть на большую, чистую любовь, я открываю романы…»; «Мы становимся свидетелями той разрушительно-созидательной формы чувств между Наташей Ростовой и Андреем Болконским, которая ранит их…»; «время – бесконечно протяженная в пространстве вещь»; «Свою правдивость я хотела бы доказать»; «В самом начале истории рассказывается о злобном и кровожадном тиране, постигшему участь своего отца»;

5) Нарушение лексической сочетаемости

«У доктора Рагина произошло прозрение памяти»; «окончательное решение в пользу деградации Ионыч принял, когда садился в свой экипаж…»; «оставшись в одиночестве, ты познаешь пустоту, которую бы закрывали твои родители и все близкие люди»; «охватило странное чувство воспоминаний»; «оттенок испытаний»; «менять историю вспять»; «Дети не получают плохого влияния»; «Как можно красочней сохранить хорошие воспоминания»; «Дом для каждого из нас имеет исключительную черту»; «Они могут нести под собой неоднозначную смысловую нагрузку»; «… работающий в нижних чинах Желтков»; «Любовь к любому противоположному человеку»; «В доказательство<…> я могу привести <…> отрывок из жизни Есенина»; «Ее воспитание нельзя назвать плохим, но и счастливым его не назовешь»; «Особенно четко описано прощание Дарьи с отчим домом»; «О времени в более поучительном нраве писал Тургенев»; «Мое мнение по поводу их любви имеет два смысла»;

6) Смешение паронимов

«Человеческая мудрость сопоставляется из поступков»; «В правильности такой точки зрения меня пробуждает художественная литература»; «Во многом наш характер формулируется в зависимости от места, где мы живем»; «Понятие семьи непрерывно связано с понятием «дом»;

7) Результат неправильного словотворчества

«Базаров осознает нищетность прожитой жизни»; «Незначайно убил монаха и убежал из имения»; «Он нетерпеливый, спыльчивый»;

8) Стилистические ошибки

«Книга может подсобить с ответом»; «К сожалению, бывают моменты в жизни, о которых мы не любим вспоминать: болезни, смерть, война и многое такое»; «Он познал, как ошибался, когда хотел сигануть в окно»; «На поставленный вопрос мне поможет ответить культовый роман известного русского писателя Гоголя “Мертвые души”»;

9) Неверное использование устойчивых оборотов

«Булгаков сочувствует своему герою и протягивает ему лучик надежды в лице фельдшерицы Анны»; «обретает счастье в другом человеке»; «уделил дому немалое значение»; «Фонвизин приводит во внимание семью Простаковых»; «Обломов, встретив Ольгу, отдает ей все свое “я”»; «Человек, как ветер, делает то, что ему в голову придет»; «Эти герои для меня будут всегда примером подражания»;

10) Речевые штампы

«Любовь побуждает нас быть стойкими и сильными в трудную минуту ради своей второй половинки»; «Литература – духовный наставник каждого человека. Книга – верный друг и соратник, который может прийти на помощь в любую минуту, подсказать верное решение…»; «Год литературы может помочь людям осознать всю важность литературного чтения и направить их на путь истинный»; «Пользуясь случаем, приведу в пример одного из героев»; «Для каждого человека дом – это святое место. Никто не забудет свое родное гнездо»;

11) Канцелярит

«Подтверждение моих слов можно найти в рассказе А.П. Чехова «Палата №6». А именно ознакомиться с работой Андрея Ефимовича Рагина»; «Развитие индивида посредством литературы начинается с самого раннего возраста, уже тогда ребенок изучает детскую литературу»; «Исходя из вышесказанного, можно сказать»;

12) Неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов

«Кто такой герой, может быть это смелый рядовой воин, готовый умереть за родину, терпящий боль и страдания? Или это известный поэт и писатель, проливающий свет на всеобщие важные вопросы, о которых другой не осмелился бы и думать!?»; «Петр Гринев из еще одного очень хорошего произведения “Капитанская дочка”»; «Это нам показал великий писатель Гоголь в своем не менее великом произведении “Мертвые души”»; «В этом огромном красочном мире, где бесконечно сверкают огни и играет музыка, очень легко затеряться. Шум, суета, хаос – спутники нашей жизни. Мы, как молекулы в кипящей воде: находимся в вечном движении, соприкасаемся, соединяемся, бьемся, взрываемся».

Кроме перечисленных выше ошибок, традиционно относящихся к речевым, необходимо выделить как наиболее частотные ошибки мышления и ошибки коммуникации, которые также свидетельствуют о недостаточном уровне речевого (мыслительно-речевого; коммуникативного) развития выпускников, проявляющемся в их итоговых сочинениях:

Ошибки мышления

1. Фактические ошибки

Ошибки содержания языковых единиц

Искаженное восприятие социальных явлений: «И он привел в пример другого народа в лице Штольца»; искаженное восприятие терминов и понятий: «В этой семье свои нравственные ценности. По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли…»; искаженное восприятие пословиц, поговорок, метафорических высказываний: «Когда мы произносим эти слова «моя хата с краю», мы оскверняем свой родной дом»; «Я думаю, что высказывание «моя хата с краю» – не очень хороший принцип, так как человеку без разницы, где ему жить, в городе или за городом»; искаженное восприятие процессов: «Катерина Петровна своей любовью дала дочери Насте образование»; «Кто помогает передать нам произведение? Конечно же, книга»; искаженное восприятие названий (имен собственных) объектов действительности: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»; «Героиня «Гранатового браслета» – графиня Вера Шейн».

Ошибки формы языковых единиц

Незнание исторических реалий, искажение социокультурного контекста, соответствующего произведению: «Гринев стал грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»; смешение фактов различных историко-культурных пластов: «Графиня Ростова была очень хорошей домохозяйкой»; «<о семье Ростовых> По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли, мюзиклы»; «Мармеладов попал под сокращение»;искажение звуковой оболочки слов: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»;искажения антропонимов художественного произведения: Екатерина («Гроза»); Наталья Ростова.

Ошибки понимания

Случаи искажения существенных для понимания авторской позиции деталей произведения или фактов действительности: «Лермонтов говорил, что «Печорин есть название произведения», каким бы он ни был»; «Акакий был мелким чиновником, его работа заключалась только в корректировке документов; случаи искажения характеристики персонажей: «Раскольников был циничным, жестоким человеком».

2. Логические ошибки (нарушение критерия логичности речи)

Пропуск структурно необходимых компонентов мысли: «Перед тем, как упасть с обрыва, на улице внезапно разыгралась гроза»; «В нашем XXI веке не осталось тех мужчин, которые были раньше»; «В романе Лермонтова «Герой нашего времени» изначальное непонимание главного героя – Печорина – сделало его чуждым к слабостям»; искажение причинно-следственных отношений и связей явлений: «Если привести в пример стихотворение Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», то он писал…»; «Для кого-то дом – это место, где человек просто ест, пьет и спит. Но это не его вина, значит, человека так приучили с детства»; искажение логики субъектно-объектных отношений: «Любовь<…> не видит недостатки. Например, человек некурящий, непьющий, работоспособный, а кто-то любит и наоборот»; «Он сразу понял, что хозяйством тут не занимаются, а только поддерживают его на одном уровне»; части суждения (предложения) содержат взаимоисключающие понятия: «В монастыре все было так монотонно и однообразно, что его жизнь летела очень быстро»; части суждения содержат несоотносимые по содержанию понятия: «Жизненный путь – это не только наличие или отсутствие работы»; «Да, Есенину, как и всем, приходилось нелегко – разные восстания, митинги, житейские проблемы»; ошибки определения понятий, неудачный выбор слова для обозначения родового понятия: «Время – это пространство, в котором человек рождается»; создание бессмысленных суждений: «В ответе на этот вопрос сложно выразить общее мнение к этому вопросу»; «Горький при создании этого произведения придумал таких героев, которые подходили в данное произведение».

Коммуникативные ошибки

Чрезвычайно обобщенные и безапелляционные оценочные суждения: «На мой взгляд, я полностью раскрыл тему, и я в ней не могу не согласиться “Дом – это место или люди?”»; «Помогает ли любовь понять себя? Это очень редкий вопрос в наше время. А если задавать его, то люди вступают в ступор»; «В наше время все уже позабыли про настоящую искреннюю любовь»; «Таким образом, можно сделать вывод, что человек без дома – это уже не человек, это животное, которому ничего не надо»; «Детство и юность. Какую роль они играют в жизни человека? К сожалению, в наше время родители довольно редко задают себе этот вопрос. Они не понимают, что будущая жизнь их детей напрямую зависит от детства»; коммуникация с нулевым восприятием: «И при изучении литературы разных веков и народов можно понять, на какой направленности развивалось наследие нашей нынешней литературы».

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.

Тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»

Поход в гости – это возможность узнать друга с совершенно новой стороны, а именно познакомиться с местом, где он проводит минимум треть своей жизни, где ему комфортно и приятно. Приглашение в гости я считаю знаком особого расположения и доверия, ведь тебе приоткрывают двери в личный, недоступный большинству других мир. Каждая квартира особенна и неповторима; мне нравится изучать, как мои друзья организуют их собственное пространство: какие статуэтки они поставили на стол, какие картины выбрали для того, чтобы повесить на стену… Я всегда интересовалась, что создает эту особую атмосферу дома: просто набор вещей и их расположение друг относительно друга или еще что-то неуловимое, трепетное, некий дух помещения и живущего в нем человека?

Первое, на что мы обращаем внимание при посещении друга, – это, конечно, материальные предметы. Как известно, к отделке вновь купленной квартиры люди подходят очень ответственно: месяцами изучают каталоги обоев и напольных покрытий, черпают вдохновение из уже готовых дизайнерских проектов, а иногда даже нанимают персонального дизайнера. Но может ли сторонний оформитель прочувствовать то настроение, которое отражает твой дом?

Чем же руководствуются люди, выбирая то, как будет выглядеть место их проживания? Очевидно, здесь мы сталкиваемся с врожденным эстетическим чувством, уникальным для каждого, о существовании которого, кстати, говорил еще Бродский во время своего выступления при вручении ему Нобелевской премии.

Обращаясь к русской литературе, давайте посмотрим, что смогут нам рассказать об известных персонажах их дома.

Имение Собакевича сразу поражает Чичикова своими основательностью и размахом: даже избы крестьян добротны и устойчивы, не говоря уже о доме самого хозяина. Гоголь отмечает, что архитектор при постройке дома пытался привнести легкие декоративные элементы, но под давлением мнительного помещика сдался, и дом получился массивным, даже грубым. Вся мебель в комнатах тоже простая, крепкая и надежная, созданная для того, чтобы выдержать вес ее хозяина. Чичиков даже самого Собакевича про себя называет «шкаф», «кулак», «медведь». Таким образом, обиталище Собакевича замечательно отражает его прямолинейный грубоватый характер. Замечу, что на стенах висят изображения героев войны 1812 года в виде богатырей, потому что сама Россия своими просторами способствует появлению богатырей. Но вот в чем дело: на войне богатыри полегли; тех, кто выжил, не уважают (как капитана Копейкина); а такие, как Собакевич, посвятили себя не подвигам, а банальному накопительству. Наблюдается вырождение богатырей на Руси, что является причиной грусти автора. Что же Плюшкин? Гоголь называет его «прорехой на человечестве». Чичиков даже сначала не признает в нем мужчину и хозяина. Имение его в упадке: в закромах гниют запасы зерна, крестьяне умирают, в доме горы мусора (старые тряпки, перья, засохший кулич), везде пыль, грязь и запустение. Гоголь, используя прием ретроспекции, показывает, что Плюшкин не всегда был таким: раньше он просто был прижимистым хозяином, но страсть к накопительству приобрела маниакальную форму. Мне кажется, причина этого – желание остаться в прошлом, остановить мгновение; предметы материального мира расцениваются Плюшкиным как что-то надежное, неизменное, стабильное. Но на самом деле жизнь идет вперед, а кулич досыхает, окна покрываются слоем пыли… Обратим внимание также и на картину, висящую на стене у Плюшкина: это натюрморт с изображенными на нем цветами, фруктами, разрезанным арбузом, кабаньей мордой и уткой, свесившей вниз голову. Стоит сказать, что натюрморт («мертвая природа») – внешне простой жанр живописи, но на самом деле в нем есть глубокий философский подтекст: материальное красиво, но оно не вечно. Поэтому Плюшкин, скапливающий деньги и вещи, в действительности собирает ветошь, тлен, прах, гниль.

Иногда люди, живущие в одинаковых условиях, делают совершенно разный жизненный выбор. Рассмотрим это на примере произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Заметим, как автор описывает комнату Родиона Романовича Раскольникова: «гроб», «шкаф», «каюта». Бедность, в которой он погряз, убогость его жилища резко контрастируют с его внешностью («прекрасные глаза», «замечательно хорош собой»). Таким образом, Достоевский с помощью интеллектуальной провокации намеренно подводит читателя к тому, чтобы найти оправдание преступлению Раскольникова в атмосфере, которой он окружен («тесные комнаты и низкие потолки теснят душу и сердце»). Однако обратим внимание также на описание жилища Сони Мармеладовой: «один угол ужасно острый, другой безобразно тупой». Как видим, автор здесь опровергает теорию среды: и Соня и Родион бедны, но при этом они совершают разный нравственный выбор: один выбирает убийство, другая – самопожертвование.

Итак, мы подошли к тому, что дом дышит жизнью и может поведать нам что-то только в совокупности со своим хозяином. Без жильцов, их радостей и горестей, их суеты помещение сразу становится пустым, нежилым, как будто покрытым серым налетом, то есть, по существу, это уже и не дом вовсе. Поэтому я прихожу к мысли о том, что человек – вот кто привносит смыслы в дом, а вовсе не предметы материального мира. Жилище лишь помогает человеку раскрыться, проявляет его истинную сущность, потому что, когда человек дома, он априори чувствует себя в безопасности и комфорте, его не сковывают никакие условности и рамки, значит, дома человек может быть таким, каков он есть на самом деле. Таким образом, роль этой среды сводится к лишь к тому, чтобы раскрыть потенциал ее обитателя, истинного создателя как себя, так и своего пространства.

Автор сочинения демонстрирует высокий уровень речевого развития. В тексте реализуются жанрово-стилистические признаки, соответствующие цели сочинения и его теме. Ученик имеет большой словарный запас, использует разнообразные синтаксические конструкции и языковые средства выразительности. В то же время в сочинении есть несколько речевых ошибок (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление (а именно…), следствием которого является нарушение логичности речи; смысловая недостаточность, вызванная пропуском слова (большинству других…); неточное словоупотребление, приводящее к фактической неточности при характеристике персонажа (мнительный вместо придирчивый, неуступчивый), к двусмысленности (дом может поведать… в совокупности со своим хозяином).

По критерию № 4 сочинение заслуживает оценки «зачет».

Тема: «Как судьба человека связана с историей народа?»

Произведение Михаила Шолохова «Судьба человека» показывает, что человек является частью народа и его истории. Главный герой – это Андрей Соколов. Он многое пережилв своей жизни, но это его не сломало. Еще в молодом возрасте он женился на сироте Ирине и был счастлив. Ирина быладоброй, мудрой и понимающей женой. У них было трое детей, сын и две дочери. С началом войны его взяли в фронт, трудно ему было расставаться с семьей, но он был истинным патриотом своей земли и народа. Его судьба связаласьс войной. Он отважный солдат, который имел честь и достоинство. Даже в плену у врагов он был верным своей родине, как другие. Но во время войны он потерял всю семью и остался один <…>

Наши рекомендации