Исследовательской деятельности

Тема 1. НАУКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ

Знание и его формы. Понятие и признаки научного познания. Понятие и виды вненаучного знания. Понятие и особенности обыденного знания. Игровое знание. Личностное и коллективное знание. Паранормальное знание, псевдонаука, девиантная наука.

Наука и ее особенности. Основные аспекты науки. Наука как социо-культурный феномен.

Возникновение и развитие науки.

Понятие информации. Признаки научной информации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Понятие интеллектуальной собственности. Правовое регулирование защиты интеллектуальной собственности.

Тема 2. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Место и роль научных исследований в познании и познавательной деятельности студента.

Общее понятие о науке. Объект и предмет науки.

Классификация наук. Философия. Естественные науки. Общественные науки.

Система юридических наук. Общетеоретические и исторические науки. Отраслевые юридические науки. Науки, изучающие международное право. Комплексные юридические науки.

Наука и практика. Основные формы практики. Функции практики. Понятие верификации и фальсификации.

Характеристика поисковой и исследовательской работы. Содержание и особенности исследовательской работы.

Признаки научной деятельности. Характеристики, позволяющие оценить качество научного исследования.

Тема 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА

Понятие методов исследования, их классификация.

Общие и специальные методы научного познания. Использование методов научного познания. Понятие теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ; классификация.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации. Общелогические методы и приемы исследования.

Методы, используемые в юридической науке. Конкретно-социологический, логико-языковой методы. Характеристика системно-структурного и сравнительно-правового методов.

Этапы исследовательского процесса. Этап усвоения теоретических знаний. Изучение и обобщение практики. Понятие и значение объяснения собранных фактов. Аргументирование положений исследования. Этап написания текста исследования.

Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Структурная (логическая) схема научного исследования.

Формулирование пунктов плана научного исследования. Составление плана текста научной работы.

Обоснование актуальности и новизны. Постановка цели и задач исследования. Выявление объекта (предмета) исследования. Выбор метода проведения научного исследования. Описание процесса научного исследования (эксперимента). Формулирование выводов.

Обсуждение результатов научного исследования.

Тема 5. СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация самостоятельной работы студентов. Работа с изданиями научной, учебной литературы, публикациями в периодических изданиях.

Способы получения и переработки информации.

Понятие и значение аннотации. Правила составления аннотации.

Доклад, научное сообщение. Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку.

Тезисы научного доклада (сообщения). Виды тезисов. Последовательность написания тезисов. Требования к содержанию, структуре, языку, стилю.

Статья как форма отчета по научной работе. Требования, предъявляемые к научной статье.

Понятие и виды рефератов. Реферат как форма научно-исследовательской работы студентов. Структура, язык и стиль реферата.

Особенности рецензии как формы научной работы. Понятие, виды, функции рецензий, объекты анализа.

Составление обзоров и отчетов. Требования к оформлению и содержанию.

Наши рекомендации