Не разбредаясь вкривь и вкось.

И.В.Гёте

От незнания логики погибло больше

Кораблей, чем от незнания навигации.

У.Томсон, лорд Кельвин

Главная дидактическая цель данного учебного пособия состоит прежде всего в том, чтобы вооружить студента знаниями, которые позволили бы: а) лучше ориентироваться в функциях, выполняемых различными элементами разговорного и научного языка в различных коммуникативно-познавательных ситуациях; б) эффективно использовать логические законы как средства познания, убеждения, как инструменты контроля за правильностью самых разнообразных рассуждений; в) уверенно и грамотно выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение понятий, определение, деление, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основе знаний об истинности (ложности) других суждений и др.; г) быть чувствительным к логическим противоречиям, умышленным и непроизвольным погрешностям в рассуждениях, недозволенным приемам в дискуссиях и спорах; д) четче представлять структуру изучаемых учебных дисциплин, устанавливать наиболее общие связи и отношения между ними, обнаруживать возможности применения методов одних наук в других науках.

Освоение курса логики требует серьезной и вдумчивой работы. Хотелось бы предупредить читателя от самонадеянности, свойственной многим при изучении гуманитарных предметов. Логика не принадлежит к дисциплинам, которые осваиваются «по диагонали». За почти 2500-летнюю историю своего развития она приобрела математически строгий вид, поэтому глубина проникновения в содержание ее понятий и положений, последовательность в изучении материала, связь с практикой живого мышления – непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела. Приступающему к изучению содержания данной книги хотелось бы порекомендовать следующее:

1. Ознакомившись с названием того или иного параграфа, прочитать и запомнить ключевые слова, составляющие основу понятийно-терминологического аппарата этого параграфа. Если значение этих слов, хотя бы в некоторой мере, знакомы читателю, то зафиксировать это известное в наиболее отчетливой форме.

2. Внимательно изучив соответствующий параграф, выписать определения, раскрывающие значения ключевых слов, или хотя бы перечислить наиболее характерные черты обозначаемых ими предметов.

3. Выписать основные положения (тезисы) прочитанного параграфа и проследить, как и какими доводами они обосновываются, как они соотносятся с положениями, изложенными ранее.

4. Непременно выполнить упражнения, помещенные в конце соответствующего раздела. Сверить полученные результаты с ответами, помещенными в конце книги.

5. Вопросы, возникающие в ходе изучения материала, но не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данной книге, попытаться решить с привлечением рекомендуемой литературы (ее список – в конце книги). Если и здесь Вас постигнет неудача, то обратитесь за консультацией к преподавателю.

После проработки всех разделов книги нужно еще раз прочитать ее и обязательно повторить выполнение всех упражнений. При этом особое внимание следует обратить на дефиниции основных понятий и главные положения, введя их в память персонального компьютера или пополнив ими свою картотеку.

Следование указанным рекомендациям будет способствовать оптимальному усвоению содержания учебного пособия.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ КАК НАУКИ

Лекция 1. Предмет логики как науки

Основные понятия:

Схема (логическая форма) рассуждения; логическая константа; формальная логика; логический закон; выполнимая схема рассуждения; противоречивая схема рассуждения; правильность; истинность; содержательная ошибка; формальная ошибка (паралогизм, софизм); логическая культура.

Наши рекомендации