Занятие 1. Теория понятий. Классическая и неклассическая логика. Исчисление высказываний.

Для выполнения заданий (решения задач) по данной теме необходимо проработать следующие теоретические вопросы по учебной литературе, указанной ниже:

1. Виды понятий.

2. Отношения между понятиями.

3. Суждения и отношения между суждениями. Понятие формализации.

4. Таблицы истинности. Система натурального вывода как способы проверки правильности рассуждений.

Литература:

1. Гетманова А.Д. Логика. Углубленный курс: уч. пособие. М., 2007. Гл. 2, § 2.1 – § 2.11.

2. Зинченко Е.В., Эннс И.А. Логика: уч. пособие. Томск, 2011. Раздел 4-5.

3. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. М., 2004. Гл. 4-8.

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М.: Проспект, 2010. Гл. III. VII, VIII.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учеб. 6-е изд. М., Проспект, 2009. Гл. II-V.

6. Кобзарь В.И. Логика в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Проспект, 2010. Гл. 3.

1. Указать существенные и несущественные признаки понятий:

Человек, государство, лекция, подвиг, социальная справедливость, кража, наука, логика, понятие.

2. Определить вид понятий:

Игра, нынешний чемпион мира по шахматам, армия, бесстыдство, сила Гракла, заяц, брат Петра, стойкий оловянный солдатик, объем понятий, журнал, смех, здание, элементарная частица, право, множество.

3. Изобразить отношения между понятиями:

Адвокат, прокурор, брюнет, человек.

Конституция, основной закон, федеральное собрание.

Наука, логика, этика, форма общественного сознания, право.

4. Используя знание связи между операциями над содержаниями и объемами, установите отношения между понятиями:

«Человек такой, что если он имеет высшее образование, то он знает английский язык или не знает этого языка», «Человек, который не имеет высшего образования и не знает английского языка».

5. Обобщить и ограничить следующие понятия:

Книга, понятие, вид, абстракция, логика, интуиция, революция, удача, торопливость, преподаватель логики, исторический роман, часть речи, населенный пункт, наука о психических явления.

6. Проверить правильность деления, в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

Воинское преступление делится на: неисполнение приказа, угроза начальнику, самовольное оставление части, нарушение уставных правил, самовольная отлучка;

Государство может быть феодальным, капиталистическим, социалистическим, коммунистическим, демократическим;

Мышление бывает: образным, логическим и дискурсивным;

7. Установить вид деления:

Обед состоял из первого, второго и третьего блюда.

Дети делятся на две категории: невоспитанных и наших.

Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными.

В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

8. Проанализируйте отрывок из отчета руководителя Прокуратуры. правильно ли осуществляется деление понятия? Какое понятие в данном случае подвергается делению?

«В прошлом году по инициативе прокуроров восстановлено 11 тысяч незаконно уволенных граждан. Удовлетворено 90 тысяч жалоб граждан. Наказано 18 тысяч должностных лиц, 32 тысячи привлечены к материальной ответственности».

9. Дать анализ (с точки зрения логической правильности) следующих определений:

Хлопок – это белое золото.

Гималаи – это высочайшие горы в мире.

Понятие – это мысль о предмете.

Солнце – это звезда, которую мы видим днем.

10. Назовите вид определения:

Треугольник представляет собой одну из наиболее простых геометрических фигур.

Музыкальный инструмент – это например, рояль.

Клевета – это распространение позорящих другое лицо измышлений.

Человек – это смеющееся животное.

Свобода человека зависит от его экономического положения, главный фактор свободы – это возможность хорошо работать при справедливой оплате труда.

11. Являются ли правильными следующие определения:

Преступник – это лицо совершившее преступление.

Бразилия – это страна где много диких обезьян.

Человек – это существо способное обещать.

Состав преступления, как и содержание понятия, составляют признаки предметов, данном случае - признаки социально-правовых явлений отражаемых составом преступления.

12. Какие из нижеприведенных предложений выражают суждения, а какие нет и почему?

«Никогда не злоупотребляйте достигнутым» (Анре Жид);

Лондон – столица Парижа, а Париж – столица Рима;

На миру и смерть красна;

«Я мыслю, следовательно, я существую» (Р.Декарт);

13. Установить вид суждений по характеру предиката (атрибутивное, суждение-существования, суждение-отношение):

«Добродетель расположена посредине между двумя пороками» (Аристотель);

Жизни после смерти нет;

Не все то золото, что блестит;

Убийство – худшее из зол;

14. Установить вид суждений (SaP, SeP, SiP, SoP), указать на распределенность терминов с помощью диаграмм Эйлера-Венна:

Ни один из римских рабов не обладал гражданскими правами;

Некоторые книги бесполезны;

Все квадраты – равносторонние прямоугольники.

Государственное право – юридическая наука.

Некоторые соглашения не являются выгодными ни для одной из сторон.

15. Составить суждения из следующих пар понятий при заданных условиях:

Комета (субъект, нераспределен), тело Солнечной системы (предикат, нераспределен);

Крестьянское восстание (субъект, распределен), восстание, закончившееся победой (предикат, распределен).

16. Установить по логическому квадрату отношения между следующими суждениями:

Ни в одном уголовном кодексе нет статьи о спекуляции. – В некоторых уголовных кодексах нет статьи о спекуляции;

Преступление является общественно опасным деянием. - Некоторые преступления являются общественно-опасными деяниями.

Некоторые юристы являются судьями. - Некоторые юристы не являются судьями.

17. Для данных суждений сформулировать, опираясь на логический квадрат, противоположные, противоречащие, субконтрарные суждения:

Некоторые лекарства опасней болезней;

Все хорошо, что хорошо кончается.

Совершеннолетние имеют право голоса;

18. Выяснить, в значении каких логических союзов употребляются грамматические союзы в следующих предложениях:

Плывет по реке не то лодка, не то бревно.

Ни берез, ни дубов мы больше не встречали.

Повсюду были видны либо озера, либо болота, либо речки.

Дождь то начинал хлестать теплыми крупными каплями, то переставал.

Движение парусника было возможно лишь тогда, когда дул ветер.

19. Формализовать суждения на языке логики высказываний:

Если телеграмма запоздает, то либо мы вообще никогда больше не встретимся и конец нашей дружбе, либо надо начинать все сначала: писать письма, наводить справки и ждать.

Хлеба уцелеют тогда и только тогда, когда будут вырыты ирригационные каналы; если хлеба не уцелеют, то фермеры обанкротятся и оставят фермы.

Когда идет дождь, то Петя либо сидит дома и смотрит телевизор, либо идет в кино; но если дождя нет, он идет гулять.

Если бы Иван Грозный был зол по природе и не заботился об интересах государства, то он не отменил бы опричнины.

20. Построить таблицы истинности для следующих формул:

(AVB) > C

(A > (B V (C>A))) & B

((B > A) & (A>B)) & (C ≡ (A V B))

21. Построить таблицы истинности и проверить правильность рассуждений:

Если человек принял какое-то решение, и он правильно воспитан, то он преодолеет все конкурирующие желания. Человек принял решение, но не преодолел некоторых конкурирующих желаний. Следовательно, он неправильно воспитан.

22. Записать следующие суждения на языке логики предикатов:

Некоторые юристы – не судьи;

Все судьи неподкупны;

Ни один судья не является преступником;

Некоторые юристы знают логику.

23. Определить количество свободных переменных в выражениях и показать, какие вхождения переменных связаны какими кванторами, сформулируйте реальные суждения, соответствующие данным логическим формам:

P(x,y,z)&Q(x)

"xP(x,y,z)ÉQ(x)

$x"y((P(x)&Q(y))ÉR(x,y))

Наши рекомендации