Данный вопрос это раскрытие 4го правила деления в прошлом вопросе.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли­жайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступле­ние» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Рос­сийской Федерации на преступления против личности, в сфере эко­номики, против общественной безопасности и общественного по­рядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение прика­за, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, ут­рата военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении

56. Объясните и покажите на примере «дихотомию» как вид деления.

В процессе деления иногда употребляется приём, который называется дихотомией и который заключается в деления данного понятия A на противоречащие понятия В и не-В. Берём какое-нибудь понятие, которое нам надо разделить, на­пример понятие «человек»; выделяем в одну группу какой-нибудь из видов, заключающихся в этом понятии, например вид «славя­нин», а в другую группу — «не-славянин» — относим все прочие виды. Затем с этим вторым отрицательным понятием поступаем точно таким же образом: подразделяем понятие «не-славянин» на две группы; в одну из них относим, например, подвид «герма­нец»,а в другую — все прочие остающиеся подвиды, соединяя их в одно понятие «не-германец»; затем с этим понятием поступаем точно так же, как и с предыдущим, и продолжаем наше деление до тех пор, пока оно не окажется исчерпанным.

Человек: Славянин

Не-славянин: Германец

Не-германец

И т. д.

Этот приём имеет тот недостаток, что оставляет каждый раз крайне неопределённой часть объёма делимого понятия, именно ту часть, которая обозначается частицей не, но, с другой стороны, значительно облегчает самый процесс деления, потому что придаёт ему исчерпывающий характер, почему его иногда на­зывают исчерпывающим делением. Что оно имеет ис­черпывающий характер, можно объяснить при помощи следую­щего примера. Если мы разделим всех обитателей Европы и Азии на расы — белую и жёлтую, то может оказаться, что некоторые племена не подойдут ни под одну из этих рас и мы не будем в состоянии поместить их в нашем делении, но этого не будет в том случае, если мы будем делить дихотомически.

Обитатели земного шара: Белые

Не-белые: Желтые

Не-желтые

При таком делении всякое новое племя должно будет войти в последнюю группу, которая не будет ни белой, ни жёлтой. В этом заключаются преимущества дихотомического деления.

57. Приведите примеры и дайте характеристики логическим операциям «обобщение понятия» и «ограничение понятия».

Процесс образования менее общих понятий из более общих называетсяограничением (determlnatio)(переход от родового понятия к видовому). Для образования менее общего понятия мы должны к более об­щему прибавить несколько признаков, благодаря чему по­нятие уясняется (determinatur). Например, чтобы из понятия «дерево» получить менее общее понятие «пальма», надо к при­знакам дерева прибавить специальные признаки пальмы: вид её листьев, прямизну ствола и т. д. Обратный процесс образования более общего понятия из менее общего, при котором, наоборот, некоторое количество признаков от данного понятия отни­мается, называетсяобобщением (generalisatio)(переход от видового понятия к родовому).

Род образуется из видов при помощи процесса обобщения, и, наоборот, виды образуются из родов при помощи процесса ограничения. Эти процессы мы можем изобразить при помощи следующей схемы:

Данный вопрос это раскрытие 4го правила деления в прошлом вопросе. - student2.ru

Предположим, что у нас есть понятие А (наука). Из него при помощи видового различия а мы можем образовать вид Аа (ма­тематика); прибавив к понятию Аа видовое различие B (опреде­ление пространственных отношений), получим геометрию АаЬ. Прибавив к этому виду признак с (определение пространствен­ных отношений на плоскости), получим планиметрию АаЬс.

Обратный процесс — получение более общих понятий путём отбрасывания отдельных признаков — будет называться обобщением. И тот и другой процесс можно изобразить при помощи следующей схемы, в которой стрелки показывают или нисхождение от более общих понятий к менее общим или, наобо­рот, восхождение от менее общих к более общим понятиям.

Наши рекомендации