Обязательные элементы вводной части
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект и предмет исследования, дается постановка цели и задач работы, указываются избранные методы и источники материала исследования, формулируются исходные положения, содержится описание структуры работы.
Начинать писать научное сочинение следует именно с введения, поскольку здесь намечаются проблемы, определяется значимость исследования, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения изыскания и связь с важными научными и практическими задачами. Но вначале это будет лишь черновик вводной части, к которому придется неоднократно возвращаться.
Актуальность научной работы школьника в существенной мере связывается не с решением новых научных проблем, а с углубленным (более детальным, точечным) рассмотрением некоторых лингвистических вопросов.
В ходе обоснования актуальности темы необходимо сформулировать проблему, осветить состояние ее исследованности, доказать важность разработки как в теоретическом, так и в практическом плане.
Систематизация выписок из научной литературы по тематическому принципу позволит выяснить аспекты проблемы, которые интересовали ученых, и характер полученных ими результатов. Автору работы необходимо установить, что уже известно по проблеме и кто из лингвистов придерживается той или иной концепции, что обратило на себя внимание ученых, но не стало объектом детального анализа, а что вообще выпало из их поля зрения. Критический анализ прочитанной литературы обычно продолжается в основной части при обращении к конкретным вопросам.
Освещение актуальности не должно быть многословным. Для научной работы школьника достаточно полстраницы машинописного текста.
Объект и предмет исследования необходимо определить четко и однозначно. Объект и предмет соотносятся как общее и частное. Предмет исследования обусловливает его тему. Это могут быть языковые явления разных уровней: фонемы, морфемы, лексемы, словосочетания, предложения и т. п. Например, объектом исследования является устная и письменная речь разных стилей, в которой функционируют те языковые факты, которые являются предметом изучения (например, жаргонная лексика, оценочные предикаты, фразеологизмы и проч.). Или: объектом исследования является система цветообозначений в русском языке, а его предметом колористическая лексика в поэзии М. Цветаевой.
Цель и задачи работы. Основная цель — это главный результат научно-исследовательской работы, к которому намеревается прийти автор в ходе ее выполнения. Представление цели может начинаться с фраз: Основной целью научно-исследовательской работы является.... Основная цель работы состоит в ... / заключается в ...
Задачами научной работы выступают те частные вопросы, ответы на которые позволяют достичь поставленной цели. Представление задач обычно делается в форме перечисления: изучить..., систематизировать…, описать..., установить..., выявить...
Формулировка цели и обусловленных ею задач определяет направленность исследования, следовательно, от них будет зависеть и структура работы – каждой из поставленных задач должен соответствовать определенный раздел (подраздел, пункт). Поэтому во введении очерчивают только основные задачи (их может быть 5–6).
Источники фактического материала определяются вместе с выбором темы: художественные произведения, деловые бумаги, эпистолярное наследие, СМИ (газеты, журналы, ТВ), разнообразные словари (толковые, этимологические, синонимические, фразеологические, терминологические и др.), Интернет, а также конкретные носители языка, если исследуются особенности устной речи. В зависимости от темы и задач это могут быть, например:
– одно или несколько произведений одного автора;
– одна или несколько газет, выходящих в одно время;
– источники разных жанров.
Во введении необходимо назвать объем самостоятельно собранного и проанализированного в работе фактического материала.
Если материалом исследования служат разные источники, то они должны характеризоваться системными связями.
Методы исследования. Использованные для достижения поставленной цели современные методы лингвистических исследований (описательный, сопоставительный, структурный, анализа и синтеза и др.) перечисляются во введении с обоснованием необходимости и целесообразности их применения. Можно также указать использованные приемы контекстуального, статистического анализа, сравнения, классификации и систематизации.
Исходные позиции исследования – одна из наиболее ответственных частей введения: оттого, насколько квалифицированным будет их изложение, в значительной мере зависит судьба работы. Здесь необходимо раскрыть концепцию, которую автор научной работы закладывает в основу исследования. Излагая ее, необходимо ссылаться на ученых, чьи взгляды исследователь принимает, на них опирается, а с чьим подходом он не согласен: любая позиция автора должна быть обоснована. При использовании неустоявшихся или многозначных терминов следует указать, в каком значении они употребляются.
Научная новизна работы. Указание на степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие) требует от исследователя объективной оценки его труда. Углубление знаний об особенностях функционирования тех или иных языковых единиц, установление новых взаимосвязей этих единиц в исследуемом тексте, выявление закономерности их употребления определенным автором – все это можно рассматривать как научную новизну исследования.
Практическая значимость полученных результатов. Смысл любого изыскания определяется его актуальностью, т.е. необходимостью для решения проблем как теоретического, так и практического характера. При освещении практической значимости работы необходимо сформулировать рекомендации о возможности внедрения в практику преподавания (на уроках, факультативах, в кружках), а также прикладной ценности работы (для нужд СМИ, работы на компьютере и т.д., и т.п.).
Апробация результатов исследования. В этой части введения следует дать точные сведения о том, где и когда оглашались результаты изысканий в докладах, выступлениях на заседаниях научных семинаров, обществ, научных конференциях и т. п. Если автор имеет публикации, которые непосредственно касаются предмета исследования, их также называют во введении.
Вводная часть должна быть краткой: 3-4 страницы компьютерного набора (кегль 14; 60 знаков в строке; 28-30 строк на листе), без общих фраз и отступлений, уводящих от темы. Например, в работах по языку писателя не следует злоупотреблять литературоведческим материалом, посвященным биографическим деталям, манере письма, идейному содержанию произведений и т. п.