Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная (4 года) | Заочная с полным сроком (5 лет) | |
1. Виды и объемы учебной работы, в ч | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 108/3 | 108/3 |
1.2. Аудиторные занятия | ||
1.2.1. Лекции | ||
1.2.2. Практические занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - |
1.3.2. Контрольная работа | - | - |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (работа с литературой, работа с нормативно-технической документацией, подготовка к практическим и контрольным занятиям) | - | |
2. График изучения дисциплины | ||
2.1. Курс | 4-5 | |
2.2. Семестр | 8-9 | |
2.3. Экзамен (семестр) | - | |
2.4. Зачет (семестр) |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||||||
1. | Судебная психиатрия как учебная дисциплина: - предмет судебной психиатрии как теоретическая основа судебно- психиатрического исследования; - объекты судебно- психиатрического исследования; - методы применяемые в практике психиатрической экспертизы; | 1,2 | Еженед. | Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2. | ||||||||
2. | Понятие о психических расстройствах: - причины психических заболеваний, их классификация, варианты течения. - этиология и патогенез расстройств восприятия, памяти, мышления, аффективной и волевой сфер деятельности. | 3,4 | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4. | ||||||||
3. | Хронические психические заболевания: - характеристика основных форм хронических психических заболеваний; - причины развития, клиника, формы и течение шизофрении; - причины развития, клиника, формы и течение эпилепсии; - расстройства восприятия, памяти, мышления, аффективной и волевой сфер психики при хронических формах психических заболеваний; - судебно-психиатрическая экспертиза шизофрении, эпилепсии; - аффективные психозы (причины возникновения заболевания, классификация, варианты течения); | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6. | ||||||||
олигофрения, классификация, варианты течения; - судебно-психиатрическая экспертиза олигофрении. | ||||||||||||
4. | Травматические, инфекционные и сосудистые психические расстройства. Психозы позднего возраста: - классифицикация травматических поражений головного мозга; - диагностика закрытых и открытых травм головного мозга; - психические изменения при травмах в остром, подостром, отдаленном периодах. - расстройства восприятия, памяти, мышления, аффективной и волевой сфер психики при травме головного мозга; - судебно –психиатрическая экспертиза психоза в результате травматических поражений головного мозга; - основные формы инфекционных заболеваний головного мозга (энцефалиты, менингиты, сифилитические заболевания головного мозга). - психические изменения при сосудистых заболеваниях головного мозга; - психические нарушения при предстарческих психозах и старческом слабоумии. | 7,8 | Еженед. | Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8. | ||||||||
5. | Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания: - алкоголизм как нозологическая форма; - простое и патологическое алкогольное опьянение, их судебно-психиатрическая оценка; - алкогольные психозы- алкогольный дерилий (белая горячка).,алкогольный галлюциноз, алкогольный параноид; - вменяемость при алкогольном опьянении, хроническом алкоголизме и алкогольной деградации личности; - диагностика алкогольного опьянения и алкогольной | 9,10, | Еженед. | Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10. | ||||||||
энцефалопатии; - понятие, виды и механизмы развития наркоманий (морфинизм, кодеиномания, гашишизм и др.). - судебно-психиатрическая экспертиза лиц, страдающих наркоманией; - психическая и физическая зависимости при токсикомании, понятие о толерантности и абстинентном синдроме; - психоз при острой и хронической интоксикация, формирование зависимости при токсикомании. | ||||||||||||
6. | Психопатия. Нарушение влечений: - психопатии, их формы и динамика. - влечения, формирующие динамику и интенсивность влечений; - расстройства инстинкта самосохранения; - расстройства восприятия, памяти, аффективной и волевой сфер психики при психопатии; - расстройства сексуального влечения. | 11,12 | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13. | ||||||||
7. | Временные расстройства и реактивные состояния: - реактивные состояния, формы и течение; - исключительные состояния и кратковременное расстройство психической деятельности; - судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний; - посттравматическое стрессовое расстройство. | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | |||||||||
8. | Симуляция психических расстройств: - ложные представления о несуществующих у человека заболеваниях; - имитация беременности, бывших родов или абортов; - истинная симуляция и симуляция неосознаваемой (патологической) деятельности. | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | |||||||||
Судебно-психиатрическая экспертиза: - судебно-психиатрическая экспертиза, основания и порядок её назначения; - компетенции судебно-психиатрической экспертизы; - психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых, свидетелей и потерпевших; - вменяемость и невменяемость; - судебно-психиатрическая экспертиза заболеваний, возникших после совершения преступления. | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | ||||||||||
Итого за 6 семестр | Зачет | |||||||||||
Всего за курс | ||||||||||||
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Судебная психиатрия»используются следующие образовательные технологии:
· лекции; практические занятия, на которых проводятся семинары, доклады, дискуссии, беседы, контрольные работы, тестирование; зачет (экзамен);
· самостоятельная работа студентов включает формы, способствующие усвоению теоретического материала, а именно подготовку к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям, к зачету (экзамену);
· НИРС, включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;
· консультирование студентов по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Судебная психиатрия» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с секционным материалом на базе специальных лабораторий, семинарских занятий, тестирования, защиты рефератов, выполнения контрольной работы и др.